Календарные заметки на 6 августа: память святой мученицы Христины Тирской
Сегодня Русская Православная Церковь совершает литургическое воспоминание мученической кончины святой Христины, или Кристины, претерпевшей страдания в городе Тире финикийском.
Статья

Память святой мученицы Христины (или Кристины) указывается уже в Мартирологе Псевдо-Иеронима (основная часть которого была составлена в период со 2-ой половины V века - до, приблизительно, VII века[1]). Там 24 июля[2] говорится: «in Tyro civitate natale sanctae Cristinae virginis» [3] (лат.; «В городе Тире мученичество[4] святой Кристины[5] девы»). Подобное же свидетельство содержится и в другом относительно древнем западном мартирологах - в Мартирологе Рабана Мавра (середина IX века)[6], а также и в ряде восточных литургических и агиографических памятников IX и последующих веков[7].

Однако очень рано оформляется и другая традиция то ли локализации событий, связанных с мученичеством святой Христины, то ли с местом ее посмертного почитания. Археологические находки, проводимые еще с конца позапрошлого века, свидетельствуют о том, что на рубеже IV и V столетий святая Кристина почиталась в городе Волсинии (лат. Volsinii или Vulsinii; город в центральной Италии, на восточном берегу одноименного озера[8]). На это указывает существование уже в то время гробницы, посвященной святой, которая (гробница) находилась в одном из подземных склепов на месте части города, где имелись останки позднеантичного и раннесредневекового периодов[9]. Кроме того, образ Кристины помещен на мозаике базилики святого Аполлинария Нового в Равенне (VI век), где она изображена стоящей в собрании многих других итальянских мучеников[10]. В Малом римском Мартирологе (конец VIII - начало IX века) под 24 июля[11] значится (память): «Около Вульсинийского озера, в Италии, Кристины девы»[12]. Под «Вульсинийским» имеется в виду, конечно, озеро Больсена. Кроме того, ряд латинских Мученичеств, составленных, правда, не ранее IX века согласно указывают место страданий святой в Волсиниях[13].

Такое расхождение в локализации места жизни и страданий святой Христины, породили уже в конце периода Раннего средневековья попытки примирить обе эти традиции. Так, в частности, в Мартирологе Адона, епископа Вьенского (2-ая половина IX века) к той же дате - 24 июля - приурочено литургическое воспоминание, в котором говорится: «в итальянском городе Тире, который расположен около Вульсинийского озера мученичество святой Кристины девы»[14].

Но, как отмечает в своем «Полном Месяцеслове Востока» архиепископ Сергий (Спасский), «Тира на озере Больсена, впоследствии якобы поглощенного водою, как места ее страданий, неизвестно, и, вероятно, его просто не существовало»[15].

Впрочем, многие исследователи не берутся утверждать, что вопрос с местом страданий святой можно считать окончательно решенным. Более того, есть ученые, которые отстаивают точку зрения, согласно которой существовало две мученицы с именем Кристина, или Христина - одна пострадала в Италии, а другая в Финикии[16]. Хотя, думается, более вероятным выглядит мнение о том, что мученица с таким именем, воспоминаемая 24 июля, была только одна, и пострадала она именно в Тире.

Не исключена также возможность того, что образ святой Христины, как он представлен в житийной традиции, вобрал в себя элементы, с одной стороны, из повествования о страданиях и казни святой Феодосии Тирской[17], Житий святых великомучениц Варвары и Екатерины[18]. При таком положении дел в лице Христины можно видеть своего рода собирательный или обобщающий образ нескольких мучениц. В пользу мнения о легендарности личности святой может, кроме того, говорить и насыщенность мифологическими, а подчас даже сказочными, сценами всех версий дошедших до нас Мученичеств и Житий святой Христины. Однако это требует дальнейшего тщательного изучения источников, а вместе и проработки исследований по затронутой нами тематики, связанной с воспоминаемой сегодня святой мученицей.


[1] См. А. Ткаченко. Дюшен Луи // Православная энциклопедия, т. 16. - М., 2007. - Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.pravenc.ru/text/180839.html

[2] По римскому времясчислению - IX день перед августовскими календами.

[3] Приводится по критическому изданию, сопровождаемому комментариями, в: Acta Sanctorum. November. T. 2, pars 2. Brussels, 1931 (p. 393).

[4] Буквально natale - «место рождение»; так называли вообще смерть святого человека, но в особенности кончину мучеников .

[5] Здесь дается латинский вариант имени «Христина», где вместо звука «х», которого нет в этом языке, пишется (и произносится) «к».

[6] Rabanus Maurus. Martyrologium. Julius // PL 110. Col. 1158.

[7] См. ссылки в: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 2. М., 1997. С. 222.

[8] Современная коммуна (в Италии коммуной называется административная единица третьего уровня, состоящая обычно из главного города, дающего коммуне название, и прилегающих территорий) Больсена, расположенная в регионе Лацио, который подчиняется административному центру Витербо.

[9] A. Amore. Cristina di Bolsena // Bibliotheca Sanctorum. Vol. 3. Roma, 1963. Col. 331.

[10] Ibid, col. 331-332.

[11] Здесь и далее даты приводятся по старому стилю.

[12] Лат.: «Circa lacum Vulsinum in Italia, Christinae virginis» (Vetus Romanum Martyrologium, Julius // PL 123. Col. 163-164).

[13] A. Amore. Cristina di Bolsena, col. 331.

[14] Ado Viennensis. Martyrologium. Julius // PL 123. Col. 308; то же обнаруживается в Мартирологе Ноткера (конец IX - начало X века), где, правда город Тир относится к области Тускания (современная коммуна Тускания, расположенная в регионе Лацио, который подчиняется административному центру Витербо), что, видимо, отражает политическую ситуацию - подчинение Больсены тосканским владетелям - того времени, когда был составлен мартиролог (Nokterius Balbulus. Martyrologium. Julius // PL 131. Col. 1124). Нежелание, видимо, отдавать предпочтение какой-либо из традиций отразиласть в в Мартирологе Вандельберта (IX век) (Wandalbertus Prumiensis Monachus. Martyrologium. Julius // PL 121. Col. 605), где, вопреки своему обыкновению, составитель вообще не указывает места страданий святой Кристины.

[15] Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 3. М., 1997. С. 283.

[16] A. Amore. Item.

[17] Евсевий Кесарийский. О палестинских мучениках, 7; там, в частности, сообщатся о молодости святой страдалицы, а также о видах истязаний и казни, которые присутствуют и в Мученичестве святой Христины; кроме того совпадает имя префекта, правившего суд.

[18] О них, кроме всего прочего, см. «Календарные заметки» на 7 и 17 декабря (по новому стилю): адреса публикаций в интернете - http://www.bogoslov.ru/text/519591.html и http://www.bogoslov.ru/text/528942.html соответственно.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9