В рамках продолжающегося реформирования системы духовного образования введение магистерских программ является ключевым элементом. Чтобы успешно преобразовать систему духовного образования в трехуровневую структуру с бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой, необходимо понять, в чем заключаются эти уровни.
Поскольку они определены в рамках так называемого Болонского процесса, следует сказать о нем несколько слов. Прежде всего, Болонская система — это вовсе не система, а процесс. Задача Болонского процесса — сделать прозрачными друг для друга национальные системы образования. То есть университетские системы в различных странах остаются каждая со своей спецификой, но при этом они становятся прозрачными для других. Осуществляется процесс взаимной калибровки национальных систем образования таким образом, чтобы они могли быть совместимы. Это относится как к национальным системам образования, так и к профессиональным направлениям, в том числе к богословию.
В глобальном образовании протекают процессы, которые меняют всю философию образования. Образование становится более человеко-ориентированным, способствующим развитию личности в контексте профессиональной деятельности. Также система образования ориентируется на конечного потребителя. Получивший образование должен уметь осуществлять определенного рода деятельность, которая соответствует задачам, поставленным конечным заказчиком. До сих пор мы воспринимали систему образования как самодостаточный процесс освоения суммы знаний. При оценке полученного образования учитывалось количество прослушанных лекций, пройденных экзаменов. Весь процесс получения знаний должен был соответствовать процедурам, которые определяло государство. Сейчас логика образования меняется, и знания перестают быть самодостаточными. Упор же делается на умение решать сложные задачи, которые ставятся потенциальным работодателем.
В случае богословского образования такой подход очень удобен. Условно говоря, заказчиком наших знаний является Церковь. Поэтому она же определяет, какими должны быть знания, получаемые в системе духового образования. Государство же, как регулирующий орган, должно лишь подтверждать, что, действительно, система духовного образования соответствует нуждам Церкви.
Знания сейчас становятся лишь одним из компонентов того, что выпускник должен получить на выходе. Система получения знаний должна быть дополнена системой приобретения навыков и умений. Именно на навыки и умения делается акцент в новой логике образовательных процессов: человек должен не просто овладеть суммой знаний, которые потом будут лежать у него мертвым грузом, но должен также научиться применять свои знания в той или иной ситуации. Человек должен быть не просто знающим, но и умелым. Он должен обладать навыками или квалификациями, которые позволят ему адаптировать свои знания к реальности. Мне кажется, это тоже очень выгодно для нас, потому что мы заинтересованы в том, чтобы те богословские знания, которые студент получает в системе духовного образования, он мог творчески применять в пастырской или академической деятельности. Еще один важный момент — человек должен уметь приобретать и применять знания самостоятельно. То есть он должен не просто действовать по заложенным в него алгоритмам, но уметь самостоятельно вырабатывать алгоритмы действий. И наконец, человек должен уметь применять свои знания не механически, но творчески.
Таковы основные черты новой логики и новой системы образования, которая находит отражение в том числе в Болонском процессе. Соответственно, это те основные ориентиры, на которые и нам следует обратить внимание. Когда мы говорим об адаптации нашей системы к Болонскому процессу, мы должны иметь ввиду прежде всего эти моменты. То есть суть преобразований — не в количестве лет, проведенных в стенах духовных школ, но в изменении отношения студента к знаниям, а также в отношении преподавателей к процессу передачи знаний и навыков. И это самая сложная задача. Если мы не решим эту качественную задачу, то реформирование духовного образования можно будет считать неудавшимся.
Я обрисовал рамочные понятия, чтобы показать, какое место в образовательном комплексе должна занимать магистерская программа. В Болонском процессе магистерские программы занимают так называемый второй уровень. Первый уровень — это бакалавриат, а третий — это кандидатская (докторская) диссертация. Хотя магистерский уровень по протяженности самый небольшой (во многих странах он одногодичный, а в некоторых — двухлетний), он является самым важным во всей системе образования. На этом уровне происходит окончательная трансформация студента из потребителя знаний в человека, который осваивает навыки и умения. На этом этапе человек должен научиться мыслить самостоятельно и творчески. Здесь происходит вхождение человека в реальность творческого отношения к знаниям.
Я бы еще таким образом представил магистерскую программу по отношению к бакалавриату. Бакалавриат — это приобретение фундаментальных знаний. Человек накапливает сумму знаний, погружается в систему понятий и усваивает определенный образ мышления. Он формируется как будущий пастырь, обладающий навыками, необходимыми для приходской деятельности. Впрочем, уже на этом этапе закладывается творческое отношение человека к знаниям. На магистерском же этапе эта система должна разомкнуться. Человек должен творчески и отчасти критически переосмыслить то, что он получил в семинарии. Критически переосмыслить не означает отрицать, но что человек творчески и личностно усваивает полученные знания, приобретая тем самым возможность дальнейшего духовного и интеллектуального развития. Таким образом, магистратура должна стать уровнем размыкания системы. Человек должен расширить горизонты и приобрести другой опыт, может быть, другую точку зрения на уже известные ему предметы. Такова философия магистратуры.
Магистратура — это этап, который изначально сформировался в англо-саксонском образовании. Его не было в германском или французском университетах. Наша же традиционная система богословского образования до революции копировала Берлинскую систему, хотя в современном виде она представляет из себя скорее нечто эклектичное, куда вошли элементы дореволюционного Гумбертовского университета, советской системы и собственных «ноу-хау». Магистерские программы в современном виде получили изначальное развитие в британских и американских университетах. В рамках Болонского процесса эти программы были приведены к определенному стандарту. Этот стандарт описан в рамочном документе — «Дублинских дескрипторах». Это краткий рамочный документ, который в общих чертах описывает, что такое магистерская программа. Здесь главное внимание уделяется приобретенным результатам обучения. Результаты обучения — это широкое понятие, куда входят и знания, и способность творчески применять полученные знания.
В российском контексте принципы Болонского процесса были воплощены в форме образовательных стандартов третьего поколения. По отношению к магистерским программам стандарт третьего поколения был разработан Свято-Тихоновским университетом совместно с Историческим факультетом МГУ.
Данный стандарт является суженной интерпретацией норм Болонского процесса, являющегося открытой системой. Тем не менее, стандарт 3-го поколения вписывается в логику Болонского процесса, который предполагает сосуществование различных национальных систем. Главное, чтобы эти системы были сопоставимы друг с другом.
И в Болонской системе, и в российском образовательном стандарте третьего поколения реализован компетентностный подход. Он предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, семинаров, дискуссий, разбор конкретных ситуаций. Требуемые навыки формируются через интерактивность обучения. Студенты не просто слушают на лекциях зачитываемый конспект, но вступают в дискуссию с преподавателем и друг с другом и в такой форме приобретают навыки применения полученных знаний. Лекция хотя и остается важным элементом обучения, утрачивает свою монополию. Вторым важным элементом становится семинар как форма интерактивного обсуждения конкретных научных проблем. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе должен составлять не менее 40% от аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 20% от аудиторных занятий — этого требует отечественный стандарт по теологии.
В этом стандарте разработано два цикла обучения в магистратуре. Это общекультурный и профессиональный циклы. Общекультурный цикл не связан с богословием непосредственно, но с общими знаниями. Профессиональный цикл связан только с богословскими дисциплинами. Магистратуры западных университетов могут предлагать своим студентам только богословские курсы и никаких общекультурных. Особенность же российских стандартов 3-го поколения в том, что они обязывают наши магистратуры вводить общекультурные циклы. В общекультурном цикле есть две части: базовая и вариативная. Базовая — это современные проблемы философии и религии, современные технологии в науке и образовании. Вариативная часть — это философия, социология, культурология и т.д. Для сравнения, в американских магистерских программах общеобязательного общекультурного компонента просто не существует. Университеты сами вольны полностью определять свои магистерские программы. Обязательный общекультурный цикл — это особенность российская.
В профессиональном цикле тоже есть базовый элемент и элемент вариативный. Базовый — это история методологии теологии, современные проблемы теологии и методика преподавания теологических дисциплин. В Болонской системе в магистерских программах обязательна только методология научного исследования. Все остальное — на выбор университета. Таким образом, в стандарте третьего поколения речь идет о более ограниченной форме Болонских магистерских программ.
В нашей системе бакалавры — это те, кто получил объем знаний, рассчитанных на приходское служение. После бакалавриата тем, кто хочет немедленно идти на приход, следует еще углубленно освоить круг пастырских и практических дисциплин. Это делается в течение пятого года, который соответствует уровню специалиста в старой светской системе. Магистратуру же мы рассматриваем как путь для тех, кто хочет быть исследователем, преподавателем богословия, заниматься научно-богословской деятельностью, что, конечно, вовсе не исключает принятия священного сана. На уровне магистратуры человек приобретает навыки для того, чтобы творчески применять знания на ответственных должностях в епархии и в общецерковном управлении.