Корабль Церкви в информационном море
В минувшую среду в стенах Московской духовной академии прошел семинар «Научно-богословский взгляд на современное информационное общество». По задумке организаторов семинар был направлен в первую очередь на вопросы теоретические, но с некоторым прицелом на практику. Генеральной линией, проходящей через все доклады и комментарии, стало осмысление основных понятий, связанных с информационным обществом. Помимо этого в ходе дискуссии было поднято немало вопросов, которые важны в контексте формирования информационной политики Русской Православной Церкви.
Статья

Семинар стал первым в цикле встреч, посвященных вопросам информационной деятельности Церкви. Богословски осмыслить её в МДА собрались богословы, философы, работники медиа и общественные деятели. Встреча происходила под председательством главы Синодального информационного отдела Владимира Легойды. Вопросы на семинаре предполагались теоретические, но цель, очевидно, изначально ставилась практическая – продвинуться в работе над концепцией по информационной политике Русской Православной Церкви. Она стоит и перед Информационным отделом, и перед комиссией по информационной деятельности Церкви Межсоборного присутствия (отметим, что на семинаре работали 5 из 24 её членов). И состав участников как нельзя лучше подходил для этого. 

Основная полемика, как и следовало полагать, на первой встрече развернулась вокруг определений. Ведь, как известно, для плодотворной работы главное – договориться о терминах. Наиболее динамичным стало обсуждение понятия «информационное общество». И здесь мнения разделились. Говоря о нем, главный научный сотрудник Института Философии РАН Олег Игоревич Генисаретский отметил заведомую виртуальность самого термина «информационное общество». Он, по мнению Генисаретского, выбран случайно и не имеет ни эпистемиологического, ни гносеологического, ни тем более онтологического статуса, а поэтому относиться к нему со «звериной серьезностью» не стоит. 

Отчасти его поддержал главный редактор журнала «Русский Обозреватель» Егор Холмогоров. Он отметил, что мы очень сильно проигрываем, когда бросаемся с той самой «звериной серьезностью», разбирать новые концепты, которые навязываются нам порой западной социальной наукой, изобретающей их для конструирования неких политических и геополитических реальностей в третьем мире. Причем разбор этот происходит строго в тех рамках, которые нам предлагаются. При этом мы практически не работаем с собственным культурным и философским материалом. Иными словами, мы пытаемся анализировать искусственно созданные понятия в тех рамках, которые нам навязываются извне. 

Однако на практике мы каждый день сталкиваемся с информационным обществом, которое формируется телевидением, глобальными сетями, прессой. И случайность происхождения термина «информационное общество» не мешает ему обозначать реально существующее явление. «Точно также случайно произошел термин «метафизика», но от этого он не теряет своей глубины и значения», - отметил Илья Переседов – директор информационных программ интернет-телеканала «Russia.ru». По его мнению, современные СМИ уже давно начали формировать новый тип современного человека. А ведь этот факт не назовешь чем-то определенно виртуальным. 

Сокращение коммуникационного пространства, конечно же, производит определенные изменения и в человеке. А они в свою очередь влияют и на его взаимоотношения с Богом. И здесь нам уже не обойтись без богословского осмысления этих процессов. «Но зачем нам необходимо осмысление того, что мы называем информационным обществом?», - спрашивает богословов редактор журнала «Русский Newsweek» Илья Архипов. Именно затем, чтобы человеку уметь правильно реагировать на него. 

По мнению проректора Общецерковной аспирантуры протоиерея Владимира Шмалия, оно необходимо еще и потому, что, сталкиваясь с реальностью информационного общества, мы уже остановились перед началом серьёзных обусловленных информатизацией «тектонических» сдвигов. И современному человеку надо иметь четкий ориентир понимания той реальности, в которую он вступает. Церковь, как считает о.Владимир, через богословие как инструмент призвана осмысливать эту реальность и преображать её. Она в условиях любого общества должна продолжать свою спасительную деятельность по отношению к людям. Добавим, что её служители должны иметь при том необходимые для этого инструменты, первый из которых – слово Божие – помещается сейчас в новую, еще неосвоенную среду. 

Однако перед нами встает одна проблема: в Церкви сейчас нет богословского осмысления общества – эту мысль озвучил Александр Кырлежев. «Если вы возьмете Социальную концепцию и посмотрите на ее содержание, вы увидите, что там вообще нет общества как предмета рассмотрения». Это, по его словам, становится неизбежной темой для развития социального учения Церкви следующем этапе. Пока же получается, что, не зная богословия общества, мы не можем богословствовать и его информационной разновидности – только об информации, передаче сигналов между двумя точками и прочем. 

Но, несмотря на серьезные затруднения, процесс его богословского осмысления может быть начат хотя бы потому, что есть заинтересованные стороны: богословы и представители медиа. Как отметил первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ архимандрит Кирилл (Говорун), информационное общество может существовать и без богословия;  другое дело, нуждается ли оно в богословии или нет? Сам факт, что на семинаре собрались его представители, говорит об интересе к позиции богословов. И рискнем сказать, что даже о потребности. 

Резюмируя все сказанное, пора признать, что современный человек обеими ногами стоит на пороге серьезных антропологических сдвигов. Нам уже сейчас трудно представить себе мир без мобильного телефона, интернета и телевизора. Нам бывает некомфортно, когда мы подолгу отрезаны от источников информации. Мы зачастую испытываем настоящий информационный голод и не можем насытиться, получив доступ к ней. Но в то же время мы чувствуем все большую отчужденность от людей, уходя в виртуальный мир. А то ли еще будет? 

Всё это, безусловно, влияет и на наши отношения с Богом. В человеческом сознании изменяется понимание ключевых богословских понятий: греха, спасения, веры, любви. И вопрос Бога: «Адам, где ты?», - звучит сейчас не менее актуально, чем во времена прародителей. Что поможет нам сориентироваться в новом пространстве? Google? – Нет, все-таки Церковь.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9