Новый проект на портале «Богослов.Ru». Календарные заметки о святых, воспоминаемых 13 ноября
Предлагаем на суд читателей новый проект портала – "Календарь святых", в рамках которого редакция планирует размещать информацию о празднуемых в данный день святых, представленную в виде агиографических заметок.
Статья

Об апостолах от 70-ти Стахии, Амплии, Урване, Наркиссе, Апеллии и Аристовуле

Исторически достоверные свидетельства о святых апостолах из числа 70-ти Стахии, Амплии, Урване, Наркиссе, Апеллии и Аристовуле сохранились только в Послании апостола Павла к Римлянам (16:8-11). Там он передает им свои приветствия. Несмотря на скромный текстовой объем этих упоминаний, в них, если присмотреться повнимательнее, можно обнаружить, хотя и немногочисленные, но очень интересные подробности о тех, кого Павел перечисляет в этом месте своего послания.

Первым апостол приветствует Амплия, называя его «возлюбленным в Господе», что можно перевести «мой дорогой (или близкий мне) благодаря Господу». Точно такое же выражение он прилагает к Стахию. Если предположить, что Павел к ним обращается таким образом не случайно и не формально и если учитывать Рим 16:5, где он, говоря об некоем «дорогом ему Епенете», подчеркивает мысль о том, что он был первый обращенный апостолом ко Христу «в Асии», — то можно уверенно заключить: указанное выражение он прилагает к тем, кто был его духовными детьми (см. еще 1 Кор 10:14; Флм 16). Их Павел четко отличает в списке приветствий от других «апостолов», «сотрудников», «трудящихся», ставших христианами, вероятно, раньше или независимо от его проповеди. Именно таким «сотрудником во Христе» представлен здесь Урван, который упоминается после Амплия и перед Стахием. Аппелеса Павел характеризует как «испытанного во Христе», намекая тем самым на его самоотверженность в христианском служении (либо в проповедничестве, либо в деле материальной поддержки проповедников), свидетелем чего имел возможность стать автор послания. При этом, имена «Амплий» и «Стахий» были очень распространенными в Римской империи того времени среди рабов, на основании чего можно допустить, что указанные адресаты были либо рабами либо вольноотпущенниками (некоторые эгзегеты видят в последовательном соединении в Рим 16:9 Урвана и Стахия посредством союза «и» указание на подчиненное положение второго по отношению к первому; тем более, что имя «Урван» почти никогда не давалось рабам). Тот факт, что Павел, не посетив еще Рима, знал лично упомянутых лиц, говорит о том, что либо они, будучи римскими жителями, какое-то продолжительное время жили вне Рима; либо были эмигрантами, переехавшими в Рим.

Двое других адресатов, которым направлены приветствия Павла, — Наркисс и Аристовул, фигурируют здесь как главы семейств, в число членов которых включали и рабов. Вероятно, это были зажиточные люди, так как Павел явно намекает на какое-то количество взрослых людей, бывших членами либо той либо другой семьи (точнее сказать — «дома» или «домохозяйства») и ставших христианами. В случае с Аристовулом речь могла идти также об общине верных, которая собиралась в его доме (подобно как о том же говорится в Рим 16:14-15). Впрочем, такая возможность не исключена и для Наркисса, только у него не все члены семьи были христианами. Библеистами и толкователями высказывалось мнение, что отсутствие прямого обращения к самим главам семейств может свидетельствовать о том, что Наркисс и Аристовул не были христианами; или они к моменту составления послания умерли.

Отсюда становится видно, как немало сведений может содержать скромный отрывок новозаветного текста, в котором, повторюсь, имеются единственные исторически достоверные сведения об апостолах или учениках из 70-ти, которых сегодня вспоминает Русская Православная церковь.

Начиная с VI века, в памятниках церковной письменности встречаются указания на то, что каждый из святых, о которых мы говорим, был «епископом» в каком-либо городе или — без уточнения города — в провинции (так, Стахий «был рукоположен в епископы Византия [ныне — г. Стамбул] апостолом Андреем»; Амплий «стал епископом Одесса» [ныне — г. Варна]; Урван — «епископом [в] Македонии», Наркисс — «епископом Афин», Апеллий — епископ Гераклеи Понтийской, Аристовул — «епископом [в] Британии). Как-то подтвердить, а с другой стороны и опровергнуть исторически данную информацию довольно сложно. Впрочем, многие исследователи считают, что основной смысл этих сведений для их составителей и/или хранителей заключался в том, чтобы констатировать преемственность апостольского служения и проповеди для христианских общин и кафедр городов, указанных в списке. При этом если имена первых руководителей этих общин назвать сложно, то свидетельства и предания о проповеди апостолов (будь то Павла или Андрея) в областях, где некоторые из этих общин существовали, вполне историчны.

Праздник в честь вспоминаемых сегодня апостолов из 70-ти был установлен, судя по всему, не позже начала XI века в Константинополе по случаю перенесения мощей (откуда в источнике не уточняется) этих святых (в минологии императора Василия II Болгаробойцы говорится о мощах святых Стахия, Амплия и Урвана) в храм, построенный у целебного источника недалеко от городской стены города (у Силиврийских ворот) и называемый храмом Живоносного Источника.

(Подробнее об источниках сведений о некоторых их святых апостолов из 70-ти см. на сайте «Православной энциклопедии» http://www.pravenc.ru/rubrics/128927.html)

 

 О мученике Епимахе

Святой мученик Епимах принадлежал к новому движению, зародившемуся внутри египетского христианства, — отшельничеству. Это движение возникло именно в Египте примерно в начале III столетия, видимо, по причине склонности египтян ко всякого рода экстремальным и спиритуализированным формам религиозности (свидетельство тому — зарождение в Египте христианского гностицизма и его самое широкое там распространение). Но в III веке, когда стали появляться первые пустынники, этому способствовал еще и духовно-нравственный упадок среди христиан. Собственно реакцией на нее и стало отшельническое движение (один из самых известных примеров — Павел Фивейский).

В правление императора Деция (251-253 гг.) с целью усиления престижа государственной власти было введено обязательное демонстративное участие всех жителей империи в жертвоприношениях гению императора. Епимах пришел в Александрию и совершил акт гражданского неповиновения политике государства, разрушив один из алтарей, посвященных императору. В разных источниках указывается два несколько отличных мотива, которыми руководствовался в своих действиях Епимах: в одних говорится о его желании умереть за Христа и тем самым укрепить в страданиях других христиан; в других рассказывается о мученичестве христианки Евтропии, мужественное терпение которой подвигли Епимаха на отказ приносить жертвы в рамках императорского культа.

(Подробнее об источниках, обстоятельствах мученической кончины и почитании святого Епимаха см. в статье «Православной энциклопедии», посвященной ему http://www.pravenc.ru/text/190029.html).

 

О священномученике протоиерее Иоанне Кочурове

13 ноября в Царском Селе был зверски убит красногвардейской солдатней клирик одного из приходских храмов города протоиерей Иоанн Кочуров. Много лет (с 1895 по 1906) отец Иоанн посвятил служению в православных приходах США, где наладил активную общинно-приходскую жизнь. Тогда же он сблизился с епископом Тихоном (Белавиным), Алеутским и Аляскинским, будущим Патриархом Всеросийским, очень ценившим пастырские способности и всячески приветствовавшим социальные и строительные проекты священника Иоанна Кочурова (при нем было организовано «Общество Зваимопомощи» среди православных Чикаго, а в Чикаго был построен храм Пресвятой Троицы, деньги на строительство которого отец Иоанн собрал в России во время своего отпуска в 1900 г.). В феврале 1907 г. отец Иоанн был одним из наиболее активных участников первого собора Североамериканской Православной Церкви в г. Майфилде. В мае того же года отец Иоанн возвратился на Родину и посвятил себя в основном педагогической работе в гимназиях г. Нарвы (состоя за неимением вакансии заштатным священником Преображенского собора города). В 1916 г. получил место второго священника в царскосельском Екатерининском соборе. Здесь отец Иоанн активно включился в приходскую жизнь храма, много проповедовал, проводил вечерние тематические встречи-беседы, на которые собиралось много жителей Царского Села.

30 октября (12 ноября н. ст.) 1917 года во время отступления из Царского Села под натиском революционных войск большевиков казачьих отрядов генерала П. Н. Краснова, верных Временному правительству, в Екатерининском храме отцом Иоанном был совершён особый молебен. После него, несмотря на продолжающийся обстрел, прошёл крестный ход, сопровождаемый молитвой о прекращении братоубийственной брани, на котором священник в проповеди призывал взволнованный народ к миру и спокойствию.

31 октября 1917 года отряды большевиков вступили в Царское Село, оставленное казаками. Священники были арестованы. В тот же день отец Иоанн, ложно обвиненный в «молитве за казаков», при попытке оправдаться, подвергся избиению, а затем его с гиканьем и улюлюканьем поволокли к царскосельскому аэродрому... Кто-то сорвал со священника серебряный крест и украл его. Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить как собаку». Потом на глазах сына-гимназиста его расстреляли. Тело убитого пастыря было вечером доставлено в часовню Дворцового госпиталя, оттуда перенесено в Екатерининский собор, где 4 ноября 1917 года было совершено отпевание. Погребли отца Иоанна по просьбе прихожан в усыпальнице под собором (взорван в 1939 г.). Через три дня, не выдержав потрясений, скончался его сын, 17-летний юноша, свидетель расстрела отца.

Мученическая кончина отца Иоанна Кочурова сделала его по времени первым в бесчисленном ряду православных священнослужителей, монахов и мирян, пострадавших и убитых в период Новейшей российской истории. Расправа над оклеветанным и невиновным стала «брендом» социальной политики «самого передового» из всех государств мира.

Кажется весьма символичным то, что разрушение нации, ее культуры и религии большевицким режимом началось с убийства одного из лучших представителей православного дореволюционного духовенства, просвещенного и деятельного духовного руководителя, вдохновенного и одаренного педагога и проповедника. (В этом мире пошлость и низость всегда ищет как унизить и опошлить все высокое и благородное, втоптать его в грязь или... сравнять его с землей.) Также в этом впервые проявилась характерная черта нового строя: считать всякого, кто не поддерживает его полностью в борьбе против врагов, человеком нелояльным, сторонником войны, контрреволюции, мирового империализма.

(Подробное жизнеописание сщмч. Иоанна Кочурова см. здесь http://days.pravoslavie.ru/Life/id1025.htm).

 

О других новомучениках, воспоминаемых в этот день

Также в этот день Церковь совершает память новомучеников, ставших жертвами сталинского террора 1937: протоиерея Всеволода Смирнова, иереев Александра Воздвиженского, Сергия Розанова, Алексия Сибирского, Василия Колоколова, протоиереев Петра Воскобойникова, Василия Архангельского, иеромонахов Анатолия (Ботвинникова), Евфросина (Антонова) и мирянина Иакова Блатова; иеродиакона Иннокентия (Мазурина).

В жизни вспоминаемых сегодня новомучеников обращает на себя особое внимание то, что все они были арестованы и затем расстреляны (а некоторые еще подвергались ранее ссылкам на разные сроки) за откровенно критическую позицию по отношению к советской власти, касалось ли это религиозной или экономической политики последней. Так, к примеру, отец Александр Воздвиженский во время одного из допросов, не признавая себя виновным в систематической антисоветской агитации, отвечал: «Но я признаю, что иногда высказывал антисоветские суждения, которые сводились к следующему: летом 1937 г. в разговоре с диаконом Быловым я сказал: «Советская власть ищет врагов народа среди церковников, а на самом деле они находятся среди верхушки самих же большевиков». Говоря это, я имел в виду последний процесс Тухачевского и других... Весной 1936 г. я был вызван в сельсовет по поводу невыполнения мною молокопоставок, я спросил: «Что вы меня ограбить что ли хотите!?» Я также высказывал недовольство политикой советской власти по отношению к религии. Я считаю, что советская власть, ведя антирелигиозную пропаганду, этим самым притесняет религию». Отец Василий Колоколов виновным в контрреволюционной пропаганде себя не признал. Но подтвердил, что в беседе с колхозниками в лавке кооперации говорил: «Конституция отняла свободу, закрепила за колхозами землю, а кооперация не дает хлеба, крестьяне все подавлены, умирают с голоду, но сказать ничего не могут, все запуганы. Надо сейчас объединиться всем колхозам и требовать у советской власти хлеба...». А отец Петр Воскобойников помогал материально семьям односельчан, члены которых (чаще всего мужчины-кормильцы) отбывали сроки в лагерях. В обвинении священника так и значилось « ...помогал из средств церкви пострадавшим от Советской власти».

Во всех упомянутых случаях невооруженным взглядом видна активная гражданская позиция новомучеников, нежелание молчать, закрывать глаза и прятаться (как делали тогда очень многие наши соотечественники), видя несправедливость и грабеж на государственном уровне. За мужественное поведение, за честный взгляд на происходящее в стране им и пришлось поплатиться собственными жизнями. И именно в этом христианском мужестве, которое проявилось в их гражданской позиции (как и в самом факте их верности своему служению в агрессивно антирелигиозном государстве), и нужно видеть смысл их подвига. И именно против этой твердости и верности, а не просто против принадлежности к неблагонадежному классу, были очень часто направлены репрессии сталинского режима конца 30-годов.

О преподобномученике игумене Леониде (Молчанове), к сожалению, имеется на сегодняшний день мало сведений. Точно установлено лишь то, что он был игуменом Сольвычегодского Введенского монастыря; расстрелян 31 октября (13 ноября по н.ст.) 1918 года.

(Подробнее о новомучениках, казненных в этот день см. на сайте «Православной энциклопедии» http://www.pravenc.ru/calendar/2009/11/13.html, а также на странице СПТГУ -http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcGUse0Dc8njseWFsd5WTXAl9X2kTcGZeu** и сайте «Фонда новомучеников и исповедников российских» http://fond.centro.ru/calendar/10.htm#13.11).

О преподобных Спиридоне и Никодиме (жили в XII в.) известно, что они были монахами Киево-Печерской монастыря. Отличались особой тихостью характера, послушанием и любовью к молитве по Псалтыре. Последнюю преподобные знали наизусть, поя и читая ее на память и во время работы и на отдыхе (своеобразная форма непрестанной молитвы). В течении тридцати лет пекли хлеб и просфоры для монастыря.

О преподобной Мавре сохранилось лишь упоминание, что она жила в V веке и совершала монашеское делание в ею самой основанном монастыре Константинополя.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9