Время царствования святой благоверной царицы Тамары
В апробационной статье протоиерея Фридона Асатиани рассматривается значимый период истории Грузинского государства, связанный с личностью святой благоверной царицы Тамары. Статья публикуется в авторской
редакции.
Статья
Время царствования
знаменитой царицы Тамары явилось великой эпохой в историй грузинского народа.
Этот период называют золотым веком. Во времена царицы Тамары Грузия достигла
вершины своего могущества и славы. Но основы такого могущества и процветания
были заложены задолго до воцарения Тамары.
Во II половине XII века Грузия была политическо могущественным государством с достаточно устойчивой репутацией на международной арене. Гораздо более сложной было внутреполитическая ситуация. Главной причиной восстания под руководством Орбели была борьба феодальной аристократии за увеличение и расширение собственных политических прав, а поводом они использовали вопрос наследования царской короны. Георгий III смог подавить это восстание, используя крайние меры, чем ещё раз подчеркнул силу царской власти. Но царь прекрасно знал, что побеждённые феодалы умолкли только на время и ждут выгодного момента. Это и побудило его решить вопрос наследования престола еще при своей жизни. [1]
Все осложнялось тем, что у Георгия III не было сына, и наследницей престола была его дочь Тамара. Восшествие на престол и царствование женщины было редким явлением в те времена, а традиции воцарения женщины в Грузии вообще не существовало, но при жизни Георгия никто не смел прекословить его воле, поэтому он приложил все усилия, чтобы знать и высокопоставленные лица царского двора смирились с фактом воцарения Тамары. В 1178 году он созвал Дарбази, и Тамару объявили соправительницей Георгия III. До 1184 года они управляли страной совместно.[2]
После смерти Георгия III несмотря на то, что Тамара царствовала уже при жизни отца, знать потребовала повторной коронации Тамары, и вопрос о её правлении вновь стал обсуждаться в Дарбази,[1] развернулась серьезная дискуссия о целесообразности воцарения молодой женщины. Нужно отметить, что одним из серьезнейших аргументов в пользу Тамары было то, что Грузия издавна считалась апостольским жребием Богоматери и для распространения здесь христианства была избрана так же женщина — св. Нино. В то же время Католикос-Патриарх Николай I (Гулаберисдзе) создал произведение «Чтение на животворящий Столп», посвященное возможности возведения на царский престол женщины. Возражении против этого аргумента не нашлось, и царицу повторно короновали. [3] Молодая царица проявила исключительную щедрость, раздав во время коронации несметные сокровища на нужды бедняков и церкви. Она обещала, что будет преследовать беззаконие, двоедушие и прочие пороки, поощрять добродетель, поддерживать правовые начала, будет радеть о народном благоденствии, о величии отечества. Вся Грузия была в восторге от своей юной царицы.[4]
За возведением царицы Тамары на престол последовало новое выступление высокородных вельмож. Их первое выступление произошло с целью изменения политического режима Давида Агмашенебели и Георгия III. В результате они добились того, что поставили личное достоинство человека выше родовых интересов, чтобы избирать на высшие должности по таланту, способностям и заслугами, чем вызвали недовольство знати. Предвестием крупного восстания было требование представителей родовитого дворянства отменить произведенные Георгием Ш реформы и сместить всех неродовитых лиц с высоких постов. Тамара была вынуждена удовлетворить их требования и сменить некоторых визирей. Но вельмож не удовлетворила отставка безродных. В это время при царском дворе сформировалась тайная организация, которая была многочисленной и объединила довольно много влиятельных лиц. Предводительствовал этой организацией мечурчлетухуцеси[2] Кутлу-Арслан.[5]
Это не было обычное выступление вельмож. У группы была большая политическая программа, которая предусматривала изменение государственного строя страны. Они требовали, чтобы рядом с царским двором было создано совершенно новое заведение — «карави» (шатёр), которое стало бы органом, абсолютно независимым от царской власти, где избранные лица обсуждали бы все вопросы государственного значения. Особо значимо то, что у царицы отнималось даже право присутствия на совещании «карави» и принятия участия в обсуждении вопросов. Монарху оставалась лишь исполнительная функция. Требования группы Кутлу-Арслана, по сути, предусматривали введение в Грузии учреждение подобны парламенту за 30 лет до английской «Великой хартии».[6]
Царица Тамара приказала тотчас же схватить Кутлу-Арслана, она надеялась, что арест руководителя остановит восставших, и они разойдутся, но этого не произошло. Наоборот, заговорщики потребовали освобождения своего главаря, в противном случае угрожали взятием царской резиденции. Положение дел обострилось. Царица проявила большой дипломатический такт, мудрость и уравновешенность и выбрала путь переговоров. К готовившимся к наступлению заговорщикам она отправила двух уважаемых дам, и они успешно выполнили возложенную на них миссию. Заговорщики покорились царице и принесли ей клятву верности. Программа раздробления царской власти не осуществилась.
Приход к власти царица Тамара отметила богоугодным делом. Созвала церковный собор, также как её великий предок Давид Агмашенебели после своего воцарения созвал Руис-Урбнисский церковный собор.[7] Царица видела, что злые семена, проросшие в почве православия, мешают духовному продвижению страны и народа. Она призвала из Иерусалима бывшего Мцхетского католикоса Николая Гулаберисдзе, известного своей мудростью и непорочностью, и под его руководством созвала духовенство и клир.
Царица Тамара с большим почтением и уважением встретила духовных лиц: как сообщает летописец « Принимала их Тамара с великой простотой, как человек а не царица, как ангелов, а не людей».[8]
Счастливый случай среди прочих письменных источников сохранил для нас слово царицы Тамары, с которым обратилась нововозведённая на престол царица Грузии к духовенству: «Святые отцы, вы Богом назначены в качестве наших наставников и правителей святой Церкви, и надлежит вам сказать слово для душ наших. Исследуйте хорошо всё и утвердите прямое и изгоните кривое. Начните с меня, потому что ореол этот, меня окружающий, есть ореол царского величия, а не богоборства, не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными, чтобы мы все вместе не подверглись взысканию: вы как священники, а я — как царица, вы — как управители, а я — как стража».[9] В этих словах, произнесённых царицей Тамарой перед высшими служителями церкви, ясно выражено политическое кредо великой царицы, взошедшей на трон во благо страны, сформулирован моральный кодекс духовного оздоровления нации, указаны права и обязанности, как правителя государства, так и церкви. Это были не только слова, это были деяния на протяжении всего её царствования.
У грузинского царского престола не было наследника, и армии нужен был полководец. Вопрос выбора жениха для Тамары вынесли на обсуждении в Дарбази, где была предложена кандидатура русского князя Юрия Андреевича. Не маловажным аргументом в его пользу был факт христианства и православия русских. Георгий (Юрий) был представителем известной династии. Его отец — Андрей Боголюбский уже при жизни был удостоен чести узреть явление Богоматери, впоследствии построил храм в честь Иконы Владимирской Богоматери, с его именем связано и установление русской православной церковью праздника в честь Покрова Богоматери. Юрий был приглашен в Тбилиси и, несмотря на то, что Тамара была против такой поспешности, вскоре была назначена свадьба.[10]. Георгий оказался храбрым воином. Летописцы перечисляют битвы малых масштабов, в которых победили грузины под его предводительством в течение двух лет. Он совершил военные экспедиции на север Армении в Ширван и Эрзерум. Но за те же два года Георгий проявил столь отрицательные свойства, что вытерпеть и простить это было невозможно. Тамара долго терпела, увещевала Юрия исправиться, и сама и через монахов и, наконец, решилась развестись c ним. Юрий был отправлен в Константинополь с большими богатствами. Но скоро он явился опять в Грузии с большим греческим войском из Константинополя для возвращения потерянного престола. Тамара собрала верных себе вельмож и с их помощью победила Юрия, который опять должен был оставить Грузию. Он возвращался ещё раз с оружием в руках снова потерпел поражения и наконец исчез бесследно.[11]
Для царицы, воспитанной на святых принципах Евангелия, тяжёлым были развод и мысль о новом замужестве, но государственные интересы требовали ее
согласия. Царица Тамара вступила в новый брак с осетинским царевичем Давидом Сосланом. В храме Дидубе был благословен от Бога брак царицы Тамары и Давида, и благо таинства этого брака покровительствовало их супружеству во имя блага всей Грузии. С этих пор Царица Тамара и Давид Сослан в согласии управляли страной, ведали делами её внешней и внутренней политики.
Царица Тамара продолжала политический курс отца Георгия III и прадеда Давида Возобновителя. Основной целью их была борьба с мусульманскими странами. Мусульманский мир, увидев могущество Грузии, решил навсегда покончить с нею. К походу в Грузию готовилась не одна страна, а целое огромное обьединённое войско мусульманских стран. Предводительствовал ей атабаг Абубекр. С помощью Багдадского Халифы атабак иранского Азербайджана Абу-Бекр к походу на Грузию собрал многочисленное коалиционное войско. Битва состоялась при Шамхоре. [12]
Царица Тамара приказала начать в монастырях и церквах беспрерывные Всенощные бдения и литании, раздавать беднякам милостыню, для того чтобы все восславляли Бога. Перед началом битвы Тамара обратилась к войнам и благословила их: «Братья мои, пусть не затрепещут от страха сердца ваши, если их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог... Только одному Богу доверьтесь, сердца своей правдой крепите перед Ним и упование бесконечное имейте на крест Христа. Устремляйтесь в их страну с помощью Пресвятой Богородицы и направляйтесь на врага силою непобедимого креста». [13]
Животворящий крест несли впереди грузинского войска. А сама царица Тамара сняла обувь и пешком, босая, прибыла в храм Богоматери в Метехи и, пав ниц перед святой иконой, не переставала молиться со слезами, пока не исполнил Бог её просьбы. Внял Господь мольбе Царицы Тамары. Блестящую победу одержали Грузины при Шамхоре.
Самым важным среди прочих завоевании было знамя Халифа, которое Тамара пожертвовала иконе Хахульской Богоматери. «Знамя Халифа, доставленное Шалвой Ахалцихским, она отослала в великий (Гелатский) монастырь иконе Хахульской Божьей Матери, подобно тому, как отправил туда прадед её (Давид Строитель) снятое им золотое ожерелье, украшенное драгоценными камнями» [14] — сообщает летописец.
Наверное, не является случайным и то, что царица Тамара самую драгоценную добычу, добытую в этой войне, подобно своему великому предку, пожертвовала Хахульской иконе и то, что летописец напомнил Дидгорскую битву. В Шамхорской битве, подобно Дидгорской, грузинское войско одолело многочисленное объединённое войско врага и поэтому это имело особенное значение.
Отмечая победу в Шамхорской битве, царица Тамара написала гимн — ямб «Моление грузин для победы в Шамхоре». Царица Тамара в ямбе обращается к Богоматери, как к светочу христианства и Матери — покровительнице.
Битва при Шамхоре выявила преимущество грузинской военной силы на всём ближнем Востоке. Вырос международный авторитет страны, ещё больше укрепилось влияние Грузии на народы Северного Кавказа. Турецкие правители признавали могущество грузинского царя, предпочитали мирные отношения с Грузией и старались обрести этот мир платой ежегодной дани.
Турецкий мир был обеспокоен военными и политическими успехами Грузии, поэтому для задержки нарастающего могущества Грузии был подготовлен новый поход, которым возглавлял Румский султан Рукнадин. Он послал Тамаре дерзкое письмо, в котором оскорбляет как грузинскую царицу и ее народ, так и христианскую веру. Спокоен и твёрд был ответ Тамары. Летописец сохранил нам его копию: «Я, надеющаяся на силу Вседержителя Бога и уповающая на Приснодеву Марию, молясь честному кресту, получила достойное гнева Божия письмо твоё, Рукнадин, и, узнав ложь твою, требую, чтобы судьёй между нами был Бог. Ты надеешься на множество золота и погонщиков ослов, я же — ни на богатство, ни на силу войска моего, а на силу Вседержителя Бога и святого креста, которого ты хулишь. Ныне я посылаю всё войско моё встретить тебя; да будет надо мною воля Бога, но не твоя, правда Его, но не твоя» [16].
Военные силы, которыми располагала царица, были ничтожно малы в сравнении с армией султана. Но святая уповала не насилу оружия, а на помощь Божию. Она собрала войско и, как повествует летописец, сопровождала его с распущенными волосами, ступая по земле босыми ногами. Затем, благословив войска прибыла в Вардзию и преклонив колено перед иконой Вардзийской богоматери неустанно молилась. Царица Тамара доверившись Богу, одержала невероятную победу.
Битва при Шамхоре и битва при Басиани были самые большие битвы с мусульманским миром, которые произошли в эпоху царицы Тамары. Грузинское войнство в кратчайший срок победило две большие турецкие восточные и западные коалиционные армии, и после поражения этих двух огромных сил Грузия становилась одним из сильнейших государством на всем Ближнем Востоке [17].
Блестящая победа при Басиани облегчила осуществление грандиозного плана, уже давно намеченного царским двором, — создания на Западе, по соседству с Грузией, нового государства, известного под названием Трапезундского царства.
Поводом создания Трапезундского царства стал недостойный поступок Византийского кесаря — ограбление грузинских монахов (старцев). Но главной причиной была бесконечная агрессия турок против Грузии и самой христианской Византии. Из-за того, что в этот период Византия была притесняема турецкими захватчиками, естественно, для укрепления Черноморского побережья Грузия приняла решение создать новое христианское царство в ответ на ожидаемую опасность. Это христианское царство, выдвинутое Грузией, должно было сдерживать движение исламизма и непосредственный натиск турецких устремлений. Царица Тамара из захваченных краев создала одно государство, главой которого стал воспитанный в Грузии представитель династии Комнинов, родственник Багратионов Алексий Комнин. Трапезундская империя была подданной вассальной страной Грузии. Она выполнила значительную экономическую, стратегическую и политическую роль [18].
После создания Трапезундского царства грузинские войска взяли значительный город на юге Армении Кари или Карс, который царица Тамара присоединила к Грузии. В 1204-1205 гг. грузинское войска заняли укреплённые крепости Арчеши, Хлати и другие.Турки-сельджуки потеряли опору и плацдарм для нападения на Грузию и Закавказские государства. Вскоре были нарушены добрососедские отношения с правителем Иранского Азербайджана. Ардевильский султан в 1208 году в день Пасхи ворвался в грузинские владения, разорил город Аниси, 12000 человек зарезали в церквях. Царица Тамара провела ответный поход. Грузинские войска овладели Ардевилем Говоря о последних битвах на юге не должны забывать о том, что эти земли, заселенные армянами, были завоеваны врагами. Совершая походы на юг, грузины одновременно исполняли свой долг перед ближайшими соседями. Это тогда же было оценено армянским народом [19].
Грузины совершили поход в Иран в 1210 г. Это был самый дальний поход, который когда-либо предпринимали грузины. Как сообщает летописец, «Никто из грузин не ходил походом до этих мест, ни царь, ни князь». В результате этого похода северная часть Ирана, так называемый Иранский Азербайджан, оказался в вассальном подчинении Грузии и обязался платить ежегодную дань [20].
В начале XIII века в вассальных отношениях с Грузией находились почти все страны Северного Кавказа. Важнейшим моментом в отношениях Грузии с народами Северного Кавказа является политика христианизации последних, что связанно с именем царицы Тамары.
Таким образом, во времена царствования Тамары с Грузией различными формами зависимости были связаны: восточное Закавказье, Иранский Азербайджан, вся Армения, юго-восточное побережье Чёрного моря. Царица Тамара «покорила от Понтийского моря до моря Гургенского и от Спери до Дарубанда и всех кавказских имеров и амеров до Хазара и Скифии» [21].
Эпоха царствования царицы Тамары — это эпоха расцвета духовной и материальной культуры грузинского народа.
Уровню экономического развития и широкой торговле соответствовала монетная система. С усилением грузинского государства увеличилась и сфера действия грузинских денег. Грузинская монета была распространена как в самой Грузии и в её вассальных странах, так и в соседствующих с Грузией государствах. Отчеканенная в Грузии монета должна была быть в обращении и в соседних странах, поэтому грузинские цари на монетах рядом с надписью на грузинском языке приказывали делать надписи и на арабском языке, что давало возможность грузинской монете обращаться на международном рынке. Этим арабские надписи говорят о могуществе грузинских царей [22].
Высокий уровень экономического развития страны являлся твёрдой основой для дальнейшего развития культуры. Известно, что царица Тамара была покровительницей грузинской письменности, настоящей предводительницей и вдохновительницей этой письменности. Всё, что было создано значительного в эпоху царицы Тамары в области литературы, связано с её именем. Зарубежных грузинских культурно-образовательных центрах (Иверский монастырь на горе Афон, монастырь на Чёрной горе, Петрицонский монастырь в Болгарии и др.) шла широкая литературно-философская и переводческая работа. В этот период создаётся не одно оригинальное произведение на грузинском языке; переводятся значительные памятники мировой классики [23].
Украшение и венец эпохи царицы Тамары — гениальное творение Руставели «Витязь в тигровой шкуре» — великолепный гимн гуманизма, бессмертия любви и вечности, которую он посвятил царице Тамаре — вершина развития грузинской средневековой поэзии. В ней иносказательно описывается грузинское царство времени царицы Тамары.
К периоду царствования Тамары относится большая группа купольных храмов восточной Грузии: Икорта, Бетания, Кватахеви, Фитарети, Тимотесубани, Кинцвиси, Базилические церкви в Казрети, Гудаури, Синий монастырь, высеченные в скале большие монастырские ансамбли: Давид Гареджа и Вардзия. Это уникальный памятник грузинской культуры — город монастырь высечен в отвесной скале. На одной из фреска Вардзии изображены царица Тамара и её отец Георгии III. Сохранились ещё 3 изображения Тамары, в купольных храмах Бетании, Кинцвиси и в пешерной церкви Бертубани.
В Грузии искусство перегородчатой эмали было на таком же высоком уровне, как и зодчество и настенная живопись. Ярким примером этому служит икона Хахульской Богоматери, которая, как известно, является самым большим в мире памятником, выполненным эмалью. В это время творили знаменитые золотых дел мастера Бешкен и Века Опизари. Шедевром ювелирного искуства яляется чеканка рамки Анчисхати, выполненная в 1184-1193гг. А в1195 году по заказу Тамары Бека отчеканил Евангелие Цкаростави [24].
Путём соблюдения во всём заповедей Божьих, она обрела милость Божью, и благословил Бог жизнь её. Здесь же нельзя не отметить личные свойства характера царицы Тамары, что, несомненно, содействовало её успехам и популярности, что особенно подчеркивают летописцы.
Василий Эзосмодзгвари так характеризует царицу Тамару: «Она расточала радость, когда повествовала о чём-нибудь, была стыдлива, поучая других, соприкасалась она со всеми мягко и наставляла всех приятно, наказывала милостиво и распекала мягкосердечно, дабы каждому до единого показать воочию свойства Бога. Она была светильником для разумных и неразумных, светила первым и сжигала вторых: она была уздой для сбившихся с пути истины и опорой для нерадивых, нравственным каноном для старцев и палкой железной для юношей, защитницей мудрой для идущих честным путём и нелицеприятно бьющей строптивых... Ничего другого не хранила Тамара в сердце своём, кроме как «начало мудрости, страх Господень». Правой была от мудрости. Своей разумностью Тамара с ранних лет привлекла внимание современников. То, что царица получила хорошее образование, видно из самих деяний её и из свидетельств современных ей писателей, которые сравнивают её с философами и называют сосудом мудрости. Летописцы отмечали, что «она, будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей» [25].
Но наравне с душевной красотою Тамара обладала и физической. Она и по внешности была красиво созданной без изъяна. По словам летописца, её современника, она имела «правильно сложенное тело, тёмный цвет глаз и розовую окраску нежных ланит; застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, весёлая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор» [26].
«Целиком и полная преданность к живому слову живого Бога, служба Ему, благоговение перед Христом — вот какими средствами овладела царица Тамара сердцами людей, чем осветилась она в представлении Грузии, что доставило ей такую чудотворную внутреннюю силу и внешнее её выражение, что не то что люди, но и звери рады были служить и подчиняться ей» [27] — пишет епископ Леонид Окропиридзе.
Царица Тамара была усердной прилежной православной. «Проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слёзных мольбах к Господу», — пишет автор «Истории и восхваления венценосцев» А другой летописец подчёркнуто отмечает: «Никто с таким рвением не следовал закону Божьему, как она, и никто с таким смирением не преклонял голову. Молебны и бдения, исполняемые в её дворце, превзошли молитвы Феодосия Великого, и я уверен, даже пустынников. А что же говорить о том, как она постилась. Она сама следила, как соблюдали пост монахи и придворные» [28].
Святая царица установила обязательное правило для царского двора — и сама молилась по Типикону палестинского монастыря, и того же требовала с других. «При ней чин церковной службы выполнялся без всякого ущерба, сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей... пребывавшие во дворце не могли пропустить ни одной службы: ни Литургии, ни вечерни, ни утрени, ни часов» [29].
Подобно своим достойным предкам, царица Тамара оказывала большую помощь церквам и монастырям: «Обеспечила епископов и престолы их пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей» Она строила монастыри не только в Грузии, но и также и в Палестине, Иерусалиме и на Кипре. Она для них покупала имения и украшала их чином честных монастырей; помогала вместе с ними и Константинополю» [30].
«Тамара своей мудростью успокоила и покорила всех», — сообщает летописец. И на самом деле, своими осторожными и дальновидными действиями царица смирила взволнованное царство и внедрила мир среди вельмож. Страна успокоилась в руках богобоязненной и мудрой правительницы. Летописец времён Лаши-Георгия признаёт самым главным результатом правления царицы Тамары то, что она «царство защитила нераздельно, всех примирила и установила мир для всех» [31].
Особенно примечательно то, что царица Тамара в Грузии никогда не устанавливала мир жестокостью и только силой. Она была весьма добродушной и мягкосердечной, милостивой, была против насилия и притеснения.
Святая Тамара отличалась редким великодушием по отношению к своим врагам. Против царицы не раз составлялись заговоры с целью свержения её с престола, а возможно — и убийства, но она никогда не мстила своим врагам. Победив и пленив их, она одаривала их, как заслуженных людей, как своих друзей и благодетелей. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания, также наказаний, сопряженных с членовредительством. При царице Тамаре фактически была отменена смертная казнь, и это был большой гуманный шаг вперёд по сравнению с другими странами того времени, тем более что смертная казнь была совсем недавно запрещена в самых развитых цивилизованных странах современности.
Для характеристики деятельности царицы Тамары главное — не достижения во внешней и внутренней политике, а удивительная гуманность её государства, человеколюбие. Добро и справедливость, торжество разума, равноправие граждан, несмотря на национальность и религиозную принадлежность — всё это было характерно для политики царицы Тамары. Это основывалось на человеколюбивом учении, проповедуемом христианской верой.
Особым проявлением гуманизма царицы Тамары нужно считать её отношение к нехристианским религиям. Как было сказано, во времена царицы Тамары грузинским государством были провозглашены не только веротерпимость, но и свобода вероисповедания. Сохранились не только примеры доказательства существования свободы вероисповедания в Грузии, но и политический акт, осуществлённый при дворе царицы Тамары, и это же доказывает и явление, произошедшее в государственной жизни. Разумеется, свободой вероисповедания объясняется и то, что монофизиты при царице Тамаре занимали очень важные должности.
Кавказские народы независимо от их веры (мусульмане рядом с христианами) вместе боролись, чтобы иметь «свободную жизнь», как говорит летописец. Насколько это было возможно, царица Тамара старалась избежать войны, как в Грузии и на Кавказе, так и в соседних странах. Василий Эзосмодзгвари передаёт: «Она... не страхом действовала на соседей, а сама защищала их от устрашителей. Она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны и не пытался набросить ярмо насилия друг на друга. И ставя себя им в пример, считалась вторым Соломоном среди царей» [32].
К тому же здесь необходимо отметить, что Грузинское государство взяло на себя покровительство христианском населению в соседнем мусульманском царстве Кавказа, где местные христиане переживали большое стеснение и дискриминацию, платили особую дань и др. О мероприятиях, проведённых царицей Тамарой в этом направлении, сообщает нам «Картлис цховреба». «Не только в собственном царстве Тамары царило благополучие, но и для всех христиан. И всех, кто насиловал христиан, она уведомляла, чтобы немедленно покорились, имея страх и любовь к ней» [33].
Как отмечалось, в государстве царицы Тамары собралось большое богатство, но это богатство давалось не только одной части общества, но и нищим. «Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одно зёрнышко ячменя». Василий Эзосмодзгвари пишет, что «освободившись от дел, сразу же принималась за пряжу или шитьё, а работу своих рук делила между священниками и нищими» [34].
Святая Тамара отличалась необычайным милосердием к бедным, редким великодушием по отношению к своим врагам. Тот день, в который царица не могла подать милостыню нищим, она считала для себя потерянным.
Тамара была могущественной царицей, но настолько скромной и благочестивой, что даже такое величие не изменило её характера. «Её не могли
соблазнить ни утехи мира сего, ни царский венец и скипетр, ни обилие дорогих камней, ни многочисленность войска и храбрость его... Её не могло завлечь и склонить богатство» Как пишет Иван Джавахишвили, «Три вещи отрицательно действуют на человека: высокая должность, богатство и красота. Всем этим обладала царица Тамара, и все равно она осталась святой. Она была богатейшей царицей, но сама по себе была простой, стыдливой, жила «неимущей» жизнью. «Имея величие и богатство, находясь на такой высоте, жила, будто не было у неё ничего, равно как у всякого нищего, будто говорил голос её: «Нагой вышла я из утробы матери и нагой уйду...» [35].
Прекрасное лицо святой царицы, её заслуги перед грузинским народом, кроме сведений летописцев, исторических памятников, надписей и фресок, донесло до нас народное творчество: народ в легендах, стихах и песнях сделал бессмертной её жизнь. Легенды о Тамаре ходили не только по Азии, но и во всех уголках Европы. Летописцы воспели царицу Тамару, употребляя щедрые эпитеты: «Венец всех царей», «солнце — солнцу и царица — цариц, выделяющаяся блеском среди венценосцев».
Благодарный грузинский народ все великие памятники (церкви, монастыри, замки, дороги через перевалы, мосты, каналы, торговые дома, посёлки и города) связывает с именем Тамары. По представлению народа в эпохе Тамары собрались все национальные деятели, всё наилучшее. «Всякое великое дело у нас приписывается к Тамаре», — писал Илья праведный (Чавчавадзе) [36].
Деятельность Тамары имела широкий отклик и в других государствах. В этом отношении очень интересно широко распространённое на Руси сказание «Об Иверской царице Динаре». Поэма касается Грузии (Иверии) и деятельности Иверской царицы, название её «Удивительное сказание и почтительный рассказ о царице Динаре (Тамаре), правительнице Иверии». Эта повесть пользовалась большой популярностью в России с XVI -XVIII вв. До наших дней дошло более ста её рукописей. К этому творению проявляют большой интерес не только книголюбы, но и летописцы, государственные деятели. Эта «Повесть о Динаре (Тамаре)...» использована в послании епископа Касьяна, обращенном к царю Руси Ивану III, касающемуся политической жизни той эпохи.
По сведениям русских летописцев во время битвы за Казань Иван Грозный в своей речи, обращённой к войску, упомянул деяния Иверской царицы и воодушевлял своё войско так: «Слышасте иногда Божью великую милость и Пречистыя Богородицы помощь, како премудрая и мужеумная царица Иверская сотвори и победу показа на небожных персах» [37].
Жизнь святой царицы Тамары была невидимым распятием за свой народ.
Постоянный труд, заботы, думы, множество пролитых слез, постоянные посты,
литании на босую ногу, лежание на каменном одре монастыря подорвали здоровье царицы Тамары, у нее выявилась тяжелая болезнь. Почувствовав приближение смерти, Тамара молилась перед иконой спасителя и животворящым крестом: «Христос Боже мой, единый, бесконечный царь неба и земли, тебе препоручаю это царство, которое тобою мне было вверено, и этот народ искупленный твоей честной кровью, и этих моих детей, которых ты мне даровал и затем душу свою». Примечательно, что радеющая за веру и страну царица вверила Богу сперва страну, за которую так не щадя сил трудилась, затем народ, которым правила с материнской заботливостью, затем собственных детей и, наконец, собственную душу. Наверно это и есть ключ успешного правления царицы Тамары.
Выполнив всё, что могла, и, оставив чудесную память в народе, царица Тамара скончалась 27 января 1213 года.
Все исторические источники указывают на то, что Святое тело царицы Тамары упокоили в Мцхете, а затем перевезли в Гелати, где и погребли в родовой усыпальнице рядом с прославленными предками. Сегодня окутано тайной местонахождение могилы Тамары и это породило в народе множество сказаний и легенд. Многие сказания передают, что царица Тамара сама пожелала бесследно исчезнуть после смерти. Господь исполнил её желание, и скрыл, чтобы в грядущем восставить её из мёртвых и обрадовать тоскующую Грузию.
Грузинская православная церковь жизнь царицы Тамары сравнила с деянием Жен-мироносиц и днём поминовения установила первый день весеннего месяца — 1(14) мая и третье воскресенье Пасхи — вместе с днём поминовения жен-мироносиц, служивших с любовью и преданностью к Христу.
Летописец Тамары, Василий Эзосмодзгвари, пишет: «Как никто не может сосчитать по одному волосы на голове, так никто не сможет описать деяния Тамары», — и действительно, трудно в полной мере оценить вклад царицы Тамары в историю Грузии.
Мудрость, разумение, скромность, богобоязненность, великая вера в Бога, благоговение перед Ним — это и есть те основы, на которых Тамара выстроила политически и экономически сильную Грузию. Политика Тамары опиралась на человеколюбие, проповедуемое христианской верой, для которой характерны добро и справедливость, торжество разума, равноправие людей, вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности.
Суть успехов Тамары заключается в том, что, отрицая земные блага, она доверялась воле Божьей и единственно перед Богом благоговела. В руки Господа вверяла судьбу Грузии перед каждым испытанием, и Он помогал Боголюбивой царице. Успехов Тамара достигла милосердием, по достоинству оценивая чужие заслуги, черпая силы в великой духовной силе — любви Господа, в преданности живому слову Бога, в вере во Христа.
Вся жизнь царицы Тамары была осуществлением учения Св. Евангелия.
Деятельность царицы Тамары — яркий пример того, насколько важна роль личности в истории народа, как необходим стране высокий авторитет, а народу — достойный пример для подражания, так как личный пример весомее любых слов.
Нашу статью мы желаем завершить словами Католикоса — Патриарха Всея Грузии Святейшего и Блаженнейшего Илии II: «Мы не должны представлять себе, что царица Тамара была только исторической личностью. Великая царица, царица Тамара и сегодня царствует и помогает Грузии» [38].
[1] Джавахишвили Иване. Сочинения в двенадцати томах. Изд. Мецниереба. Тбилиси, 1977.Том VIII. (На груз. яз.) С. 137.
[2] Метревели Роин. Царица Тамара. Изд. Мецниереба. Тбилиси, 1991. (На груз. яз.) С.125.
[3] Православная энциклопедия, Том XIII, Москва, 2006. (На русск. яз.) С. 208.
[4] М. Джанашвили. Царица Тамара, Тифлис. 1900. (На русск.яз.) С. 50.
[5] Ш.А. Месхия. Внутриполитическая обстановка и государственное устройство Грузии XII века. Изд. Тбилисского Университета. Тбилиси, 1979. (На груз. яз.) С. 37.
[6] Лорткифанидзе М. Эпоха Руставели. Изд. Накадули, Тбилиси, 1966. (На груз. яз.) С. 32.
[7] Челидзе В.В. Исторические хроники Грузии. Изд. Накадули. Тбилиси, 1980. Книга II (На груз. яз.) С.140.
[8] Картлис Цховреба (Жизнь Грузии). Ред. Каухчишвили С.Г. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1959. Том. II. (На груз. яз.) С. 29.
[9] Там же. С. 101.
[10] И.Цинцадзе. Исследования из истории русско-грузинских отношений (X-XV в). (На груз. яз.) С. 94.
[11] Бердзенишвили Н. Вопросы истории Грузии. Изд. Мецниереба. Тбилиси, 1974. Том VII. (На груз. яз.) С. 77.
[12] Шаишмелашвили Ив. Шамхори, Басиани. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1981. (На груз. яз.) С. 38.
[13] Картлис Цховреба (Жизнь Грузии). Ред. Каухчишвили С.Г. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1959. Том. II. (На груз. яз.) С. 125.
[14] Там же. С. 70.
[15] Сборник « вопросы истории Грузии XII века ». Тбилиси, 1968. (На груз. яз.) С. 58.
[16] Картлис Цховреба (Жизнь Грузии). Ред. Каухчишвили С.Г. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1959. Том. II. (На груз. яз.) С. 164.
[17] И. Цинцадзе. Басианская битва. Тбилиси, 1971. (На груз. яз.) С. 36.
[18] Джанашия С.Н. Труды, V. Изд. Мецниереба. Тбилиси, 1987. (На груз. яз.) С. 161.
[19] Вопросы истории Грузии. Том II, Тбилиси, 1965. (На груз. яз.) С. 54.
[20] Джавахишвили Иване. История грузинского народа. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1965, книга вторая. (На груз. яз.) С. 177.
[21] Бердзенишвили Н. История Грузии. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1971. Том V. (На груз. яз.) С. 75.
[22] Джавахишвили Иване. Сочинения в двенадцати томах. Изд. Мецниерева, Тбилиси, 1983г. Том V. Тбилиси, 1990. (На груз. яз.) С. 125.
[23] Энциклопедический словарь. Том IX. Издание Брокгауза и Ефрона. Том 18; 1901. (На русск. яз.) С. 356.
[24] Лорткифанидзе М. Эпоха Руставели. Изд. Накадули, Тбилиси, 1966. (На груз. яз.) С. 90.
[25] Картлис Цховреба (Жизнь Грузии). Ред. Каухчишвили С.Г. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1959. Том. II. (На груз. яз.) С. 26.
[26] Там же. С. 116.
[27] Леонид Окропиридзе, Проповеди, Тбилиси, 1990. (На груз. яз.) С. 47.
[28] Картлис Цховреба (Жизнь Грузии). Ред. Каухчишвили С.Г. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1959. Том. II. (На груз. яз.) С. 152.
[29] Там же. С. 91.
[30] Там же. С. 242.
[31] Там же. С. 49.
[32] Там же. С. 156.
[33] Там же. С. 151.
[34] Там же. С. 147.
[35] Джавахишвили Иване. История грузинского народа. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1965, книга вторая. (На груз. яз.) С. 185.
[36] Илия Чавчавадзе. Мысли. Изд. Тбилиского Университета. Тбилиси, 1988. (На груз. яз.) С. 37.
[37] М. Джанашвили. Царица Тамара, Тифлис. 1900. (На русск.яз.) С. 15.
[38] Католикос-Патриарх Всея Грузии, Илия II. Послания, слова, проповеди. Изд. Грузинской Патриархии. Тбилиси, 1997. книга II. (На груз. яз.) С. 233.
Во II половине XII века Грузия была политическо могущественным государством с достаточно устойчивой репутацией на международной арене. Гораздо более сложной было внутреполитическая ситуация. Главной причиной восстания под руководством Орбели была борьба феодальной аристократии за увеличение и расширение собственных политических прав, а поводом они использовали вопрос наследования царской короны. Георгий III смог подавить это восстание, используя крайние меры, чем ещё раз подчеркнул силу царской власти. Но царь прекрасно знал, что побеждённые феодалы умолкли только на время и ждут выгодного момента. Это и побудило его решить вопрос наследования престола еще при своей жизни. [1]
Все осложнялось тем, что у Георгия III не было сына, и наследницей престола была его дочь Тамара. Восшествие на престол и царствование женщины было редким явлением в те времена, а традиции воцарения женщины в Грузии вообще не существовало, но при жизни Георгия никто не смел прекословить его воле, поэтому он приложил все усилия, чтобы знать и высокопоставленные лица царского двора смирились с фактом воцарения Тамары. В 1178 году он созвал Дарбази, и Тамару объявили соправительницей Георгия III. До 1184 года они управляли страной совместно.[2]
После смерти Георгия III несмотря на то, что Тамара царствовала уже при жизни отца, знать потребовала повторной коронации Тамары, и вопрос о её правлении вновь стал обсуждаться в Дарбази,[1] развернулась серьезная дискуссия о целесообразности воцарения молодой женщины. Нужно отметить, что одним из серьезнейших аргументов в пользу Тамары было то, что Грузия издавна считалась апостольским жребием Богоматери и для распространения здесь христианства была избрана так же женщина — св. Нино. В то же время Католикос-Патриарх Николай I (Гулаберисдзе) создал произведение «Чтение на животворящий Столп», посвященное возможности возведения на царский престол женщины. Возражении против этого аргумента не нашлось, и царицу повторно короновали. [3] Молодая царица проявила исключительную щедрость, раздав во время коронации несметные сокровища на нужды бедняков и церкви. Она обещала, что будет преследовать беззаконие, двоедушие и прочие пороки, поощрять добродетель, поддерживать правовые начала, будет радеть о народном благоденствии, о величии отечества. Вся Грузия была в восторге от своей юной царицы.[4]
За возведением царицы Тамары на престол последовало новое выступление высокородных вельмож. Их первое выступление произошло с целью изменения политического режима Давида Агмашенебели и Георгия III. В результате они добились того, что поставили личное достоинство человека выше родовых интересов, чтобы избирать на высшие должности по таланту, способностям и заслугами, чем вызвали недовольство знати. Предвестием крупного восстания было требование представителей родовитого дворянства отменить произведенные Георгием Ш реформы и сместить всех неродовитых лиц с высоких постов. Тамара была вынуждена удовлетворить их требования и сменить некоторых визирей. Но вельмож не удовлетворила отставка безродных. В это время при царском дворе сформировалась тайная организация, которая была многочисленной и объединила довольно много влиятельных лиц. Предводительствовал этой организацией мечурчлетухуцеси[2] Кутлу-Арслан.[5]
Это не было обычное выступление вельмож. У группы была большая политическая программа, которая предусматривала изменение государственного строя страны. Они требовали, чтобы рядом с царским двором было создано совершенно новое заведение — «карави» (шатёр), которое стало бы органом, абсолютно независимым от царской власти, где избранные лица обсуждали бы все вопросы государственного значения. Особо значимо то, что у царицы отнималось даже право присутствия на совещании «карави» и принятия участия в обсуждении вопросов. Монарху оставалась лишь исполнительная функция. Требования группы Кутлу-Арслана, по сути, предусматривали введение в Грузии учреждение подобны парламенту за 30 лет до английской «Великой хартии».[6]
Царица Тамара приказала тотчас же схватить Кутлу-Арслана, она надеялась, что арест руководителя остановит восставших, и они разойдутся, но этого не произошло. Наоборот, заговорщики потребовали освобождения своего главаря, в противном случае угрожали взятием царской резиденции. Положение дел обострилось. Царица проявила большой дипломатический такт, мудрость и уравновешенность и выбрала путь переговоров. К готовившимся к наступлению заговорщикам она отправила двух уважаемых дам, и они успешно выполнили возложенную на них миссию. Заговорщики покорились царице и принесли ей клятву верности. Программа раздробления царской власти не осуществилась.
Приход к власти царица Тамара отметила богоугодным делом. Созвала церковный собор, также как её великий предок Давид Агмашенебели после своего воцарения созвал Руис-Урбнисский церковный собор.[7] Царица видела, что злые семена, проросшие в почве православия, мешают духовному продвижению страны и народа. Она призвала из Иерусалима бывшего Мцхетского католикоса Николая Гулаберисдзе, известного своей мудростью и непорочностью, и под его руководством созвала духовенство и клир.
Царица Тамара с большим почтением и уважением встретила духовных лиц: как сообщает летописец « Принимала их Тамара с великой простотой, как человек а не царица, как ангелов, а не людей».[8]
Счастливый случай среди прочих письменных источников сохранил для нас слово царицы Тамары, с которым обратилась нововозведённая на престол царица Грузии к духовенству: «Святые отцы, вы Богом назначены в качестве наших наставников и правителей святой Церкви, и надлежит вам сказать слово для душ наших. Исследуйте хорошо всё и утвердите прямое и изгоните кривое. Начните с меня, потому что ореол этот, меня окружающий, есть ореол царского величия, а не богоборства, не будьте лицеприятны в отношении князей из-за их богатства и не пренебрегайте нищими из-за скудности. Вы словом, а я делом, вы учением, а я поучением, вы наставлением, а я установлением подадим все друг другу руку помощи, чтобы сохранить Божьи законы непоруганными, чтобы мы все вместе не подверглись взысканию: вы как священники, а я — как царица, вы — как управители, а я — как стража».[9] В этих словах, произнесённых царицей Тамарой перед высшими служителями церкви, ясно выражено политическое кредо великой царицы, взошедшей на трон во благо страны, сформулирован моральный кодекс духовного оздоровления нации, указаны права и обязанности, как правителя государства, так и церкви. Это были не только слова, это были деяния на протяжении всего её царствования.
У грузинского царского престола не было наследника, и армии нужен был полководец. Вопрос выбора жениха для Тамары вынесли на обсуждении в Дарбази, где была предложена кандидатура русского князя Юрия Андреевича. Не маловажным аргументом в его пользу был факт христианства и православия русских. Георгий (Юрий) был представителем известной династии. Его отец — Андрей Боголюбский уже при жизни был удостоен чести узреть явление Богоматери, впоследствии построил храм в честь Иконы Владимирской Богоматери, с его именем связано и установление русской православной церковью праздника в честь Покрова Богоматери. Юрий был приглашен в Тбилиси и, несмотря на то, что Тамара была против такой поспешности, вскоре была назначена свадьба.[10]. Георгий оказался храбрым воином. Летописцы перечисляют битвы малых масштабов, в которых победили грузины под его предводительством в течение двух лет. Он совершил военные экспедиции на север Армении в Ширван и Эрзерум. Но за те же два года Георгий проявил столь отрицательные свойства, что вытерпеть и простить это было невозможно. Тамара долго терпела, увещевала Юрия исправиться, и сама и через монахов и, наконец, решилась развестись c ним. Юрий был отправлен в Константинополь с большими богатствами. Но скоро он явился опять в Грузии с большим греческим войском из Константинополя для возвращения потерянного престола. Тамара собрала верных себе вельмож и с их помощью победила Юрия, который опять должен был оставить Грузию. Он возвращался ещё раз с оружием в руках снова потерпел поражения и наконец исчез бесследно.[11]
Для царицы, воспитанной на святых принципах Евангелия, тяжёлым были развод и мысль о новом замужестве, но государственные интересы требовали ее
согласия. Царица Тамара вступила в новый брак с осетинским царевичем Давидом Сосланом. В храме Дидубе был благословен от Бога брак царицы Тамары и Давида, и благо таинства этого брака покровительствовало их супружеству во имя блага всей Грузии. С этих пор Царица Тамара и Давид Сослан в согласии управляли страной, ведали делами её внешней и внутренней политики.
Царица Тамара продолжала политический курс отца Георгия III и прадеда Давида Возобновителя. Основной целью их была борьба с мусульманскими странами. Мусульманский мир, увидев могущество Грузии, решил навсегда покончить с нею. К походу в Грузию готовилась не одна страна, а целое огромное обьединённое войско мусульманских стран. Предводительствовал ей атабаг Абубекр. С помощью Багдадского Халифы атабак иранского Азербайджана Абу-Бекр к походу на Грузию собрал многочисленное коалиционное войско. Битва состоялась при Шамхоре. [12]
Царица Тамара приказала начать в монастырях и церквах беспрерывные Всенощные бдения и литании, раздавать беднякам милостыню, для того чтобы все восславляли Бога. Перед началом битвы Тамара обратилась к войнам и благословила их: «Братья мои, пусть не затрепещут от страха сердца ваши, если их такое множество, а вас мало, потому что с нами Бог... Только одному Богу доверьтесь, сердца своей правдой крепите перед Ним и упование бесконечное имейте на крест Христа. Устремляйтесь в их страну с помощью Пресвятой Богородицы и направляйтесь на врага силою непобедимого креста». [13]
Животворящий крест несли впереди грузинского войска. А сама царица Тамара сняла обувь и пешком, босая, прибыла в храм Богоматери в Метехи и, пав ниц перед святой иконой, не переставала молиться со слезами, пока не исполнил Бог её просьбы. Внял Господь мольбе Царицы Тамары. Блестящую победу одержали Грузины при Шамхоре.
Самым важным среди прочих завоевании было знамя Халифа, которое Тамара пожертвовала иконе Хахульской Богоматери. «Знамя Халифа, доставленное Шалвой Ахалцихским, она отослала в великий (Гелатский) монастырь иконе Хахульской Божьей Матери, подобно тому, как отправил туда прадед её (Давид Строитель) снятое им золотое ожерелье, украшенное драгоценными камнями» [14] — сообщает летописец.
Наверное, не является случайным и то, что царица Тамара самую драгоценную добычу, добытую в этой войне, подобно своему великому предку, пожертвовала Хахульской иконе и то, что летописец напомнил Дидгорскую битву. В Шамхорской битве, подобно Дидгорской, грузинское войско одолело многочисленное объединённое войско врага и поэтому это имело особенное значение.
Отмечая победу в Шамхорской битве, царица Тамара написала гимн — ямб «Моление грузин для победы в Шамхоре». Царица Тамара в ямбе обращается к Богоматери, как к светочу христианства и Матери — покровительнице.
Битва при Шамхоре выявила преимущество грузинской военной силы на всём ближнем Востоке. Вырос международный авторитет страны, ещё больше укрепилось влияние Грузии на народы Северного Кавказа. Турецкие правители признавали могущество грузинского царя, предпочитали мирные отношения с Грузией и старались обрести этот мир платой ежегодной дани.
Турецкий мир был обеспокоен военными и политическими успехами Грузии, поэтому для задержки нарастающего могущества Грузии был подготовлен новый поход, которым возглавлял Румский султан Рукнадин. Он послал Тамаре дерзкое письмо, в котором оскорбляет как грузинскую царицу и ее народ, так и христианскую веру. Спокоен и твёрд был ответ Тамары. Летописец сохранил нам его копию: «Я, надеющаяся на силу Вседержителя Бога и уповающая на Приснодеву Марию, молясь честному кресту, получила достойное гнева Божия письмо твоё, Рукнадин, и, узнав ложь твою, требую, чтобы судьёй между нами был Бог. Ты надеешься на множество золота и погонщиков ослов, я же — ни на богатство, ни на силу войска моего, а на силу Вседержителя Бога и святого креста, которого ты хулишь. Ныне я посылаю всё войско моё встретить тебя; да будет надо мною воля Бога, но не твоя, правда Его, но не твоя» [16].
Военные силы, которыми располагала царица, были ничтожно малы в сравнении с армией султана. Но святая уповала не насилу оружия, а на помощь Божию. Она собрала войско и, как повествует летописец, сопровождала его с распущенными волосами, ступая по земле босыми ногами. Затем, благословив войска прибыла в Вардзию и преклонив колено перед иконой Вардзийской богоматери неустанно молилась. Царица Тамара доверившись Богу, одержала невероятную победу.
Битва при Шамхоре и битва при Басиани были самые большие битвы с мусульманским миром, которые произошли в эпоху царицы Тамары. Грузинское войнство в кратчайший срок победило две большие турецкие восточные и западные коалиционные армии, и после поражения этих двух огромных сил Грузия становилась одним из сильнейших государством на всем Ближнем Востоке [17].
Блестящая победа при Басиани облегчила осуществление грандиозного плана, уже давно намеченного царским двором, — создания на Западе, по соседству с Грузией, нового государства, известного под названием Трапезундского царства.
Поводом создания Трапезундского царства стал недостойный поступок Византийского кесаря — ограбление грузинских монахов (старцев). Но главной причиной была бесконечная агрессия турок против Грузии и самой христианской Византии. Из-за того, что в этот период Византия была притесняема турецкими захватчиками, естественно, для укрепления Черноморского побережья Грузия приняла решение создать новое христианское царство в ответ на ожидаемую опасность. Это христианское царство, выдвинутое Грузией, должно было сдерживать движение исламизма и непосредственный натиск турецких устремлений. Царица Тамара из захваченных краев создала одно государство, главой которого стал воспитанный в Грузии представитель династии Комнинов, родственник Багратионов Алексий Комнин. Трапезундская империя была подданной вассальной страной Грузии. Она выполнила значительную экономическую, стратегическую и политическую роль [18].
После создания Трапезундского царства грузинские войска взяли значительный город на юге Армении Кари или Карс, который царица Тамара присоединила к Грузии. В 1204-1205 гг. грузинское войска заняли укреплённые крепости Арчеши, Хлати и другие.Турки-сельджуки потеряли опору и плацдарм для нападения на Грузию и Закавказские государства. Вскоре были нарушены добрососедские отношения с правителем Иранского Азербайджана. Ардевильский султан в 1208 году в день Пасхи ворвался в грузинские владения, разорил город Аниси, 12000 человек зарезали в церквях. Царица Тамара провела ответный поход. Грузинские войска овладели Ардевилем Говоря о последних битвах на юге не должны забывать о том, что эти земли, заселенные армянами, были завоеваны врагами. Совершая походы на юг, грузины одновременно исполняли свой долг перед ближайшими соседями. Это тогда же было оценено армянским народом [19].
Грузины совершили поход в Иран в 1210 г. Это был самый дальний поход, который когда-либо предпринимали грузины. Как сообщает летописец, «Никто из грузин не ходил походом до этих мест, ни царь, ни князь». В результате этого похода северная часть Ирана, так называемый Иранский Азербайджан, оказался в вассальном подчинении Грузии и обязался платить ежегодную дань [20].
В начале XIII века в вассальных отношениях с Грузией находились почти все страны Северного Кавказа. Важнейшим моментом в отношениях Грузии с народами Северного Кавказа является политика христианизации последних, что связанно с именем царицы Тамары.
Таким образом, во времена царствования Тамары с Грузией различными формами зависимости были связаны: восточное Закавказье, Иранский Азербайджан, вся Армения, юго-восточное побережье Чёрного моря. Царица Тамара «покорила от Понтийского моря до моря Гургенского и от Спери до Дарубанда и всех кавказских имеров и амеров до Хазара и Скифии» [21].
Эпоха царствования царицы Тамары — это эпоха расцвета духовной и материальной культуры грузинского народа.
Уровню экономического развития и широкой торговле соответствовала монетная система. С усилением грузинского государства увеличилась и сфера действия грузинских денег. Грузинская монета была распространена как в самой Грузии и в её вассальных странах, так и в соседствующих с Грузией государствах. Отчеканенная в Грузии монета должна была быть в обращении и в соседних странах, поэтому грузинские цари на монетах рядом с надписью на грузинском языке приказывали делать надписи и на арабском языке, что давало возможность грузинской монете обращаться на международном рынке. Этим арабские надписи говорят о могуществе грузинских царей [22].
Высокий уровень экономического развития страны являлся твёрдой основой для дальнейшего развития культуры. Известно, что царица Тамара была покровительницей грузинской письменности, настоящей предводительницей и вдохновительницей этой письменности. Всё, что было создано значительного в эпоху царицы Тамары в области литературы, связано с её именем. Зарубежных грузинских культурно-образовательных центрах (Иверский монастырь на горе Афон, монастырь на Чёрной горе, Петрицонский монастырь в Болгарии и др.) шла широкая литературно-философская и переводческая работа. В этот период создаётся не одно оригинальное произведение на грузинском языке; переводятся значительные памятники мировой классики [23].
Украшение и венец эпохи царицы Тамары — гениальное творение Руставели «Витязь в тигровой шкуре» — великолепный гимн гуманизма, бессмертия любви и вечности, которую он посвятил царице Тамаре — вершина развития грузинской средневековой поэзии. В ней иносказательно описывается грузинское царство времени царицы Тамары.
К периоду царствования Тамары относится большая группа купольных храмов восточной Грузии: Икорта, Бетания, Кватахеви, Фитарети, Тимотесубани, Кинцвиси, Базилические церкви в Казрети, Гудаури, Синий монастырь, высеченные в скале большие монастырские ансамбли: Давид Гареджа и Вардзия. Это уникальный памятник грузинской культуры — город монастырь высечен в отвесной скале. На одной из фреска Вардзии изображены царица Тамара и её отец Георгии III. Сохранились ещё 3 изображения Тамары, в купольных храмах Бетании, Кинцвиси и в пешерной церкви Бертубани.
В Грузии искусство перегородчатой эмали было на таком же высоком уровне, как и зодчество и настенная живопись. Ярким примером этому служит икона Хахульской Богоматери, которая, как известно, является самым большим в мире памятником, выполненным эмалью. В это время творили знаменитые золотых дел мастера Бешкен и Века Опизари. Шедевром ювелирного искуства яляется чеканка рамки Анчисхати, выполненная в 1184-1193гг. А в1195 году по заказу Тамары Бека отчеканил Евангелие Цкаростави [24].
Путём соблюдения во всём заповедей Божьих, она обрела милость Божью, и благословил Бог жизнь её. Здесь же нельзя не отметить личные свойства характера царицы Тамары, что, несомненно, содействовало её успехам и популярности, что особенно подчеркивают летописцы.
Василий Эзосмодзгвари так характеризует царицу Тамару: «Она расточала радость, когда повествовала о чём-нибудь, была стыдлива, поучая других, соприкасалась она со всеми мягко и наставляла всех приятно, наказывала милостиво и распекала мягкосердечно, дабы каждому до единого показать воочию свойства Бога. Она была светильником для разумных и неразумных, светила первым и сжигала вторых: она была уздой для сбившихся с пути истины и опорой для нерадивых, нравственным каноном для старцев и палкой железной для юношей, защитницей мудрой для идущих честным путём и нелицеприятно бьющей строптивых... Ничего другого не хранила Тамара в сердце своём, кроме как «начало мудрости, страх Господень». Правой была от мудрости. Своей разумностью Тамара с ранних лет привлекла внимание современников. То, что царица получила хорошее образование, видно из самих деяний её и из свидетельств современных ей писателей, которые сравнивают её с философами и называют сосудом мудрости. Летописцы отмечали, что «она, будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей» [25].
Но наравне с душевной красотою Тамара обладала и физической. Она и по внешности была красиво созданной без изъяна. По словам летописца, её современника, она имела «правильно сложенное тело, тёмный цвет глаз и розовую окраску нежных ланит; застенчивый взгляд, манера царственно вольно метать взоры вокруг себя, приятный язык, весёлая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор» [26].
«Целиком и полная преданность к живому слову живого Бога, служба Ему, благоговение перед Христом — вот какими средствами овладела царица Тамара сердцами людей, чем осветилась она в представлении Грузии, что доставило ей такую чудотворную внутреннюю силу и внешнее её выражение, что не то что люди, но и звери рады были служить и подчиняться ей» [27] — пишет епископ Леонид Окропиридзе.
Царица Тамара была усердной прилежной православной. «Проводила всю ночь в стоянии на ногах, бодрствовании, молитве, поклонах и слёзных мольбах к Господу», — пишет автор «Истории и восхваления венценосцев» А другой летописец подчёркнуто отмечает: «Никто с таким рвением не следовал закону Божьему, как она, и никто с таким смирением не преклонял голову. Молебны и бдения, исполняемые в её дворце, превзошли молитвы Феодосия Великого, и я уверен, даже пустынников. А что же говорить о том, как она постилась. Она сама следила, как соблюдали пост монахи и придворные» [28].
Святая царица установила обязательное правило для царского двора — и сама молилась по Типикону палестинского монастыря, и того же требовала с других. «При ней чин церковной службы выполнялся без всякого ущерба, сполна, по предписанию Типикона и по Уставу палестинских монастырей... пребывавшие во дворце не могли пропустить ни одной службы: ни Литургии, ни вечерни, ни утрени, ни часов» [29].
Подобно своим достойным предкам, царица Тамара оказывала большую помощь церквам и монастырям: «Обеспечила епископов и престолы их пожертвованиями, освободив церкви от оброков и податей» Она строила монастыри не только в Грузии, но и также и в Палестине, Иерусалиме и на Кипре. Она для них покупала имения и украшала их чином честных монастырей; помогала вместе с ними и Константинополю» [30].
«Тамара своей мудростью успокоила и покорила всех», — сообщает летописец. И на самом деле, своими осторожными и дальновидными действиями царица смирила взволнованное царство и внедрила мир среди вельмож. Страна успокоилась в руках богобоязненной и мудрой правительницы. Летописец времён Лаши-Георгия признаёт самым главным результатом правления царицы Тамары то, что она «царство защитила нераздельно, всех примирила и установила мир для всех» [31].
Особенно примечательно то, что царица Тамара в Грузии никогда не устанавливала мир жестокостью и только силой. Она была весьма добродушной и мягкосердечной, милостивой, была против насилия и притеснения.
Святая Тамара отличалась редким великодушием по отношению к своим врагам. Против царицы не раз составлялись заговоры с целью свержения её с престола, а возможно — и убийства, но она никогда не мстила своим врагам. Победив и пленив их, она одаривала их, как заслуженных людей, как своих друзей и благодетелей. В её царствование не было ни одного случая смертной казни и телесного наказания, также наказаний, сопряженных с членовредительством. При царице Тамаре фактически была отменена смертная казнь, и это был большой гуманный шаг вперёд по сравнению с другими странами того времени, тем более что смертная казнь была совсем недавно запрещена в самых развитых цивилизованных странах современности.
Для характеристики деятельности царицы Тамары главное — не достижения во внешней и внутренней политике, а удивительная гуманность её государства, человеколюбие. Добро и справедливость, торжество разума, равноправие граждан, несмотря на национальность и религиозную принадлежность — всё это было характерно для политики царицы Тамары. Это основывалось на человеколюбивом учении, проповедуемом христианской верой.
Особым проявлением гуманизма царицы Тамары нужно считать её отношение к нехристианским религиям. Как было сказано, во времена царицы Тамары грузинским государством были провозглашены не только веротерпимость, но и свобода вероисповедания. Сохранились не только примеры доказательства существования свободы вероисповедания в Грузии, но и политический акт, осуществлённый при дворе царицы Тамары, и это же доказывает и явление, произошедшее в государственной жизни. Разумеется, свободой вероисповедания объясняется и то, что монофизиты при царице Тамаре занимали очень важные должности.
Кавказские народы независимо от их веры (мусульмане рядом с христианами) вместе боролись, чтобы иметь «свободную жизнь», как говорит летописец. Насколько это было возможно, царица Тамара старалась избежать войны, как в Грузии и на Кавказе, так и в соседних странах. Василий Эзосмодзгвари передаёт: «Она... не страхом действовала на соседей, а сама защищала их от устрашителей. Она восседала как судья меж соседствующими царями, следила, чтобы никто не начинал войны и не пытался набросить ярмо насилия друг на друга. И ставя себя им в пример, считалась вторым Соломоном среди царей» [32].
К тому же здесь необходимо отметить, что Грузинское государство взяло на себя покровительство христианском населению в соседнем мусульманском царстве Кавказа, где местные христиане переживали большое стеснение и дискриминацию, платили особую дань и др. О мероприятиях, проведённых царицей Тамарой в этом направлении, сообщает нам «Картлис цховреба». «Не только в собственном царстве Тамары царило благополучие, но и для всех христиан. И всех, кто насиловал христиан, она уведомляла, чтобы немедленно покорились, имея страх и любовь к ней» [33].
Как отмечалось, в государстве царицы Тамары собралось большое богатство, но это богатство давалось не только одной части общества, но и нищим. «Над неимущими она поставила верных смотрителей. Десятую часть всего государственного дохода отдавала нищим и следила, чтобы не пропало даже одно зёрнышко ячменя». Василий Эзосмодзгвари пишет, что «освободившись от дел, сразу же принималась за пряжу или шитьё, а работу своих рук делила между священниками и нищими» [34].
Святая Тамара отличалась необычайным милосердием к бедным, редким великодушием по отношению к своим врагам. Тот день, в который царица не могла подать милостыню нищим, она считала для себя потерянным.
Тамара была могущественной царицей, но настолько скромной и благочестивой, что даже такое величие не изменило её характера. «Её не могли
соблазнить ни утехи мира сего, ни царский венец и скипетр, ни обилие дорогих камней, ни многочисленность войска и храбрость его... Её не могло завлечь и склонить богатство» Как пишет Иван Джавахишвили, «Три вещи отрицательно действуют на человека: высокая должность, богатство и красота. Всем этим обладала царица Тамара, и все равно она осталась святой. Она была богатейшей царицей, но сама по себе была простой, стыдливой, жила «неимущей» жизнью. «Имея величие и богатство, находясь на такой высоте, жила, будто не было у неё ничего, равно как у всякого нищего, будто говорил голос её: «Нагой вышла я из утробы матери и нагой уйду...» [35].
Прекрасное лицо святой царицы, её заслуги перед грузинским народом, кроме сведений летописцев, исторических памятников, надписей и фресок, донесло до нас народное творчество: народ в легендах, стихах и песнях сделал бессмертной её жизнь. Легенды о Тамаре ходили не только по Азии, но и во всех уголках Европы. Летописцы воспели царицу Тамару, употребляя щедрые эпитеты: «Венец всех царей», «солнце — солнцу и царица — цариц, выделяющаяся блеском среди венценосцев».
Благодарный грузинский народ все великие памятники (церкви, монастыри, замки, дороги через перевалы, мосты, каналы, торговые дома, посёлки и города) связывает с именем Тамары. По представлению народа в эпохе Тамары собрались все национальные деятели, всё наилучшее. «Всякое великое дело у нас приписывается к Тамаре», — писал Илья праведный (Чавчавадзе) [36].
Деятельность Тамары имела широкий отклик и в других государствах. В этом отношении очень интересно широко распространённое на Руси сказание «Об Иверской царице Динаре». Поэма касается Грузии (Иверии) и деятельности Иверской царицы, название её «Удивительное сказание и почтительный рассказ о царице Динаре (Тамаре), правительнице Иверии». Эта повесть пользовалась большой популярностью в России с XVI -XVIII вв. До наших дней дошло более ста её рукописей. К этому творению проявляют большой интерес не только книголюбы, но и летописцы, государственные деятели. Эта «Повесть о Динаре (Тамаре)...» использована в послании епископа Касьяна, обращенном к царю Руси Ивану III, касающемуся политической жизни той эпохи.
По сведениям русских летописцев во время битвы за Казань Иван Грозный в своей речи, обращённой к войску, упомянул деяния Иверской царицы и воодушевлял своё войско так: «Слышасте иногда Божью великую милость и Пречистыя Богородицы помощь, како премудрая и мужеумная царица Иверская сотвори и победу показа на небожных персах» [37].
Жизнь святой царицы Тамары была невидимым распятием за свой народ.
Постоянный труд, заботы, думы, множество пролитых слез, постоянные посты,
литании на босую ногу, лежание на каменном одре монастыря подорвали здоровье царицы Тамары, у нее выявилась тяжелая болезнь. Почувствовав приближение смерти, Тамара молилась перед иконой спасителя и животворящым крестом: «Христос Боже мой, единый, бесконечный царь неба и земли, тебе препоручаю это царство, которое тобою мне было вверено, и этот народ искупленный твоей честной кровью, и этих моих детей, которых ты мне даровал и затем душу свою». Примечательно, что радеющая за веру и страну царица вверила Богу сперва страну, за которую так не щадя сил трудилась, затем народ, которым правила с материнской заботливостью, затем собственных детей и, наконец, собственную душу. Наверно это и есть ключ успешного правления царицы Тамары.
Выполнив всё, что могла, и, оставив чудесную память в народе, царица Тамара скончалась 27 января 1213 года.
Все исторические источники указывают на то, что Святое тело царицы Тамары упокоили в Мцхете, а затем перевезли в Гелати, где и погребли в родовой усыпальнице рядом с прославленными предками. Сегодня окутано тайной местонахождение могилы Тамары и это породило в народе множество сказаний и легенд. Многие сказания передают, что царица Тамара сама пожелала бесследно исчезнуть после смерти. Господь исполнил её желание, и скрыл, чтобы в грядущем восставить её из мёртвых и обрадовать тоскующую Грузию.
Грузинская православная церковь жизнь царицы Тамары сравнила с деянием Жен-мироносиц и днём поминовения установила первый день весеннего месяца — 1(14) мая и третье воскресенье Пасхи — вместе с днём поминовения жен-мироносиц, служивших с любовью и преданностью к Христу.
Летописец Тамары, Василий Эзосмодзгвари, пишет: «Как никто не может сосчитать по одному волосы на голове, так никто не сможет описать деяния Тамары», — и действительно, трудно в полной мере оценить вклад царицы Тамары в историю Грузии.
Мудрость, разумение, скромность, богобоязненность, великая вера в Бога, благоговение перед Ним — это и есть те основы, на которых Тамара выстроила политически и экономически сильную Грузию. Политика Тамары опиралась на человеколюбие, проповедуемое христианской верой, для которой характерны добро и справедливость, торжество разума, равноправие людей, вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности.
Суть успехов Тамары заключается в том, что, отрицая земные блага, она доверялась воле Божьей и единственно перед Богом благоговела. В руки Господа вверяла судьбу Грузии перед каждым испытанием, и Он помогал Боголюбивой царице. Успехов Тамара достигла милосердием, по достоинству оценивая чужие заслуги, черпая силы в великой духовной силе — любви Господа, в преданности живому слову Бога, в вере во Христа.
Вся жизнь царицы Тамары была осуществлением учения Св. Евангелия.
Деятельность царицы Тамары — яркий пример того, насколько важна роль личности в истории народа, как необходим стране высокий авторитет, а народу — достойный пример для подражания, так как личный пример весомее любых слов.
Нашу статью мы желаем завершить словами Католикоса — Патриарха Всея Грузии Святейшего и Блаженнейшего Илии II: «Мы не должны представлять себе, что царица Тамара была только исторической личностью. Великая царица, царица Тамара и сегодня царствует и помогает Грузии» [38].
[1] Джавахишвили Иване. Сочинения в двенадцати томах. Изд. Мецниереба. Тбилиси, 1977.Том VIII. (На груз. яз.) С. 137.
[2] Метревели Роин. Царица Тамара. Изд. Мецниереба. Тбилиси, 1991. (На груз. яз.) С.125.
[3] Православная энциклопедия, Том XIII, Москва, 2006. (На русск. яз.) С. 208.
[4] М. Джанашвили. Царица Тамара, Тифлис. 1900. (На русск.яз.) С. 50.
[5] Ш.А. Месхия. Внутриполитическая обстановка и государственное устройство Грузии XII века. Изд. Тбилисского Университета. Тбилиси, 1979. (На груз. яз.) С. 37.
[6] Лорткифанидзе М. Эпоха Руставели. Изд. Накадули, Тбилиси, 1966. (На груз. яз.) С. 32.
[7] Челидзе В.В. Исторические хроники Грузии. Изд. Накадули. Тбилиси, 1980. Книга II (На груз. яз.) С.140.
[8] Картлис Цховреба (Жизнь Грузии). Ред. Каухчишвили С.Г. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1959. Том. II. (На груз. яз.) С. 29.
[9] Там же. С. 101.
[10] И.Цинцадзе. Исследования из истории русско-грузинских отношений (X-XV в). (На груз. яз.) С. 94.
[11] Бердзенишвили Н. Вопросы истории Грузии. Изд. Мецниереба. Тбилиси, 1974. Том VII. (На груз. яз.) С. 77.
[12] Шаишмелашвили Ив. Шамхори, Басиани. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1981. (На груз. яз.) С. 38.
[13] Картлис Цховреба (Жизнь Грузии). Ред. Каухчишвили С.Г. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1959. Том. II. (На груз. яз.) С. 125.
[14] Там же. С. 70.
[15] Сборник « вопросы истории Грузии XII века ». Тбилиси, 1968. (На груз. яз.) С. 58.
[16] Картлис Цховреба (Жизнь Грузии). Ред. Каухчишвили С.Г. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1959. Том. II. (На груз. яз.) С. 164.
[17] И. Цинцадзе. Басианская битва. Тбилиси, 1971. (На груз. яз.) С. 36.
[18] Джанашия С.Н. Труды, V. Изд. Мецниереба. Тбилиси, 1987. (На груз. яз.) С. 161.
[19] Вопросы истории Грузии. Том II, Тбилиси, 1965. (На груз. яз.) С. 54.
[20] Джавахишвили Иване. История грузинского народа. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1965, книга вторая. (На груз. яз.) С. 177.
[21] Бердзенишвили Н. История Грузии. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1971. Том V. (На груз. яз.) С. 75.
[22] Джавахишвили Иване. Сочинения в двенадцати томах. Изд. Мецниерева, Тбилиси, 1983г. Том V. Тбилиси, 1990. (На груз. яз.) С. 125.
[23] Энциклопедический словарь. Том IX. Издание Брокгауза и Ефрона. Том 18; 1901. (На русск. яз.) С. 356.
[24] Лорткифанидзе М. Эпоха Руставели. Изд. Накадули, Тбилиси, 1966. (На груз. яз.) С. 90.
[25] Картлис Цховреба (Жизнь Грузии). Ред. Каухчишвили С.Г. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1959. Том. II. (На груз. яз.) С. 26.
[26] Там же. С. 116.
[27] Леонид Окропиридзе, Проповеди, Тбилиси, 1990. (На груз. яз.) С. 47.
[28] Картлис Цховреба (Жизнь Грузии). Ред. Каухчишвили С.Г. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1959. Том. II. (На груз. яз.) С. 152.
[29] Там же. С. 91.
[30] Там же. С. 242.
[31] Там же. С. 49.
[32] Там же. С. 156.
[33] Там же. С. 151.
[34] Там же. С. 147.
[35] Джавахишвили Иване. История грузинского народа. Изд. Сабчота Сакартвело. Тбилиси, 1965, книга вторая. (На груз. яз.) С. 185.
[36] Илия Чавчавадзе. Мысли. Изд. Тбилиского Университета. Тбилиси, 1988. (На груз. яз.) С. 37.
[37] М. Джанашвили. Царица Тамара, Тифлис. 1900. (На русск.яз.) С. 15.
[38] Католикос-Патриарх Всея Грузии, Илия II. Послания, слова, проповеди. Изд. Грузинской Патриархии. Тбилиси, 1997. книга II. (На груз. яз.) С. 233.
Комментарии ():
Написать комментарий: