Дорогие о Христе отцы, братья и сестры!
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви с горечью свидетельствует, что на земле Украины возник новый раскол.
Причиной его стали действия бывшего митрополита Киевского Филарета, запрещенного в священнослужении Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви 27 мая этого года.
Действуя в качестве церковного суда, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви рассмотрел иск, представленный украинскими епископами, заслушал показания свидетелей и признал митрополита Филарета виновным в жестоком и высокомерном обращении с епископами, священнослужителями и пасомыми, в нарушении данного пред Крестом и Евангелием обещания добровольно покинуть пост Предстоятеля Украинской Церкви, в хулении Архиерейского Собора, в незаконном совершении богослужений под запрещением, в том числе епископских хиротоний, в сознательном и явном учинении раскола в Церкви. Собор также констатировал, что личная жизнь митрополита Филарета вносит соблазн в среду верующих и дает повод для осуждения Православной Церкви со стороны внешнего мира.
Архиерейский Собор, строго руководствуясь священными канонами, постановил:
- Извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с. пребыванием в клире.
- Считать все рукоположения в сан диакона, пресвитера и епископа, совершенные митрополитом Филаретом в запрещенном состоянии с 27 мая с. г., а также все прещения, наложенные им на клириков и мирян с 6 мая с. г., незаконными и недействительными.
- Извергнуть из сана епископа Почаевского Иакова (Панчука) за соучастие в антиканонических действиях бывшего митрополита Филарета, лишив его всех степеней священства.
- Решения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об извержении митрополита Филарета (Денисенко) и епископа Иакова (Панчука) из сущего сана и о лишении их всех степеней священства довести до сведения Предстоятелей всех Поместных Православных Церквей.
Все миряне, которые отныне будут вступать в церковное общение с бывшими митрополитом Филаретом (Денисенко) и епископом Иаковом (Панчуком), подвергают себя отлучению от Церкви, а клирики - извержению из сана. Ибо, как гласят Божественные каноны: «Но и все сообщающиеся с ними (лишенными сана) будут отлучены от Церкви, и наипаче, когда, зная осуждение, произнесенное противу вышереченных, дерзнут имети общение с ними» (4-е правило Антиохийского Собора).
«Аще кто принадлежа к клиру, с изверженными от клира молиться будет, да будет извержен из сана» (2-е правило святых апостолов).
Существует ложное мнение, будто церковный суд над бывшим митрополитом Филаретом может повлиять на решение вопроса о даровании Украинской Церкви полной канонической самостоятельности. Силой своего архипастырского слова свидетельствуем, что такие утверждения либо заблуждение, либо заведомая клевета.
Мы ни в коей мере не будем препятствовать обсуждению проблемы полной канонической самостоятельности Украинской Церкви. Мы примем любое суждение, какое произнесет по данному поводу голос церковного народа. Но мы желаем, чтобы голос этот был слышен свободно и ясно, чтобы на верующих не оказывалось никакого давления, связанного с политическими или иными земными интересами. Будучи ответственными перед Богом за вверенный Им в наши смиренные руки церковный народ, мы будем делать все, что в наших силах, для его духовной свободы и для того, чтобы он жил так, как велит Евангелие и учение Православной Церкви.
Бывший митрополит Филарет и другие церковные преступники используют тему «автокефалии» исключительно в личных целях, создавая ложное впечатление, что они являются «жертвой» за свои якобы автокефальные убеждения. Свидетельствуем вам, что среди участников нашего Архиерейского Собора, низложившего митрополита Филарета и епископа Иакова, были и те архиереи, которые открыто поддерживают идею скорейшего предоставления автокефалии Украинской Православной Церкви. Филарет и Иаков лишены сана не за убеждения, а за преступления против Церкви, выразившиеся в сознательном грубейшем нарушении священных канонов.
Что же касается предоставления Украинской Православной Церкви полной канонической самостоятельности, то мы твердо убеждены: вопрос этот должен решаться законным каноническим путем через созыв Поместного Собора и согласования его решений с волей всех братских Поместных Церквей. Если этого не произойдет, мы пожнем лишь новые и новые расколы, несущие гибель церковной жизни.
Архиерейский Собор обращается к государственным руководителям Украины с призывом содействовать утверждению церковного единства в этой благословенной стране.
Мы верим, что в независимой Украине, вступившей на путь построения демократического правового государства, будут уважаться права и свободы граждан, в том числе и право на устроение церковной жизни в соответствии с желанием народа Божия.