«Мне опротивела пошлость лжепатриотизма»: интервью главы Элладской Православной Церкви
Предлагаем ознакомиться с интервью Архиепископа Иеронима вскоре после его избрания главой Элладской Православной Церкви, в котором он делится своим видением отношений между Церковью и государством, а также межправославных отношений. Архив портала "Богослов".
Статья

Архиепископ Афинский и всея Эллады ИеронимВам ставили в вину то, что Вы предпочитаете отмалчиваться - даже по общенациональным проблемам; а еще то, что Вы редко служите и инициативу в этом предоставляете другим архиереям. Что Вы можете ответить на эти упреки «от своих»?

 

- В жизни у меня есть один общий принцип: важно не то впечатление, которое ты производишь, а сделанное дело - и оно, это дело, когда-нибудь само скажет за себя. Разумеется, я служу, и служу постоянно - просто не делаю из этого достояние общественности. В самом начале передо мной было две возможности выбора: говорить и быть уверенным, что мне есть, что сказать - или молчать и думать. Я выбрал второе, поскольку трудности, с которыми я столкнулся, громадны, и те «черные дыры», что мне остались в наследство, - немалых размеров. Лицом к лицу с такими проблемами я предпочел молчать. Что касается общенациональных вопросов - уж простите за признание - я так люблю свое отечество, что и жизнь свою готов положить за него. Но вот то, что действительно утомило, что огорчает до глубины души, что мне попросту опротивело - так это вся эта пошлость лжепатриотизма и торговли национальным чувством. Такого рода людей я знал немало: родину, религию, семью они используют лишь как лозунги - но в своих собственных целях. И этой дорогой я идти не желаю. Пусть когда-нибудь дела скажут сами за себя - и тогда все лозунги потеряют силу. Именно таким я и вижу свой путь и свою цель: не возводить фараоновы пирамиды, но делать то, что утолит страдание наших ближних.

 

Вот уже полгода, как Ватопед остается в центре общественного внимания. Есть ли какие-то последствия для Церкви?

- Ситуация с Ватопедом создала нам большие трудности. Случай оказался крайне неприятным, и мы все переживаем за исход дела. Разумеется, случай этот будет иметь свои последствия и во внутрицерковной среде; но пока надо запастись терпением и посмотреть, чем все закончится.

Между прочим, сам по себе казус поднимает такие вопросы, что не могут не заставить задуматься как нас, так и тех, кто готов уже ополчиться на Церковь: имею в виду тех, кто говорит об отделении Церкви от государства. Неужели выходит, что Церковь как общественный институт в рамках своего служения не имеет права воспользоваться своей же собственностью для покрытия каких-то служебных расходов? Другая сторона дела - это то, что живя в конституционном обществе с утвержденным правом частной собственности, мы понимаем его каждый по-своему. Вопрос, конечно, в том, для чего Церкви нужна собственность. Она нужна ей не только на содержание священников и архиереев, но и затем, чтобы сохранять возможность свободно исполнять свое служение. Стесненность в средствах влечет за собой потерю свободы - как для человека, так и для любого другого обладателя.

Еще один аспект - это то, что нынче говорится об императорских и муниципальных грамотах византийских времен, об ахтинаме[1] и тех документах, что хранятся в Синайской обители, в Иерусалимском Патриархате и во Вселенском Патриархате (который, кстати, с их помощью пытается защитить свое право на собственность). Разговоры эти всякий раз обнаруживают то легкомыслие, с которым у нас пытаются решать проблемы: если мы сами не ставим эти документы ни во что, и не видим в них никакого толку - с какой стати требовать от других государств уважения к ним?[2]

 

Каковы Ваши взаимоотношения с представителями политических кругов страны?

-Я поддерживаю сотрудничество со всеми, и таковы мои намерения на будущее.

 

Планируете ли Вы посетить и Бюро КПГ?[3]

- Я уже встречался с г-жей Папарига:[4] Сказать Вам по правде, мне кажется, что политики левого толка верят в Бога даже больше, чем правые. Убедился в этом на собственном опыте.

 

После Ваших выборов в прошлом феврале сразу же пронесся слух о «внутренней оппозиции»...

- Ну, конечно же, она есть. Без оппозиции, без того, чтобы выслушать иную точку зрения, прогресс вообще невозможен. Главное, чтобы она исходила из благих побуждений - это само собой.

 

И как Вы реагируете на «оппозиционную критику»?

- Ищу свои силы в Боге, в своих друзьях и в собственном чувстве того, что в кресле власти меня ничто не держит. Лишь только я почувствую, что больше не могу быть полезен - не вижу смысла долее оставаться на этом посту.

 

Между прочим, Вас упрекают и в том, что Вы не рукополагаете новых клириков.

- Думаю, что хиротонии - это вопрос высочайшей для архиерея ответственности. А значит, рукополагать тех, кого я не знаю, это легкомыслие - да и как мне потом с них требовать?

 

Чего Вам больше всего не хватает здесь, в Архиепископии, по сравнению с Фиво-Левадской митрополией?

- Провинциальной простоты и «человечности» отношений.

 

А каков будет ваш курс по отношению к Вселенскому Патриархату?

- Отношение мое известно вот уже многие годы. Большая слабость Православия - в его разрозненности и зависимости от националистических идей. Православная Церковь должна как можно скорее закрыть те разрывы, что сейчас существуют. Для Вселенского Патриархата большим успехом на пути к этому стала недавняя встреча Предстоятелей Церквей. Но этого удалось добиться лишь в Киеве - и в этой ситуации было важным то, что у нас есть такой достойный Патриарх как Варфоломей.

 

В эти дни мы переживаем тяжкий экономический кризис. Какую помощь может оказать людям Церковь?

- На сегодняшний день Архиепископия предоставляет 3500 бесплатных обедов ежедневно, и к 2009 году мне хотелось бы довести это количество до 20000. Это осуществимо, хотя положение этим и не спасешь. Достаточно сказать, что каждый день не менее 20 человек, потерявших свои дома, приходят к нам в Архиепископию просить о помощи. И у меня есть идея и некоторые планы на этот счет - пусть даже сейчас, после истории с Ватопедом, время не самое подходящее. Я бы хотел, чтобы при поддержке государства и полной прозрачности церковная собственность была пущена в оборот, и прибыль от этого шла на народные нужды - но в формате церковного служения...

 

Вы говорите о тех делах, что хотели бы воплотить в жизнь. Чему из этого уже положено начало?

- Мы подали заявку на учреждение приютов для лежачих инвалидов и одиноких стариков; также это проекты помощи детям с умственной отсталостью, по защите детей с аутизмом, по наркозависимым среди молодежи, по созданию детско-юношеских летних лагерей. Более того, пользуясь случаем, рад Вам сообщить, что одно частное лицо предоставило нам 15 гектаров земли в Аттике на осуществление этих проектов.

 

Завтра, на общем собрании священников Архиепископии, что Вы им думаете сказать?

- Первое, что я им скажу: невозможно сделать ничего, невозможно изменить мир, пока мы не изменим самих себя - от архиепископа до священников - пока мы не в состоянии взглянуть на мир иными глазами. Жить надо проще, больше думать о человеке. Ведь Церковь - это место служения и любви, это не пышные службы и народные гулянья. Здесь особое значение обретают личные качества клирика; готовность того, кто хочет вступить в клир; поддержка со стороны семьи священника.

Надо вам сказать, я приехал сюда в неизвестность. Конечно же, нужды клириков и трудности людей в целом были мне известны. Но что именно меня ожидает, я тогда не знал. Все эти последние месяцы дали мне возможность осмотреться, получить представление, узнать поближе те проблемы, что здесь есть. Я много работал: видел приходскую жизнь,  видел образ мыслей и жизнь священников, но прежде всего - видел и человеческую беду. Видел людей, которым негде жить, и людей, которые голодают. Был и на официальных мероприятиях, был и в местах, где собираются «маргиналы». Пару дней пожил рядом с теми ребятами, кто пытается избавиться от наркотической зависимости; видел своими глазами, как трудно им приходится, когда порвут с наркотиками. И в то же время я видел, как живут очень богатые люди. Что уж тут скажешь, если человек живет в доме на 500 квадратных метров с двумя бассейнами - и это в наше-то время?!

Это еще не значит, что мы сможем найти решение всему: у меня нет на этот счет ни иллюзий, ни особых возможностей. Но думаю, что вместе у нас что-нибудь получится. Пусть нам не сделать этот мир раем; по крайней мере, мы можем не дать ему превратиться в ад.

 

Источник: «Κυριακάτικη Ελευθεροτυπία»
Перевод Ф. Шульги - Портал Богослов.Ru

 


[1] Ахтинаме - особые охранные грамоты христианским монастырям и церквам, дарованные Мухаммедом и его потомками; фактически утверждали право церковной собственности в пору становления исламских государств. - Прим. пер.

[2] Очевидно, имеются в виду Турция и некоторые страны ближнего Востока, где Православные Церкви сталкиваются с имущественными проблемами. - Прим. пер.

[3] КПГ (гр. ΚΚΕ) - Коммунистическая Партия Греции (гр. Κομμουνιστικό Κόμμα της Ελλάδας), радикальная оппозиция - Прим. пер.

[4] Генеральный секретарь КПГ с 1991 г. - Прим. пер.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9