Первая книга из 9-томной «Кембриджской истории христианства» «От возникновения до Константина» представляет собой всестороннее рассмотрение существенных событий, лиц, мест и вопросов, связанных с возникновением христианской религии в средиземноморском мире в течение первых трех веков. Свыше тридцати эссе, написанных ведущими специалистами в этой области, прослеживают динамичную историю со времени Иисуса Христа до утверждения христианства в качестве государственной религии Римской империи в четвертом столетии. Этот том представляет собой тщательный и документированный анализ различных форм христианских общин, идентичности и практики, которые возникли спустя десятилетия после смерти и воскресения Иисуса Христа. Здесь рассматриваются специфические характеристики христианских сообществ в каждом географическом регионе до конца III века, а также рассматривается вопрос о развитии институциональных форм, интеллектуальных практик и богословских формулировок, которые стали характерными для истории христианства в последующие столетия.
Обычно историки древней Церкви описывали просто историю древней веры, воспринятой от Иисуса Христа и переданной его учениками. В согласии с Евангелием, выраженным в Апостольском символе веры, они распространяли Слово Божие во всех направлениях. Однако это единое послание искажалось ересями, которые порождали свои собственные течения. Тем не менее, несмотря на ереси и преследования христианство победило с обращением Константина Великого. Это упрощение было унаследовано из самих древних источников и породило в свою очередь стремление к освобождению от столь схематичного взгляда на раннее христианство со стороны многих современных критически настроенных ученых. Авторы тома указывают на необходимость признать сложность и многообразие раннего христианства и его социокультурных установок, в то же время указывая на некоторые элементы, которые позволяют проследить определенную согласованность, признать идентичность, сохранявшуюся с течением времени.
Этот проект стал возможным благодаря междисциплинарным исследованиям и разнообразию новых свидетельств, полученных благодаря археологическим раскопкам и таким находкам как свитки Мертвого моря и библиотека Наг-Хаммади. Неизбежно, что эссе, собранные здесь, являются кратким обзором того, что стало обширной областью исследований, но авторы выражают надежду, что эти эссе являются в достаточной степени сбалансированным представлением всего комплекса тем, которые они охватывают.
Возможно величайшая загадка для историка, занимающегося происхождением христианства, заключается в рассмотрении личности Иисуса. Большинство движений создано основателями, чья биография должна быть естественной отправной точкой. Но в случае с Иисусом это не столь очевидно, поскольку христианская вера основана на личности Самого Иисуса Христа.
Вступление к этому тому «Иисус Христос - основатель Христианства», рассматривает следующий вопрос: возможно ли написать историческую биографию Иисуса, как это делается, когда пишется о других исторических деятелях?
В I части «Политические, социальные и религиозные установки» представлены три эссе, которые рассматривают три главных контекста, в рамках которых развивалось раннее христианство. Первое рассматривает местные обстоятельства жизни Иисуса и ее первых последователей в Галилее и Иудее. Второе эссе рассматривает жизнь иудеев в рассеянии и их реакцию на греко-римскую культуру. Здесь рассматриваются характерные особенности грегоязычных еврейских общин вне Палестины, где начало распространяться христианство, и которым оно обязано своим отношением к языческому обществу. В третьем эссе представлен очерк социальных и политических реалий Римской империи, которые как способствовали, так и препятствовали распространению христианских общин.
Вторая часть «движения Иисуса» исследует формы христианства, которые могут быть прослежены на основании новозаветных документов. Последнее эссе рассматривает природу раннехристианских общин как социальных объектов мира конца I века. Очевидно, что первыми последователями Иисуса были евреи. Существование иудеохристианства стало предметом множества исследований, хотя до сих пор не ясен вопрос с определением. Совершенно очевидно, что самые ранние христианские документы, а именно послания апостола Павла, несут в себе свидетельство быстрого включения язычников в общину верующих в Иисуса Христа, а также полемику в отношении того, каким образом это должно было происходить. Первые два эссе этой главы имеют своей целью проследить черты иудеохристианства и христианства язычников соответственно.
Следующая секция «Традиции сообщества и самоопределение» рассматривает различные пути, которыми формировалась христианская идентичность в следующих двух поколениях христиан. Первое эссе исследует возникновение письменных записей и способа, каким христианское движение развивало литературную культуру, поскольку он был решающим для его распространения. Второе эссе посвящено сложной фигуре Маркиона, чье наследие является неоценимым для истории христианского канона, как и его богословские обоснования. То, что предпринял Маркион и его последователи, можно назвать процессом формирования идентичности посредством отделения от других. Эссе «Самоопределение в отношении к иудейской матрице» также применяет этот подход к рассмотрению споров между иудаизмом и христианством. Следующее эссе «Самоопределение по отношению к греко-римскому миру» указывает на сложность точного определения того, что отличало христианский дискурс от оппонентов христианства. Последнее эссе этой части рассматривает вопросы христианского самоопределения в более широких социальных рамках, обращаясь от вопросов об учении, дискурсе и мировоззрении к вопросам семейной жизни и социальной практики, показывая противоречивый статус христиан в греко-римском обществе.
Четвертая часть «Региональные отличия христианства в первые три столетия» фокусируется на распространении христианства от Иерусалима до края земли в первые три века. Эссе «Географическое распространение христианства» рассматривает документальные и методологические вопросы, касающиеся демографических оценок «христианизации» империи. Последующие главы посвящены главным регионам, где находилось христианское население в период до Константина Великого: Малая Азия и Ахайя, Египет, Сирия и Месопотамия, Галлия, Северная Африка и Рим. Разделы этой секции отражают историографический сдвиг в исследовании раннего христианства. Так если в работах Вальтера Бауэра предполагалось, что в некоторых регионах ранние формы христианства были скорее еретическими, нежели православными, то здесь представлена радикальная переоценка истории раннего периода. Большинство ученых сегодня согласны, что региональные различия христианства не были укоренены в различных ответах на романизацию, особенно в отношении культа. Скорее, религиозно-политический контекст христианских общин не был однородным изначально и это порождало некоторые различие в культурном и конфессиональном этосе. Кроме того, исследование обратилось к местным различиям в литургической практике и организационной структуре церквей. Учение признали необходимость в углубленном изучении свидетельств присутствия христианских общин и анализа их специфического характера в различных местах. Каждое из эссе этой секции включает в себя ключевые документальные, литературные и археологические свидетельства и дает обзор главных событий, споров и лиц каждого региона, в то же время указывая, что ни один из регионов не находился в полной изоляции.
Пятая часть «создание христианского богословия» является промежуточной между этими региональными различиями и идеологией институционального единства, которая сделала церковь в глазах Константина полезным инструментом программы объединения империи. Здесь прослеживается возникновение христианского мировоззрения. Борьба за монотеизм и учение о творении создали контекст для аргументов о природе Иисуса Христа и Его отношении с Богом, в то время как частные локальные споры с более универсальными следствиями поставили вопросы о христологии и экклезиологии. Эта секция завершается акцентом на факте, что формирование доктринальных утверждений и развитие христианской интеллектуальной культуры было сознательным соперничеством с пайдейей греко-римского мира. В конце IV века традиционная языческая образовательная программа была постепенно христианизирована, но этот процесс был обязан более ранней адаптации к изучению Библии программы и техник, традиционно преподававшихся в греко-римских школах риторики и философии.
Часть VI «Враги становятся гражданами: к имперскому покровительству» прослеживает пути, благодаря которым христиане стали в этом мире своими несмотря на их первоначальную тенденцию принимать библейский мотив постоянной вражды или временного пребывания, утверждая, что они являются гражданами неба. Со времени апостола Павла отдельные христиане могли принимать римское гражданство, хотя была двусмысленность в их положении в городе, поскольку покорность Христу отменяла покорность кесарю. Опыт преследований усиливал это, хотя важно понять, что, как показывает первое эссе этой главы, преследования были, главным образом, локальными и спорадическими, и официальные имперские меры, направленные против христиан, появляются главным образом в конце нашего периода.
Восприятие Рима отражалось во взглядах христиан на Римскую империю, и второе эссе показывает изменение в отношении к этому вопросу, которое можно было бы выразить как отношение между «церковью и государством». Глава, посвященная Константину Великому, показывает значительное влияние этого первого «христианского императора», и в то же время предупреждает от слишком упрощенного рассмотрения социально-политических и религиозных сдвигов, которые имели место в его царствование. Эссе о Никейском соборе дает понимание соотношения доктринальных и политических факторов в поиске единства, которое было движимо «епископом внешних дел Церкви», а именно, императором Константином. Завершением этого раздела является обзор искусства и архитектуры, охватывающий всю историю этого движения до его инкорпорации в социокультурные рамки римского мира и окончательную артикуляцию в специфической материальной культуре.
Эта книга может рассматриваться как последовательная история периода, поскольку эссе, включенные в нее, рассматривают этот период с различных точек зрения. Читатели, интересующиеся более углубленным изучением представленных в книге тем и вопросов, могут обратиться к библиографии, представленной как в примечаниях, так и в конце книги.
О редакторах первого тома
Маргарет М. Митчелл - профессор Нового Завета и раннехристианской литературы Чикагского университета. Она является автором книг «Павел и риторическое примирение: экзегетическое исследование языка и состава 1 Послания к Коринфянам» (Paul and the rhetoric of reconciliation: an exegetical investigation of the language and composition of 1 Corinthians), а также книги «Небесная труба: Иоанн Златоуст и искусство интерпретации посланий апостола Павла» (The heavenly trumpet: John Chrysostom and the art of Pauline interpretation), а также исполнительным редактором серии монографий Novum Testamentum Supplements.
Френсис М. Янг - член Британской Академии ордена Британской империи за вклад в развитие богословия (1998). В 1986 г. стала профессором и главой департамента богословия университета Бирмингема, деканом факультета искусств в 1995, с 1997 по 2002 гг. была первым вице-канцлером университета, а в настоящее время является заслуженным профессором богословия. Является автором множества публикаций, среди которых «От Никеи до Халкидона» (From Nicaea to Chalcedon) и «Библейский экзегезис и формирование христианской культуры» (Biblical exegesis and the formation of Christian culture).
Содержание
Список иллюстраций IX
Список карт X
Список авторов XI
Предисловие XIII
Благодарности XIII
Таблица: Римские императоры и епископы Рима и Александрии XXII
Список сокращений первичных и вторичных источников XXV
Прелюдия: Иисус Христос - основатель христианства 1
ЧАСТЬ I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ УСЛОВИЯ
1 Галилея и Иудея в первом столетии (Ш. Фрейн) 37
2 Еврейская диаспора (Т. Раджак) 53
3 Римская империя (Х.Й. Клаук) 69
ЧАСТЬ II. ДВИЖЕНИЯ ИИСУСА
4 Иудеохристианство (Дж. Маркус) 87
5 Языкохристианство (М.М. Митчелл) 103
6 Иоаннитское христианство (Х.У. Аттридж) 125
7 Социальная и церковная жизнь ранних христиан (У.А. Микс) 145
ЧАСТЬ III. ТРАДИЦИЯ ОБЩИН И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
8 Возникновение письменных записей (М.М. Митчелл) 177
9 Маркион и «канон» (Х.У. Гэмбл) 195
10 Самоопределение в отношении к иудейской матрице (Ю. Лью) 214
11 Самоопределение в отношении к греко-римскому миру (А.Дж. Дродж) 230
12 Самодифференциация среди христианских групп: гностики и их оппоненты (Д. Бракк) 245
13 Истина и традиция: Ириней (Д. Миннс) 261
14 Самоопределение практики развития Церкви (К. Осиек) 274
ЧАСТЬ IV. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ХРИСТИАНСТВА В ПЕРВЫЕ ТРИ ВЕКА
15 От Иерусалима до края земли (М.М. Митчелл) 295
16 Обзор географического распространения христианства (Ф. Тромби) 302
17 Малая Азия и Ахайя (К. Треветт) 314
18 Египет (Б.А. Пирсон) 331
19 Сирия и Месопотамия (С.А. Харви) 351
20 Галлия (Дж. Бер) 366
21 Северная Африка (М.А.Тилли) 381
22 Рим (М. Винцент) 397
ЧАСТЬ V. ФОРМИРОВАНИЕ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛОВИЯ
23 Институты доконстантиновской Церкви (С.Дж. Холл) 415
24 Монотеизм и творение (Дж. Мэй) 434
25 Монотеизм и христология (Ф.М. Янг) 452
26 Экклезиология, выкованная в преследованиях (С. Дж. Холл) 470
27 К христианской paideia (Ф.М. Янг) 485
ЧАСТЬ VI. «ВРАГИ» СТАНОВЯТСЯ ГРАЖДАНАМИ: К ИМПЕРСКОМУ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУ
28 Преследования: генезис и наследие (У.Х.К. Френд) 503
29 Церковь и государство до 300 г.н.э. (А.М. Риттер) 524
30 Константин и «мир церкви» (А.Камерон) 538
31 Первый Никейский собор (М. Эдвардс) 552
32 О христианской материальной культуре (Р.М. Йенсен) 568
Заключение: ретроспектива и перспектива 586
Библиография 590
Индекс 683