IV столетие христианской эры было эпохой радикальных изменений и испытаний для христианской веры и Церкви. Эти изменения и испытания, прежде всего, оказали влияние на тех, кто жил в Римской империи, а они представляли большинство христиан. Остальные христиане жили в соседних странах, таких как Персия и Армения, или среди вестготов. Вскоре после 300 г. христиане в Римской империи пострадали от общего преследования, инициированного императором, которое не было одинаково суровым в различных местах. Но непосредственно после преследования в 311 году был принят эдикт о терпимости, который стал началом неожиданного процесса, инициированного императором Константином I, приведшего к официальному признанию Церкви, правительственной поддержке и постепенному вовлечению в социальную жизнь. С этого времени Церковь должна была считаться с вмешательством со стороны императора, который одно время согласовывал с ней свою позицию, а в другое время вынуждал подчиняться своим богословским убеждениям. В 380 г. эта политика привела к тому, что императоры западной и восточной частей империи объявили, что все их вопросы должны подчиняться православной кафолической вере. Этот декрет по справедливости считается моментом рождения христианства как государственной религии, нежели чем эдикт Константина, принятый в 313 г. Но христиане в Персии ощутили на себе последствия этого признания своих единоверцев под правлением Рима, поскольку они подозревались как «пятая колонна римского империализма». Армения раньше Римской империи установила христианство как государственную религию; это произошло около 314 г. Готы на Балканах были враждебны проникновению христианства из Константинополя до обращения их вождя в 376 г. С этого времени они стали политически и военным образом связанными с Римской империей и ее культурой. Связи Римского государства со всеми этими соседями были столь прямыми, что значительные изменения в политическом и социальном положении христианства не только повлияли на тех, кто жил под Римским владычеством, но также на их единоверцев за его границами.
Эти события и развитие формировали фон настоящей монографии по церковной истории четвертого века. Автор рассматривает вопрос о том, как Церковь воспринимала эти изменения, как она реагировала на них? Другими словами, автор исследует контекстуальный ответ христиан и характер этой контекстуализации.
Ролданус определяет смысл слова «контекстуализация» в контексте истории IV века. Контекстуализация является современным словом, которое возникло в начале 1970-х как термин, охватывающий три стороны: 1) трансляцию христианского послания, 2) адаптацию выражения веры и церковной жизни к действительной ситуации; 3) освобождение от унаследованной доминантной модели. Справедливо ли применять такую концепцию к самым различным условиям эпохи Константина и делать ее отправной точкой для исследования этой эпохи? Автор считает, что такой подход оправдан, поскольку, по его мнению, даже Новый Завет может быть прочитан как документ первой степени котекстуализации. Первоначальная керигма Иисуса, т.е. спасительное значение Его смерти и вознесения была сначала передана из Палестины в еврейскую диаспору, и из контекста синагоги в эллинистическую среду. Эта так называемая эллинизация христианской веры обычно оценивалась - положительно или отрицательно - как трансформация множества ее первоначальных акцентов и оценок. Третье столетие показывает интенсификацию этого процесса адаптации, и является определенно одной из причин роста силы христианства, что привело Константина к использованию этой религии в интересах своей империи. В течение IV столетия этот процесс шел под беспрецедентным влиянием убеждений императора. Это столетие, по мнению автора, может рассматриваться как пик контекстуализации, т.е. преобразования и адаптации к изменившейся ситуации.
Книга будет полезна всем, интересующимся историей христианской Церкви.
Об авторе:
Иоганн Ролданус является заслуженным профессором университета в Гронингене.
Содержание
Список сокращений IX
Благодарности XI
Карта: распространение христианства по античному миру XIV-XV
Введение 1
Великий поворот 1
Хронологические рамки 2
Контекстуализация 3
Объекты контекстуализации 8
1 Ранняя контекстуализация 11
Христиане и Римская империя и общество 11
Этические стандарты и мораль группы 16
Связь с философскими темами 19
Ответ на религиозные чувства и нужды 22
2 Кризис и признание 26
Введение 26
Реформа последнего языческого императора и ее ошибки 27
Политика и религия Контстантина 34
Христианизация публичной жизни 41
3 Оценка изменений в мысли отцов Церкви 45
Введение: три голоса 45
Лактанций 48
Евсевий Кесарийский 52
Афанасий Александрийский 63
Заключение 67
4 Определение отношения Христа к Богу 69
Введение: два пути исследования 69
Критическая богословская ситуация на Востоке и ее причины 71
Никейский собор и его последствия (324-340) 79
Развитие христологической рефлексии (341-353) 86
Разгром и воскрешение Никейской партии (353-363) 96
Ретроспективный взгляд на период с 342 по 363 гг.: свидетельства контекстуализации 106
5 Зрелость христианства 114
Введение: последние десятилетия IV века и императоры (364-397) 114
Последняя фаза борьбы с арианством: внешние события (364-382) 117
Последняя фаза борьбы с арианством: доктринальные результаты 123
Рецепция Никео-Цареградского символа веры; его вселенский статус 138
Новые тенденции в отношении между Церковью и императором 142
6 Внешние и внутренние следствия 152
Введение: следствия для имперской и романизированной Церкви 152
Христианство вне пределом Римского мира 159
Литургическая жизнь и христианский долг 165
Эпилог 179
Примечания 184
Избранная библиография 214
Индекс понятий, личностей и мест 217
Индекс патристических ссылок 225