Чья власть, того и Церковь?
Высшие иерархи РПЦ никак не отреагировали на признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин ограничился 26 августа заявлением о том, что «политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях». Официально Московский Патриархат продолжает считать Абхазию и Южную Осетию канонической территорией Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Но в России все громче раздаются голоса, призывающие пересмотреть принцип неприкосновенности канонической территории ГПЦ.
«Первой ласточкой» стало открытое обращение гендиректора православного телеканала «Спас» Александра Батанова, опубликованное 18 августа на сайте телеканала. В нем Священному Синоду недвусмысленно предлагалось «в связи со ставшей окончательно очевидной невозможностью дальнейшего церковного окормления Грузинской Православной Церковью территорий Абхазии и Южной Осетии принять под омофор Московского Патриархата Сухумо-Абхазскую и Аланскую (Южно-Осетинскую) епархии», а также «обратиться к епископу Аланскому Георгию (Пухаеву) с предложением о принятии его в сущем сане в лоно Русской Православной Церкви».
Сторонники принятия Абхазии и Южной Осетии в состав РПЦ находят разнообразные исторические аргументы в свою пользу. «Абхазское духовенство и верующие единодушно стремятся к воссоединению с Московским Патриархатом, де-факто поминая Московского Патриарха на всех богослужениях на протяжении последних 15 лет», – заявил православный публицист Михаил Тюренков. В случае же с Аланской епархией несколько десятков тысяч православных осетин окормляются духовенством старостильного «Синода Противостоящих» Истинно-Православной Церкви Греции не имеющего евхаристического общения с мировым православием . Епископ Аланский Георгий (Пухаев) готов присоединиться к РПЦ в сущем сане, что вполне возможно и допустимо. Авторитетность владыки Георгия в политических кругах Южной Осетии и среди народа не позволяет игнорировать его при любом положении дел.
Епископ Георгий во время военных столкновений на Кавказе резко критиковал Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Дошло до того, что один из священников Московского Патриархата потребовал от Первого канала, предоставившего эфир епископу Георгию, принести извинения главе Грузинской Православной Церкви за оскорбления, допущенные главой непризнанной Аланской епархии. В РПЦ вообще не хотят ссориться с Илией II. Весьма дипломатично выступил по этому поводу митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) – еще до признания Москвой независимости двух закавказских республик. Он призвал Церкви предоставить право решать политические проблемы политикам.
По мнению ряда аналитиков, авторитет Католикоса в грузинском народе сегодня существенно выше, чем президента Михаила Саакашвили. При этом Илия II не спешит рвать отношения с Московским Патриархатом. В условиях отсутствия дипломатических отношений между Россией и Грузией взаимодействие двух Церквей остается чуть ли не единственным каналом официальных связей между странами. Единственное, что может надолго поставить крест на этом деле, – включение православных общин Абхазии и Южной Осетии в состав РПЦ.
Однако именно этого добиваются в мятежных республиках. "С помощью Божией через Третий Рим – я имею в виду Москву – абхазская государственность восстановилась. Где государственность – там и Поместная Церковь", – заявил 28 августа глава абхазской православной общины священник Виссарион Аплиаа.
Какую реакцию со стороны Грузинского Патриархата вызывают эти претензии, нетрудно догадаться, однако повлиять на священника Виссариона Аплиаа или на епископа Георгия (Пухаева) он не в силах. В закавказских республиках сложилась патовая церковная ситуация. Единственным посредником теоретически может стать Константинопольский Патриархат, как верховный арбитр в межправославных спорах.
Сухум смотрит на Восток
О своеобразии абхазского ислама «НГР» рассказал муфтий Абхазии Тимур Дзыба.
Примерно 35% абхазов – мусульмане. Исторически сложились районы компактного проживания мусульман: в Гудаутском районе около пяти-шести мусульманских сел, еще несколько в Сухумском и Очамчирском районах.В нашем обществе нет принципиального деления на христиан и мусульман, отсутствуют политические интересы отдельных религиозных общин, поэтому нет необходимости в системе пропорционального представительства в органах власти. Нет потребности и в создании какой-либо партии по конфессиональному признаку. Другое дело, что существуют проекты закона о регулировании религиозной деятельности. Около двух лет различные варианты этого закона обсуждаются в нашем обществе. Частично религиозная жизнь регламентируется Конституцией республики. В Абхазии признаны основными две религии – Православие и ислам. Главные религиозные праздники объявлены выходными днями, в том числе Курбан-байрам. Тем не менее, мы живем в светском государстве, и это тоже надо учитывать при формулировании нового закона.
В Абхазии проживает около 80–85 тысяч абхазов, а население республике насчитывает порядка 300 тысяч человек. За пределами Абхазии проживают полмиллиона абхазов.Основная масса проживает в Турции, есть диаспоры в Сирии, Иордании, Египте. В результате вторичной эмиграции сформировались общины в Германии, США, Великобритании.
В вопросе религиозных связей мы ориентируемся в первую очередь на мусульманское сообщество Российской Федерации. В 2006 году подписано соглашение о сотрудничестве с Советом муфтиев России. Всю религиозную литературу мы получаем из Москвы, Казани, Уфы, Кабардино-Балкарии. С Турцией по религиозным вопросам связь у нас минимальна.
Наша беда в том, что религиозный уровень тех, кто называет себя мусульманами или христианами, невысок. Это связано с тем, что люди сегодня лишены возможности получать религиозное образование. Мусульманских учебных заведений в Абхазии нет. Есть две мечети, даже не мечети, а молитвенные дома, куда люди могут приходить не только помолиться, но и получить первоначальные знания об основах ислама. В Гудауте под эти цели временно отдано здание бывшего горсовета, в Сухуме 12 лет назад тоже было передано под мечеть административное здание. Наша мечта – построить настоящую мечеть в Сухуме. Государство готово нам выделить земельный участок, этот вопрос прорабатывается на уровне премьер-министра. Наши соотечественники за границей и Совет муфтиев России готовы профинансировать строительство. У христиан больше возможностей исповедовать в полной мере свое вероучение, есть храмы, монастыри. Но и среди мусульман Абхазии есть вполне усердные в вере люди, причем большинство из них – потомки тех, кто никогда не покидал землю Абхазии. Возможная репатриация потомков абхазов-мусульман улучшит ситуацию. Но не надо думать, что приедут репатрианты, и встанет вопрос о создании шариатского государства. Разговоры о том, что резко поменяется демографическая ситуация и в республику проникнут экстремистские идеи, не имеют под собой никакой почвы.
Исламский призыв
В последнее время много говорят о парадоксах современного противостояния православных народов на Кавказе. Так, председатель Исламского культурного центра России Абдул-Вахед Ниязов назвал осетин, абхазов и грузин «православно-мусульманскими народами». Муфтий Северной Осетии Али Евтеев сообщил, что треть осетин в его республике исповедуют ислам. Правда, он затруднился сказать, проживают ли вообще его единоверцы в Южной Осетии. А муфтий Абхазии Тимур Дзыба упомянул о 35% мусульманского населения в своей республике. Ниязов также напомнил об Аджарии – области Грузии, где большинство населения также исповедуют веру Пророка Мухаммада.
С одной стороны, назвать Абхазию и тем более Южную Осетию мусульманскими регионами можно с большой натяжкой. В Осетии, не считая Пригородного района, где компактно проживают более набожные ингуши, всего семь мечетей, которые, по признанию Евтеева, стоят полупустые. В Абхазии вообще всего две мечети, точнее, как говорит Дзыба, импровизированные «места для молитвы». Но независимость этих республик – болезненный удар по интересам США, к политике которых недоброжелательно относятся миллионы мусульман. В числе государств, первыми поддержавших операцию России по принуждению Грузии к миру, были так называемые исламские страны-изгои: Иран, Ливия и Сирия. Более дружественные по отношению к Западу Иордания, Турция и Казахстан высказывались в поддержку действий России, но гораздо сдержаннее. Можно предположить, что именно арабские и исламские страны поддержат независимость Южной Осетии и Абхазии. А вот поддержат ли осетин и абхазов христиане Европы, в том числе и православные греки, болгары, румыны, сербы – большой вопрос!
С другой стороны, в Косово проживают подавляющее большинство мусульман. Именно албанцы, исповедующие ислам, стали инициаторами сепаратистского движения, а затем и провозглашения независимости в одностороннем порядке. Но им покровительствуют христианские США и Европа. Суверенитет Косово признали только те мусульманские государства, которые поддерживают союзнические отношения с Америкой, – Албания, Турция, Афганистан. Но для большинства арабских стран такое признание будет идти вразрез с их антиамериканской позицией.
Кавказская и косовская проблемы ярко иллюстрируют относительный характер как исламского, так и христианского единства в мире по многим ключевым вопросам текущей политики. Религиозная солидарность остается далеко не основным фактором, но скорее тактическим инструментом в локальных конфликтах, за которыми стоит глобальное противостояние сверхдержав.