Гусейнов А.А. Учение о житии Александра Зиновьева. стр.15-28. Реферат статьи.
Статья рассказывает о этических взглядах А.Зиновьева изложенных в поэме «Евангелие для Ивана» (1984), повестях «Иди на Голгофу» (1985), «Живи» (1988), поэме «Мой дом – моя чужбина» (1983), в автобиографическом сочинении «Исповедь отщепенца» (1989). В отличии от своих работ по социологии или логики, автор не свёл свои этические воззрения к привычной форме систематически построенного интеллектуального текста. Необходимо отметить, что указанные взгляды раскрываются посредством литературных героев и их полное отождествление с автором невозможно, но Генисаретский подчеркивает, что в нашем случае герой больше автор, чем сам автор. Это подтверждает и сам Зиновьев в « Исповеди отщепенца», отмечая, что разрабатывал своё учение о жизни ( Зиновьйогу) для себя.
Главный герой «Иди на Голгофу» считает себя Богом. Что скрыто за этой дерзостью? Для него нет проблемы существования Бога. Верить в Бога и верить в его существование – не одно и то же. Он живёт как будто некое высшее существо наблюдает за каждым его шагом. Вера сама создаёт реальность. Для него быть Богом есть предельный случай веры, это вера в чистом виде. Человек может считать себя Богом в той мере, в какой он смотрит на себя глазами Бога. Парадоксально, но герой Зиновьева является Богом в качестве законченного атеиста. Атеизм подразумевает не отсутствие Бога, а Его отрицание. Единственный случай когда верующий человек является атеистом и наоборот, атеист верующим: если он сам Бог, ведь Бог не может верить в самого себя, но и не верить тоже не может.
С первых страниц повести мы узнаём, что герой является Богом в силу бесконечного одиночества и безнадёжности, в силу обречённости на страдание. Он находится в таком положении, в котором может находиться только Бог. Заглавие обыгрывает эту мысль: «Быть Богом – значит идти на Голгофу».
Зиновьев решает вопрос своего времени – как человеку остаться верным Богу, когда он считает, что Бога нет? Тут нет другого решения, кроме как создать Бога, самому стать Богом. Он указывает на психологическую необходимость наличия внутри человека Бога: современный образованный, научно мыслящий европеец, считающий, что Бога вовне не существует, должен в себе породить Бога для обуздания своего рвущегося на волю «Я». Это начало человека как личности, которая создаёт себе свой мир, свою религию.
Герой Зиновьева считает, что изменить мир невозможно, необходимо изменить людей. Прежде всего надо открыть в себе душу как шестое чувство. Она не требует естественно-научного объяснения, обнаруживается в поведении, совпадает со способностью различать добро и зло. К душе неприменимы понятия смерти и бессмертия, которые относятся к телу, хотя и одушевлённому. Душа – исток и пространство ценностного мира человека, она становится единственной заботой человека. Это выражается в том как он относится ко всему, что не является душой: если мы не можем изменить обстоятельства, то мы можем изменить самих себя так, что обстоятельства теряют смысл. Только создав свой духовный мир человек получает возможность сохранить свои идеалы в неисправимом мире страданий и зла, уйти из которого невозможно.
Учение о жизни Зиновьев разработал не для того чтобы осчастливить человечество, а для самого себя. То что делает человек для самого себя не есть добро, не есть зло. Богом же по Зиновьеву является одно из «Я» в индивиде, которое задаёт вектор добра.
Учение о жизни предназначено не для того чтобы плохой мир сделать хорошим, не для того, чтобы опереться на добро, а для того, чтобы уклониться от мира. Такая позиция изначально предполагает нечёткость понятий «добро» и «зло». Чётко определить их возможно только в каждом конкретном случае, для каждого конкретного индивида. Поэтому учение о жизни состоит из сотен правил для самых разных ситуаций, наиболее интересные из них правила регулирующие отношения с ближними. На первый взгляд их можно свести к заповеди о любви, но по Зиновьеву они предназначены для блокирования опасности исходящей от окружающих.
Подводя итог можно сказать, что Зировьев учил как быть личностью несмотря ни на что, и, безусловно, нужно согласиться с Гусейновым – Зиновьев не для ленивого ума.
Вышел в свет новый историко-философский ежегодник.
Пусть Вас не смущает год – 2006. Выпуск ежегодника такого уровня – дело трудное и хлопотное, этим объясняется такое отставание по времени. Публикации историко-философского ежегодника должны найти своего читателя.
Очередной выпуск включает следующие статьи:
А. М. Шуфрин. Климент Александрийский о беспредельности Бога; В. В. Петров. Иоанн Скотт о «творении из ничего» и вечности творения в слове Божием; В. П. Гайденко, Г. А. Смирнов. Предметная и аскетическая составляющие средневекового символизма; А. Н. Круглов. О понятии феноменологии; И. Г. Ламберт. Феноменология, или Учение о видимости / Пер. с нем. К. А. Волковой; О. В. Аретемьева. Учение о моральной обязанности Ричарда Прайса; Р. Г. Апресян. Этическая проблематика в «Опыте о человеческом разумении» Дж. Локка; М. Ф. Быкова. Концепция субъекта в философии Фихте; Т. Б. Блугач. О некоторых принципах теоретической философии Германа Когена; А. Н. Круглов. Русские свидетельства об Иммануиле Канте; Н. А. Куценко. Профессиональная философия в России первой половины – середины XIX века; Н. З. Бросова. Измерения философствования. Гадамер о философии Хайдеггера; С. С. Пименов. Протестантский принцип Пауля Тиллиха (онтологический аспект); Н. А. Железнова Умасвати и его «Таттвартха-Адхигама-Сутра»; Н. Н. Трубникова. «Заповеди бодхисаттвы» и буддийская община в учении Сайтё (к публикации трактата «Кэнкай-рон»); Сайтё. Из Рассуждения, поясняющего заповеди («Кэнкай-Рон», 820 г.) / Пер. и комм. Н. Н. Трубниковой; Т. Штеллер. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса (доклад на международной конференции «Феноменология в России» (сент. 2005)).
Ежегодник завершается избранной библиографией работ по истории философии, вышедших в 2004-2005 гг.