Патриархальный настрой. Время новостей 23.07.2008.
25 июля на Украину прибудет патриарх Константинопольский
Варфоломей I, а в субботу вечером ожидается приезд Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II. Уже сейчас существуют опасения скандала.Секретариат президента Виктора Ющенко
намерен использовать пребывание в Киеве константинопольского для реализации идеи создания национальной церкви,
независимой от Москвы. Киевская газета «Дело» утверждает: что секретариат
президента взял организует переговоры между Филаретом, Вселенским патриархом
Варфоломеем и Московским патриархом Алексием II. Цель встречи -- сгладить
противоречия и добиться признания Киевского патриархата. Заметим, что
Вселенского патриарха в киевском аэропорту Борисполь собирается поприветствовать
весь украинский истеблишмент во главе с президентом Ющенко, в то время как
встреча Алексия II будет обставлена гораздо скромнее -- в аэропорт приедут
«канонический» митрополит Киевский Владимир и представитель президентского
секретариата.
Создание «самостийной и незалежной» поместной церкви -- одна из давних идей
г-на Ющенко. Еще три года назад представители украинского президента побывали в
резиденции Варфоломея I. После встречи константинопольский патриарх официально
заявил, что «подчинение Киевской митрополии Московской церкви было осуществлено
без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой».
Украинская пресса утверждает, что в последнее время сторонники непризнанного
патриарха Киевского Филарета активизировали контакты с окружением Варфоломея I,
с тем чтобы сейчас предложить ему план перевода Украинской церкви под
протекторат Константинополя.
Сейчас на Украине действуют три православные церкви: официально признанная УПЦ
Московского патриархата и две церкви, чья легитимность и каноничность не
признаются -- Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Киевский
патриархат. Кроме того, активно действует униатская Греко-католическая церковь,
подчиняющаяся Ватикану. Самопровозглашенный «патриарх Киевский» Филарет,
который в середине 90-х на волне националистических настроений организовал
собственный патриархат, пользуется поддержкой нынешних украинских властей,
заинтересованных в создании своей поместной церкви. Предполагается, что в эту
структуру вольется и УАПЦ (учрежденная еще в годы Гражданской войны и восстановленная
в конце 80-х), и самое главное -- каноническая УПЦ Московского патриархата.
РПЦ МП не пойдет на переговоры с Филаретом и не будет обсуждать канонические
вопросы с властями Украины. Недавно прошедший в Москве Архиерейский собор РПЦ
призвал украинские власти уважать внутренние установления церкви и не
привносить светские, политические методы в сугубо церковное дело преодоления
раскола.
Диссиденты Аллаха. Росбалт.ru
Ряды Аль-Каиды редеют: от Бен Ладена открещиваются боевые товарищи и исламистские идеологи. О значении таких диссидентов рассказал научный сотрудник Центра по вопросам права и безопасности Нью-Йоркского университета Пол Круикшэнк.
Этот раскол чрезвычайно важен.. Люди, которые стали отрекаться от Бен Ладена, имеют большой авторитет в этой среде. и когда они критикуют «Аль-Каиду», это не может не иметь последствий. Когда видные теологи заявляют, что вознаграждения за джихад на том свете не будет, это может заставить кого-то поменять свое решение стать смертником. Критика, поступающая изнутри, из самых недр джихадистского движения, может нанести гораздо больший вред, чем все военные операции, потому что она закладывает бомбу в самое основание «Аль-Каиды» – в механизм вербовки новых террористов.
Приведу вам несколько примеров. О Шейхе Салмане аль-Ауда когда-то лестно отзывался Бен Ладен. Аль-Ауда – один из отцов религиозного возрождения в Саудовской Аравии 80-х годов. Он всегда выступал против американского присутствия в этой стране, а за свои радикальные идеи отсидел в саудовской тюрьме. В 2004 году он был одним из 26 теологов, которые призвали иракцев бороться с оккупантами. Год назад он обратился в телеэфире к Бен Ладену со следующими словами: «Сколько невинных людей, детей, женщин, стариков было убито во имя «Аль-Каиды»? Будешь ли ты счастлив встретить Бога всемогущего с бременем этих сотен или тысяч или миллионов отнятых жизней на своих плечах?».
Еще один удар Бен Ладену был нанесен духовным крестным отцом «Аль-Каиды» – имамом аш-Шарифом, известным как «Доктор Фадл». Ему приписывается авторство доктрины о том, что мусульмане, не участвующие в джихаде, – это неверные. Он не призывал к убийству таких мусульман, но сама доктрина легла в основу действий многих радикальных групп. Он был наставником Аймана аз-Завахири, участвовал в боевых действиях против советских войск. Хирург по профессии, он однажды оперировал Бен Ладена. Аш-Шариф, находясь в египетской тюрьме, написал книгу под названием «Рационализация джихада». По частям она была опубликована египетскими СМИ. В этой книге он заявляет, что в последние годы джихад велся с нарушением норм шариата, поскольку привел к многочисленным смертям невинных людей. А в интервью газете «Аль-Хайят» («Жизнь») он пошел еще дальше, заявив, что аз-Завахири и Бен Ладен – аморальные личности.
Оценить реальное число диссидентов достаточно сложно. Главный смысл происходящего не столько в количестве, сколько в . Критика в адрес «Аль-Каиды» со стороны джихадистов существенно сужает количество симпатизирующих ей. В каких-то районах Пакистана, наверное, молодежь по-прежнему будет вступать в ряды «Аль-Каиды» из невежества, а содержание дискуссии до них не дойдет. Но в мировом масштабе некоторые подвижки уже начались. Так, люди, вербуемые «Аль-Каидой», с каждым годом становятся все моложе, потому что молодых гораздо проще убедить в том, что мир черно-белый, и что, став смертниками, они автоматически попадут в рай. Взрослых мусульман в этом убедить уже гораздо сложнее.
«Аль-Каида» заявляет, что является джихадисткой организацией и ведет «священную войну», что эта война разрешена исламом, и защищает мусульман от западной агрессии против ислама. Однако другие джихадисты заявляют, что это не так, что «Аль-Каида» является террористической организацией, так как убивает мирное население, в том числе мусульман. То есть внутри джихадистского течения «Аль-Каида» все больше и больше изолируется. Сейчас внутри движения идет дискуссия о том, кто настоящий джихадист, и чем же все-таки является «Аль-Каида». Эта дискуссия не несет в себе ничего хорошего для «Аль-Каиды», так как она сеет сомнение в рядах исламистов.