Реферативный обзор прессы. 09.07.2008.-11.07.2008. Выпуск 23
Женское священство (Новые известия), проблема епископа Диомида (Итоги, НГ), взгляды Филарета Денисенко.
Статья

Меняю платье на сутану. Новые известия 09.07.2008.
07.07.08. Генеральный Синод церкви Англии принял решение о возведении женщин в епископский сан. В дискуссии участвовало около 70 епископов, священников и мирян Англиканской церкви, противники женского епископства потерпели поражение. Генеральный Синод вновь соберется в феврале будущего года для рассмотрения возможности внесения в Устав церкви положений об условиях работы «женских» епархий.

Рукоположение женщин в Англиканской церкви  разрешили в 1994 году. За последний год священниками стало 244 женщины и 234 мужчины. Женщины-епископы уже были в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на Кубе, т.к. Англиканская церковь сообщество поместных церквей, самостоятельных в управлении.

Почти полторы тысячи священников заявили, что покинут ряды церкви, если Синод не удовлетворит их требования, среди которых создание сугубо мужского сана «суперепископа» и образования епархий, в которые женщинам путь заказан.

Ватикан также обеспокоен этой проблемой. Пять лет назад на германо-австрийской речной границе на на теплоходе были рукоположены, в том числе в епископский сан, семь женщин из двух стран. Члены «дунайской семерки» были отлучены от церкви.В 2005 году посвящение женщин в сан священников состоялось на теплоходе на реке Святого Лаврентия, разделяющей Канаду и США. Вскоре был запрещён священник выступающий за женское священство и сослуживший мессу с одной из рукоположенных на теплоходе женщин.

Однако наиболее жесткую позицию по этому вопросу занимают православные. Вопрос посвящения женщин в духовный сан в православной церкви не поднимается,такой позиции придерживаются все 15 поместных Православных церквей мира.

 

Ересь чукотская. Итоги №28 от 10.07.2008
Епископ Диомид стал знаковой фигурой. С легкой руки СМИ "дело Диомида" стало новостью № 1 на недавнем Архиерейском соборе. Сетевое "братство блогов" призвало тиражировать в Сети его послание "Ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви". В поддержку Диомида среди мирян собираются подписи. Создается некий общественно-религиозный совет "В защиту чистоты православия и епископа Диомида". "Чукотским казусом" заинтересовались и политики.

Адепты Диомида считают, что раскол РПЦ неминуем, но призывы отрекаться от  паспортов и мобильников, популярности, скорее всего, не найдут.
Московская патриархия является достаточно толерантным институтом, допускающим весьма широкое толкование деликатных вопросов церковной политики и веры. В лоне РПЦ вполне уживаются как сторонники гармоничного взаимодействия с властью и иными конфессиями, так и ортодоксы-изоляционисты. Консервативные взгляды Диомида разделяют немало священников, в том числе и иерархов. На близких позициях стоял, например, покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), однако об угрозе раскола речь тогда не заходила.

Причины резкой реакции церковного руководства издание видит в посягательстве на отдел внешних церковных связей, возглавляемого правой рукой патриарха митрополитом Кириллом, напоминаниях о необходимости созыва Поместного собора и в рассуждения владыки Диомида об "антинародном" характере нынешней власти, с которой у патриархии сложились хорошие отношения.

Наложить на епископа взыскание, извергнуть из сана и запретить в священнослужении, может только Архиерейский собор. Разбирательство подобных дел требует соблюдения непростой канонической процедуры. Архиерейский собор вынес свое решение по делу Диомида, но процедурной стороной дела пренебрег. Этот факт, а главное, суровость такой меры смутили многих лояльных священнослужителей РПЦ. А ревнитель канонов Диомид в обращении к патриарху не преминул указать, что решение об извержении из сана, принятое без его присутствия, является грубым нарушением 74-го Апостольского правила. Прежде сложность этой процедуры не мешала РПЦ, она была полностью соблюдена в отношении главы Сурожской епархии в Великобритании, решившего уйти под омофор Константинопольского патриархата.

Исполнение наказания отсрочено Архиерейским собором до покаяния, которое епископу предписано принести к ближайшему заседанию Священного синода (18 июля). На нем и определится дальнейшая судьба епископа.

В РПЦ считают маловероятным его окончательный уход в раскол и отрицают возможность явления некой альтернативной церкви. Источники в РПЦ дали понять, что дело идет к покаянию, и в этом случае предстоящий Священный синод скорее всего, сохранит епископа в сане, отправив на покаяние в дальний монастырь. В патриархии сообщили, что назначенный временно исполняющим обязанности ее предстоятеля архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк уже прибыл с крестным ходом на Чукотку и принимает дела епархии.

Диомид своих не бросит. НГ 11.07.2008.

Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) ответил Архиерейскому Собору Русской православной церкви. Ответ епископа Диомида Собору был размещен в глобальной сети. Чукотский архиерей пишет, что «не отвергает покаяние», но то, к чему его принуждает Собор, он называет «предательством». Иерарх утверждает, что людей, нуждающихся в нем как в пастыре, ни много ни мало 20 миллионов.

Чукотский иерарх нашел новый повод для критики священноначалия. РПЦ хочет вернуть священнослужителям отсрочки от службы в армии. Диомид, в свою очередь, считает это желание «странным», т.к. «по канонам священника должно рукополагать не ранее 30 лет», тогда как призывной возраст в России – до 27 лет.

В Анадырь прибыл архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков). Он назначен временно управляющим Анадырской и Чукотской епархией. Диомида в Анадыре уже не было – он улетел в поселок Мыс Шмидта. Епископа Диомида 18 июля ждут на заседании Священного Синода РПЦ. Надежды на то, что он решится прибыть в Москву, практически нет. Вчера  на пресс-конференции в Интерфаксе представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) заявил, что Диомид – инструмент в руках неких сил, желающих создать в России альтернативу РПЦ.

 

 

Киевский патриарх покажет всем, где Русь. Новые Известия 11.07.2008.

Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет (Денисенко) провел в среду пресс-конференцию. Лейтмотивом на ней стали отношения с Московским и другими патриархатами. Назвав Украинскую православную церковь Московского патриархата «неканоничным образованием», Филарет сообщил, что будет рад приезду на торжества Алексия II, в том случае, «если этот визит будет содействовать созданию в Украине единой поместной православной церкви».

По словам Филарета (Денисенко) РПЦ хочет занять место Вселенского патриархата. А если в Украине будет одна поместная православная церковь, то РПЦ сократится наполовину, после чего уже не будет претендовать на первое место.

Филарет исполнен решимости диктовать Москве свои условия и предлагать свое видение ситуации в православном мире и церковной истории, как единственно верное.
По данным Филарета, визит Алексия II в Киев начнется 27 июля. Однако источники в Московской патриархии эту информацию опровергли, и остается лишь гадать, какие чудеса дипломатии придется проявить Его Святейшеству, оказавшись рядом не только с преданным им анафеме Филаретом, но и с признающим его Константинопольским (Вселенским) патриархом Варфоломеем.

 

 




 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9