Землю – имамам! Источник - 116.ru 19.06.2008.
Президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал Закон РТ «О внесении изменений в закон Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях"». Акт предусматривает безвозмездную передачу в собственность религиозным организациям культовых зданий с земельными участками и иного имущества религиозного назначения, как из государственной, так и из муниципальной собственности.
Госсовет Татарстана намерен предложить ввести в российское законодательство понятия «вакуфное имущество» – неотчуждаемая недвижимость, безвозмездно переданная мусульманским организациям, прибыль от которой идет только на религиозные нужды.
Вакуфное имущество – мусульманское понятие. Работа по его «легализации» будет непростая, ведь с вакуфного имущества не будут платиться налоги, а все, что касается налогов, менять трудно.
Закон РТ «О свободе совести и о религиозных объединениях», 1999 года, уже содержал понятие вакуфного имущества. Но на федеральном уровне не было соответствующего правового понятия, и норма не работала. Более того, в феврале этого года прокурор Татарстана Кафиль Амиров выступил с протестом: это положение закона, по его мнению, противоречит российскому законодательству. Но теперь Госсовет РТ будет предлагать Госдуме России принять эту норму уже для всей страны.
«Само понятие «вакуфное имущество» будет определяться федеральным законодательством, поэтому никаких противоречий не будет. Кроме того, это понятие не будет чмсто мусульманским, им смогут пользоваться и представители других религиозных конфессий», – заявил прокурор республики Кафиль Амиров. Таким образом, на этот раз он отнесся к инициативе в целом положительно.
В Духовном управлении мусульман РТ считают принятие закона острой необходимостью. Как говорится в письме муфтия республики Гусмана Исхакова президенту России Дмитрию Медведеву, введение этой нормы позволит освободиться от влияния зарубежных благотворителей и их религиозной идеологии.
Введение новой формы собственности по просьбе мусульманских организаций в Татарстане считается приемлемым и даже желательным.
«Я думаю, в случае принятия этого закона церковь тоже начнет им пользоваться. В российском законодательстве не может быть прописан этот закон только для исламских организаций. Скорее всего, будет какая-то общая формулировка», – предполагает член Совета по делам религий при кабмине РТ Евгений Клипаков.
Почему с инициативой вышел именно Татарстан? Президент РТ подписал закон о внесении изменений в понедельник, 16 июня. То есть фактически это было следующим публичным действием после его резонансного выступления. Тогда Минтимер Шаймиев призвал вернуться к выборам глав регионов и высказался против права президента России распускать законодательные собрания субъектов федерации, а также сделал ряд резких замечаний, в целом направленных против политики федерального центра.
Аллах, свобода и джихад. Время новостей 30.06.2008.
Международный центр изучения проблем Северного Кавказа, которым руководит политолог и правозащитник Руслан Кутаев, провёл опрос среди чеченской молодежи. Речь шла о появившихся в мае-июне 2008 года сведениях о визите к Рамзану Кадырову певца Тимура Муцураева.
Тимур Муцураев участвовал в боевых действиях на стороне сепаратистов, был ранен в первой войне, воевал в составе отрядов Руслана Гелаева, несколько раз объявлялся убитым, но славу ему принесла не война, а песни. Его песня «Аллах, свобода и джихад» стала почти таким же «гимном» чеченского сопротивления, как «Свобода или смерть», - русскоязычный хит времен первой кампании. А русский язык делал эти записи популярными среди молодых мусульман не только на Кавказе, но и в Поволжье, и даже в Москве.
Руслан Кутаев утверждает, что 52% опрошенных поступком Тимура Муцураева разочарованы. Они видят в нём предательство по отношению к тем идеям, о которых он столько лет пел. 48% опрошенных полагает, что появление Тимура Муцураева и других «героев сопротивления» повлияет на Рамзана Кадырова в лучшую сторону и сделает его еще более чеченским и еще более исламским лидером.
Между тем в конце мая депутат парламента республики от партии «Союз правых сил», бывший министр обороны в правительстве Аслана Масхадова, сдавшийся ровно за год до его гибели, Магомед Ханбиев обратился к тем, кто все еще продолжает вооруженное сопротивление, и предложил прекратить его, поскольку цели чеченской свободы и самостоятельности, за которые война шла все эти годы, наилучшим образом достигаются благодаря президенту Рамзану Кадырову.
Тимуру Муцураеву приписываются тексты, опубликованные в Интернете, из которых следует, что бард получил одобрение на поездку к Кадырову у Ахмеда Закаева, а сам г-н Закаев намерен якобы вступить в переговоры с действующим президентом Чечни.
"Ни Закаев, ни Ханбиев не имеют веса среди тех, кто все еще воюет с оружием в руках, - считает Руслан Кутаев. - Закаеву не составит проблемы вернуться в нынешнюю Чечню. Серьезных претензий к нему нет. Он не участвовал в похищениях людей и не воевал - он всегда оставался актером, так же как председатель ичкерийского парламента в изгнании, Жалоудин Сараляпов, был отличным дорожным инженером. Им пора перестать строить из себя больших боевиков и вернуться в Чечню и заниматься своим делом. Это могло бы стать большой имиджевой победой Рамзана Кадырова, но в реальности мало повлияло бы на ситуацию, потому что среди воюющих авторитетны совсем другие люди».
Военный лидер сопротивления Доку Умаров в прошлом году отказался от всех титулов и институтов, связанных с суверенной Ичкерией, и провозгласил «эмират Кавказ», сражающийся за установление шариатского правления на всей территории Северного Кавказа, без различий по этническому признаку. Ахмед Закаев с этого момента остался «премьер-министром без республики» - он осудил этот шаг Умарова навстречу «глобальному джихаду», а Умаров в ответ объявил об отставке Закаева и начатом против него шариатском уголовном преследовании. Таким образом, в подполье после долгих лет неустойчивого равновесия возобладала партия исламистов.
Те же, кто воевал за политическую независимость Чечни, уже практически не скрывая своих воззрений, группируются вокруг Рамзана Кадырова. Тех, кто считает, что Чечня должна быть сама по себе, где-то 35-40%, и около половины из них уверено, что Кадыров все делает правильно для достижения этой цели.
В Чечне нет силы, которая могла бы взять на себя управление, кроме тех, кого в начале 2000-х годов называли «умеренными сепаратистами» и из чьей среды вышла семья Кадыровых. Так получилось, что нынешняя чеченская элита была выкована «по ту сторону линии фронта». Едва ли стоит удивляться тому, что она сохранила значительную часть своего идейного багажа.
В соседней Ингушетии вообще нет слоя, служащего центру, пусть временной, но опорой. Абсолютно лояльный президент Мурат Зязиков удобен федеральным структурам, потому что не мешает им бороться с фундаменталистским подпольем. Но подполье все растет за счет «сталкиваемых» туда силовиками мирных жителей, а социальная база президента тает. Менять курс некуда. Протянуть руку радикальным исламистам немыслимо, а своего Кадырова в Ингушетии нет. Да если бы и был: военные не довольны потерей своих позиций в Чечне, и вряд ли согласились бы на повторение такого сценария в Ингушетии.
Интерфакс утверждает, что он не виноват. IslamNews не верит. IslamNews 27.06.2008.
26 июня появилось официальное заявление Интерфакса о "необоснованном обвинении" в адрес портала со стороны информационного агентства Islamnews. Речь идёт о публикации "Интерфакс спутал бизнес с религией".
Упомянутая публикация основывалась на результатах исследования ассоциации культурно-просветительских общественных объединений "Собрание".
Согласно анализу материалов, опубликованных на сайте "Интерфакс-религий" в разделе "Ислам" с 26 мая по 22 апреля 2008 года, подавляющее большинство материалов - 65 статей из 100 - создают негативный образ ислама. 17 материалов оказались нейтральными по отношению к освещаемой теме, еще 17 – хотя и являются формально нейтральными, связаны со скандалами внутри мусульманской общины. Лишь один материал из сотни можно без натяжки назвать отражающим интересы мусульманского сообщества России – "В Татарстане обеспокоены участившимися отказами в приеме на работу мусульманок в хиджабах".
Интересен лексический анализ текстов журналистов "Интерфакса-религия". Термин "боевики" употребляется в 10 материалах об исламе, "терроризм" и "террористы"– в 13, "радикалы" – в 21, "шахиды" – в 2, "ваххабиты" – в 5, "исламисты" – в 10, "экстремисты" – в 25. Еще в 7 материалах фигурирует антигерой Осама Бен Ладен.