[Обзор книги:] Волков П.В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. – Новосибирск: Издательский дом «Сова», 2008. 319 с. ISBN 978-5-87550-102-9
Проблема происхождения человека всегда волновала человечество. Где, когда и как возник род человеческий? Нетрадиционный и в то же время конструктивный подход в изучении данной проблемы предложен в новой книге П.В. Волкова «Феномен Адама».
Статья

Происхождение человека - проблема, волновавшая и волнующая до сих пор поэтов и ученых, философов и мыслителей всех континентов, времен и народов. По-своему решает эту проблему и Библия - книга являющаяся для всех христиан Божественным Откровением и одновременно - историческим источником.

После исследования экзегетических комментариев первых глав книги Бытия важнейшей вспомогательной дисциплиной в деле облегчения понимания Священных текстов является библейская археология - наука, восстанавливающая на основании изучения древнейших артефактов исторический фон Священной Истории и свидетельствующая о достоверности ее событий.

Нетрадиционный и в то же время конструктивный подход к интерпретации артефактов палеолита был предложен на рубеже ХХ-ХХI вв. археологом, д-ром ист. наук Павлом Владимировичем Волоковым в популярном издании «Потомки Адама»[1]. Новая  книга П.В. Волкова «Феномен Адама» является дальнейшим развитием темы древнего человека в контексте библейской истории.

С точки зрения эволюционной антропологии основополагающими критериями принадлежности какого-либо ископаемого антропоида именно к людям являлись  конституционно-анатомические признаки.

Не отрицая значения указанных признаков, автор делает акцент на религиозности как определяющем «критерии человечности». Определенная же упрощенность материальной культуры (особенно бытового характера) не может являться однозначным критерием примитивности, так как свидетельствует скорее лишь о духовно-религиозных приоритетах в деятельности древнего человека. Призывая к отходу от устаревших стереотипов мышления, П.В. Волков отмечает: «В археологии отчетливо назревает потребность сделать качественно новый шаг. Все более актуальной задачей становится не накопление, не описание и классификация древних предметов, а изучение самого человека; и за набором забытых вещей необходимо увидеть быт наших предков, их радости и печали, их отношение к миру. Задача не простая. Для таких исследований необходимо новое, а точнее забытое, но выверенное столетиями и, пожалуй, единственно правильное, нормальное мышление. Мы, археологи, имеем дело с людьми, хотя и с уже давно умершими. И наши исследования должны быть, как минимум, нейтральны в изначальной оценке нравственных, интеллектуальных и практических способностей наших предков. Должна действовать своеобразная «презумпция невиновности». Более того, как показывает опыт, убежденность в примитивности древнейших людей не стимулирует и серьезных, продуктивных аналитических исследований жизни человека в период его ранней истории».

Простота организации быта палеолитического человека, по мнению автора, не есть следствие примитивности других сторон жизни древнего общества, и наоборот. «Современный человек, обладая, как мы уверены, развитым мышлением, имея в определенных случаях в своем распоряжении ограниченный набор инструментов, сможет изготовить только сравнительно примитивные изделия.   В связи с этим простота древнейших артефактов из камня не может быть и прямым свидетельством примитивности технологического мышления человека, жившего, например, в эпоху среднего палеолита. <...> Менялось содержание объема знаний. Но менялись ли природные способности человека? Совершенствовалась ли логика его мышления? <...> С определенной осторожностью можно утверждать, что <...> особых изменений в характеристике интеллектуального потенциала человека, по сути, не произошло», - к такому выводу приходит П.В. Волков.

В свое время известный отечественный историк Л.Н. Гумилев был убежден, что в некоторых случаях возможно и вторичное, очень существенное упрощение (деградация) религиозно-мировоззренческого, нравственного, и даже бытового аспектов существования некоторых древних человеческих сообществ[2]. При таком подходе политеизм, оккультизм, каннибализм, промискуитет, агрессия к себе подобным и прочее уподобление «бессловесным» могут считаться не только с позиции библейско-святоотеческой, но и с точки зрения современной науки, «достижениями» именно позднейшей цивилизации[3].

С другой стороны, не следует считать, что сама по себе «человекообразность» в поведении современных или давно вымерших антропоидных существ, проявляется ли она в изготовлении простейших орудий или в интересе к останкам умерших собратьев, еще не есть признак человечности. Так, разбирая вопрос о «культурном критерии человечности» в связи со способностью к изготовлению чопперов[4] и рубил[5], П.В. Волков как археолог  приходит к выводу: «наиболее ярко отличие технологического мышления человека от мышления работавшей с камнем палеообезьяны проявляется в пространственном понимании процесса расщепления камня. <...> Только человек обладает способностью эффективно планировать процесс производства каменного инструментария и гибко адаптировать его практическую реализацию». На основании этого критерия автор, следуя наработкам известных археологов-аналитиков галечных артефактов Ф. Борда (F. Bordes) и Ю.И. Семенова, не признает изготовителей олдувайских[6] чопперов людьми и усваивает им лишь статус «умелых обезьян». (Необходимо заметить, что некоторые современные исследователи вообще отрицают прямую связь в истории между уровнем материальной культуры и морфологическим типом антропоидов) [7].

Сравнительно-анатомические критерии (прежде всего - речеобразующие факторы) и артефакты, говорящие о наличии обрядовых, а не случайных погребений, культовых орудий, произведений искусства,  рассмотренные в комплексе, во всей своей полноте должны служить своего рода «маркерами», либо подтверждающими, либо опровергающими соответствие рассматриваемого объекта обозначенным выше фундаментальным критериям  - религиозности, абстрактному мышлению, речи.

Автору, безусловно, удается сочетать популярный стиль изложения с высоким научным уровнем. Особенно отрадно отметить, что П.В. Волков, касаясь таких фундаментальных проблем как вопрос о прародине человечества, хронология, статус неандертальцев, археология Всемирного Потопа,  ни в коей мере не считает свои антропологические и археологические интерпретации окончательными. В этом смысле новая книга является  серьезным шагом вперед и одновременно стимулом на пути развития конструктивного диалога богословия и науки. Она может быть рекомендована как дополнительное пособие и в рамках стандартного школьного курса (история, обществоведение, общая биология),  и в рамках библейской истории (Основы православной культуры, Закон Божий, Религия и наука).     

 

Об авторе

Павел Владимирович Волков - археолог, доктор исторически наук, один из ведущих специалистов в экспериментальной археологии. Автор и соавтор десятка монографий и более сотни других публикаций по истории человека в «эпоху камня». Живет в Новосибирске.


Оглавление

Об этой книге (прот. Борис Пивоваров)

К читателю (научный редактор - д-р. биол. наук, профф., зав. Лабораторией млекопитающих Палеонтологического Института РАН А.К. Агаджанян)

Сибирский прорыв (Действ. член Императорского Православного Палестинского общества и Высшего Творческого совета Союза писателей России К. Раш)

Часть I. От собирательства к науке

Груз идеологии

Образцовое мышление

Необходимая осторожность

Рождение науки

Полицейские методы в археологии

Любители и профессионалы

Туманный горизонт

 

Часть II. Эпоха камня

Жилища

Огонь

Охота

Кулинарные рецепты

Орудия

Хорошо ли режет каменный нож

Мы и они

Религия

На пороге истории

 

Часть III. Метаархеология

Двери

Наука и богословие

Вид из пещеры Платона

Каменный век на страницах Библии

Начало рода

Выбор цели

Оборона имени

 


[1] Волков П.В., докт. ист. наук. Потомки Адама. - М.-СПб.-Новосибирск: Общество свт. Василия Великого,Православная гимназия во имя преп. Сергия Радонежского, 2003.

[2] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Ди Дик, 1994, с. 501-537; Волков П.В., докт. ист. наук. Потомки Адама. - М.-СПб.-Новосибирск: Общество свт. Василия Великого, Православная гимназия во имя преп. Сергия Радонежского, 2003, с. 18.

[3] Зубов А.Б. История религий. Кн. I. - М.: Институт «Открытое общество», 1997, с. 42-43.

[4] Чоппер (англ. сhopper - ударник) - галька, по которой в древности нанесли один или несколько ударов для образования на ней острого режущего края.

[5] Рубило - двусторонне обработанное сколами изделие раннего палеолита, относительно совершенной, геометрически правильной формы.

[6] Олдувайская культура - древнейшая археологичесая галечная культура на земле (Олдувай - ущелье, расположенное в северной Танзании, в восточной части равнины Серенгети, один из участков гигантского разлома земной коры - Восточно-Африканского рифта). Описана и систематизирована М. Лики. Возраст олдувайской культуры около 2 млн. лет. - См.: Бахолдина В.Ю. Происхождение человека: находки, термины, гипотезы. - М.: ФОЛИУМ, 2004, с. 116-117.

[7]  Бахолдина В.Ю. Происхождение человека: находки, термины, гипотезы. - М.: ФОЛИУМ, 2004, с. 116;

«К числу новых достижений науки о происхождении человека относится <...> твердо установленный теперь факт отсутствия жесткой связи между типом каменного инвентаря и эволюционной стадией рода Homo. Это наглядно зафиксировано антропологами и археологами при раскопках в Сент-Сезар (Франция), где останки классического неандертальца были обнаружены вместе с орудиями верхнепалеолитического (шательперрон) типа». - Зубов А.Б. Дискуссионные вопросы антропогенеза//Человек, 1997. - №1. - Электронная версия: http://ihtik.lib.ru/dreamhost_biology_4janv2007.html

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9