Реферативный обзор прессы 18.06.2008.-21.06.2008. Выпуск 17
Кадровая политика Ватикана, программа Константинополя, диалог Рима и Москвы.
Статья

Стратегия Папы Рацингера. НГ-Религия 18.06.2008.

Папа Римский Бенедикт XVI назначил 71-летнего кардинала Эннио Антонелли, архиепископа Флоренции новым президентом Папского совета по делам семьи. Предшественник Антонелли, колумбийский кардинал Альфонсо Лопес Трухильо, скончавшийся 16 апреля, был непримиримым борцом с абортами, однополыми браками и противозачаточными средствами, фаворит консервативных кругов в Католической Церкви, он продержался на своем посту 18 лет.

Кардинал Антонелли открыт, чужд внутрицерковных интриг. В начале 1990-х Антонелли отказался осуждать разведенных политиков-католиков, заявив, что личная нравственность – частное дело, к политике прямого отношения не имеющее.

«Умеренность» не означает, что в Курии он будет замалчивать острые проблемы. Кардинал Антонелли станет делать больший акцент на социалку, на поддержку бедных семей со стороны государства и т.д. Но консерватизм как таковой никуда не денется.

Явился ли для кардинала Антонелли перевод в Курию карьерным ростом или это назначение для него неожиданное и нежеланное? Не похоже, чтобы флорентийский архиепископ рвался в Рим. Он не «человек Ратцингера» и назначение Антонелли может быть стратегическим ходом со стороны Папы и госсекретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне, рассматривающих Конференцию католических епископов Италии (ККЕИ) как мощный центр влияния и стремящихся максимально ее контролировать. Для этого они последовательно выводят из ККЕИ наиболее влиятельных иерархов. Так, Антонелли с сентября приступит к работе в Римской курии. А в ближайшее время, как ожидается, на покой уйдет 78-летний кардинал Камилло Руини, генеральный викарий Римской епархии с 1991 года.

Если логика наблюдателей верна, то в скором времени можно ожидать перевода других авторитетных итальянских иерархов в Курию. Вакантных мест там наметилось немало. И не случайно за последние полтора месяца Бенедикт XVI несколько раз приглашал на аудиенцию кардинала Джованни Батисту Ре, префекта Конгрегации по делам епископов. Папа подыскивает новые кадры для Римской курии...

 

Ответ на брошенные вызовы. НГ-Религия 18.06.2008.

Иларион (Алфеев) - епископ Венский и Австрийский, представитель РПЦ при европейских международных организациях.

На соборе необходимо обсудить современные угрозы церковному единству.Одной из основных угроз является агрессивная политика Константинополя, которая может привести к расколу православного мира. Константинопольский Патриархат значительно усилил активность по закреплению за своим Предстоятелем роли верховного арбитра и главы всей православной диаспоры. Главным оппонентом Константинополя способным оспаривать его притязания на гегемонию является Русская Церковь. Поэтому Константинополь пытается ослабить и разделить её.

Прежде всего Константинополь использует любую возможность для отторжения от Московского Патриархата отдельных приходов и целых епархий, будь то Успенский собор в Будапеште, Сурожская епархия или Православная Церковь в Эстонии. Посягательства Константинополя на будапештский собор провалились. В Эстонии ему удалось внести разделение и создать собственную церковную юрисдикцию. Сурожскую епархию Константинополю тоже удалось разделить, создав «Амфипольское викариатство» во главе с епископом Василием (Осборном).

Эстония и Сурож – это программа-минимум. Программа-максимум предполагает полное отторжение от Московского Патриархата всей нашей многомиллионной диаспоры, переподчинение Константинополю всех храмов Русской Церкви, находящихся за пределами ее канонической территории. Ведь Константинополь считает себя единственной канонической Православной Церковью диаспоры.

Ради достижения этой цели Константинополь заинтересован в выталкивании нас  из двусторонних межхристианских диалогов и экуменических организаций, таких как Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) и Конференция европейских Церквей (КЕЦ). Для этого используется так называемая Эстонская Апостольская Православная Церковь, легитимность которой мы оспариваем. Константинополь приглашает представителей этой Церкви на то или иное заседание, а мы в таком случае вынуждены заседание покинуть, поскольку следуем соответствующему решению Архиерейского Собора 2000 года. В наше же отсутствие Константинополь продавливает любые выгодные для него формулировки.

Константинополю подыгрывают наши внутренние критики экуменизма, призывающие нас выйти из всех межхристианских диалогов и организаций. В силу описанной выше ситуации «борцы за чистоту Православия» сегодня работают на Константинополь. Ведь уйдя с межхристианской сцены, на которой все другие Поместные Православные Церкви в той или иной мере присутствуют, мы неизбежно окажемся в изоляции. А изоляция не сможет не отразиться на нашем положении самым пагубным образом.

В частности, материалы за подписью епископа Чукотского Диомида представляют собой именно такую провокацию, спланированную с целью расколоть нашу Церковь, посеять недоверие к ее священноначалию. В них содержится призыв к «выходу РПЦ МП из экуменического движения по примеру Сербской, Иерусалимской и Грузинской Церквей». Но ни Сербская, ни Иерусалимская Церкви из экуменического движения не выходили: они остаются членами ВСЦ, участвуют во всех заседаниях его центрального комитета, а также во всех двусторонних богословских диалогах, включая православно-католический. Грузинская Церковь в 1997 году вышла из ВСЦ, но участвует в двусторонних диалогах. В Равенне, например, на православно-католическом диалоге присутствовали делегаты и Сербской, и Иерусалимской, и Грузинской Церквей.

Необходимо выработать стратегию нашей дальнейшей межправославной и межхристианской деятельности. В 2000 году было принято решение о неучастии во всех диалогах, в которых участвует не признанная нами ЭАПЦ. В свое время это решение сыграло важную роль для привлечения внимания всего христианского мира к эстонской проблеме. Но насколько актуальной остается такая тактика? Опыт показывает, что уйти, хлопнув дверью, вовсе не значит одержать победу. Скорее, наоборот, наши противники только этого от нас и ждут.

Стоит подумать о новых формах воздействия на ситуацию. Например, мы могли бы участвовать в заседаниях, но привозить вместе с собой представителей Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. А заодно приглашать представителей от Православной Церкви в Америке, Японской Автономной Православной Церкви, не признаваемых Константинополем, от наших самоуправляемых Церквей – Украинской, Латвийской, Молдавской. Такая возможность недавно была озвучена ОВЦС в качестве одного из возможных вариантов решения вопроса.

 

Надо чаще встречаться. Итоги №25 21.06.2008.

Член Римской курии, глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, 10 лет отвечающий за диалог между Святым престолом и Русской православной церковью, ответил на вопросы корреспондента журнала «Итоги».
Он отметил, что Римского Папу очень живо интересуют отношения с Русской Православной Церковью. Между церквями достигнут уровень партнерского cотрудничества. Между патриархом и папой существует письменный диалог. Создана совместная рабочая группа, призванная урегулировать те проблемы, которые невозможно решать в Риме.
По статистике в России 500-600 тысяч католиков. Территориально католические епархии в России очень большие, численно весьма маленькие. Но мы имеем право существовать здесь как Церковь. Кардинал Каспер подчеркнул что нет смысла заниматься прозелитизмом, надо признавать свободу совести и вероисповедания для каждого человека. «Повторяю: прозелитизм не является ни нашей стратегией, ни политикой»-сказал он.
Говоря о секуляризации, он отметил, что на Западе этот процесс имеет куда большие масштабы, причем во всех сферах. Существует опасность прийти к очень поверхностной культуре, потеряв при этом христианские корни европейского общества. Кардинал отмечает  два вызова: секуляризм и присутствие в Европе других религий, прежде всего ислама.
Оценивая возможность личной встречи Папы Римского и Предстоятеля Русской Православной Церкви он сказал:"На данный момент личная встреча Святейшего Отца Бенедикта XVI и Патриарха Алексия II не стоит на повестке дня... папа готов встретиться, а патриарх не против. Эта встреча остается общей целью, но только Богу известно, когда она состоится".

 

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9