Реферативный обзор прессы. 07.06.2008.- 11.06.2008. Выпуск 15
Румынская Церковь и политика, Палестинское общество, исламское право.
Статья

Об одной попытке совместить несовмещаемое. Интерфакс-религия. 11.06.2008.

1 июня в Румынии состоялись выборы в местные органы власти. В минувшей избирательной кампании появился новый элемент, речь идет об активном участии в ней в качестве кандидатов священнослужителей Румынской православной церкви.


Все началось с решения румынского Синода от 7 марта 2008 года, разрешившего священникам баллотироваться в местные и уездные советы. Этому предшествовала дискуссия между иерархами, часть из которых (всего Синод Румынской церкви насчитывает 49 членов) выразила по этому поводу сомнения. Возражавшие ссылались на синодальное постановление, принятое в 2004 году, запрещавшее участие клира в политике.

Был достигнут компромисс. После мартовского заседания Синода, Румынский патриархат через прессу пояснил, что решено "оставить в силе постановление Священного Синода № 410/2004 о запрете вовлечения клира в политику. Но, применяя принцип икономии (разделения), Священный Синод постановляет, что священники, изложившие в письменном виде желание баллотироваться как независимые кандидаты, в местные и уездные советы, могут получить на это разрешение своего кириарха (иерарха - В.Ж.). Разрешение будет предоставляться на заседании постоянного бюро епархиального совета тем, кто будет сочтен способным представлять интересы общины в местных и уездных советах". Данное постановление  действительно пока не появятся православные миряне, обладающие хорошей подготовкой для представления интересов местных общин.

В обществе реакция на известие о грядущем участии священников в выборах оказалась скептической.
Что послужило причиной такого решения Румынского патриархата?
Частично объяснение можно найти в другом заявлении патриархата, сделанном 13 марта. Признав наличие риска возможного обмирщения поведения священников, вовлекающихся в политику, патриархат упрекает критиков в том, что они "игнорируют другие официально признанные культы Румынии <...> практикующие вовлечение служителей культов в местные и уездные советы. Подобная практика встречается преимущественно в Трансильвании, где в уездных и местных советах заседают в особенности представители протестантских и неопротестантских культов".

Далее уточнялось, что местное духовенство очень хорошо знает проблемы, с которыми сталкиваются местные сообщества во вверенных им епархиях".
Инициаторами нововведения стали митрополит Ардяльский Лаврентий (Стреза), архиепископ Алба-Юлии Андрей (Андрейкуц) и епископ Марамуреша Юстиниан (Кира). Для понимания побудительных мотивов их поступка нужно сделать некоторое отступление.

Упоминание Трансильвании не случайно. В этом регионе Румынии, где совместно с румынами столетиями проживают венгры, Православная церковь традиционно воспринималась верующими как духовный авангард, стоящий на страже интересов местного румынского населения. Трудно судить, наступил ли именно сейчас очередной период активизации социально-политических проявлений Церкви в Румынии. В Трансильвании всегда было велико влияние фактора своеобразной конкуренции и это на желании трансильванских румын улучшить качество своего представительства в местных органах власти.

Упомянутые иерархи выражали пожелания трансильванского священства, хорошо знающего нужды местных общин. Не случайно в постановлении от 7 марта было сказано, что оно "будет применяться только до тех пор, пока не появятся православные миряне, обладающие хорошей подготовкой для достойного представления интересов тех местных общин, в которых есть и православные". Миряне разъехались на заработки, вот и приходится батюшкам заполнять и эту пустоту.

Внутри Румынской церкви, среди иерархов, не все восприняли идею участия в выборах положительно. Например, митрополит Клужский Варфоломей (Анания) (а все три епархии, главы которых выступили с инициативой, входят в состав именно этой митрополии) неоднократно публично заявлял , что не он является инициатором постановления от 7 марта. И хотя пресс-служба патриархата в одном из сообщений специально подчеркнула, что постановление от 7 марта было принято единогласно всеми присутствовавшими на заседании Синода иерархами, налицо явное стремление владыки Варфоломея откреститься от решения, вызвавшего споры в церковной среде.

Каковы практические результаты "эксперимента"? Православная церковь оказалась вовлеченной в избирательную кампанию не по воле, а, скорее, по неосторожности иерархов. Отдельные священнослужители не только выдвинулись кандидатами в советники, но стали баллотироваться и в примары.
Сообщается о сотнях священников-кандидатов и как признался пресс-секретарь Румынского патриархата отец Константин Стойка, далеко не каждый священник-кандидат получил благословение от своего епископа.

Справедливости ради следует отметить, что Румынский патриархат пытался держать под контролем участие священников в кампании. Например, 9 мая патриаршая пресс-служба опубликовала правила христианского поведения священников-кандидатов в местной выборной кампании. Церковным лицам запрещалось вести любую полемику с другими кандидатами, вступать в политические дискуссии, критиковать оппонентов. "Политический нейтралитет необходим, чтобы избежать после выборов возможных негативных последствий для прихода, в котором служит священник", - говорилось в сообщении. Священникам-кандидатам дозволялось лишь представлять свою программу, "составленную из реалистичных и выполнимых обещаний.

Но джинн секуляризации уже выпущен из бутылки: 35 священников из Олтении, ( румынская провинция ), объявили о регистрации независимого профсоюза "Добрый пастырь". Причем они лишь последовали примеру группы из 20 молдавских священников, ранее подавших в Ясский суд уставные документы о регистрации "Профсоюза Покрова Божьей Матери".

Митрополия Олтении отреагировала на подобные действия, заявив, что "между служением священника и деятельностью профсоюзного типа существует принципиальная несовместимость ". Священники, учредившие профсоюз, даже были предупреждены о возможности быть исключенными из рядов клира.

Фактически мы наблюдаем внутреннее обмирщение Румынской Церкви. Священство становится ремеслом, а священник - человеком, не чуждым ничему мирскому, после того, как снимает рясу. Плюс ко всему, отклонения становятся правилом, а не исключением... 

 

Гектар Святой земли . Новые Известия. 11.06.2008.

Мэр города Иерихон Хасан Салех передал главе Императорского православного палестинского общества Сергею Степашину три земельных участка (один, площадью 12 тыс. кв. метров, – на Елеонской (Масличной) горе и  два – в местности Москобия, что означает по-арабски «Московская земля»)  один - российскому правительству, два других – РПЦ.
Председатель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас заявил, что все участки на Святой земле, имеющие отношение к Русской православной церкви и России, будут возвращены их законным владельцам.
Общая стоимость русских земель на Святой земле в начале ХХ века оценивалась в 1 млн. тогдашних рублей. После 1917 года Духовная миссия со всем имуществом перешла в подчинение Зарубежной церкви.

Ещё Сталин назначил уполномоченного по делам русского имущества, а затем подписал распоряжение о возрождении Духовной миссии, но лишь в конце 1990-х правительству РФ был передан большой участок, принадлежавший ИППО

в Иерихоне. Затем  глава Палестинской автономии Ясир Арафат подарил патриарху Алексию II участок в Вифлееме. Месяц спустя, в июле 1997 года, в собственность РПЦ перешел Хевронский участок с легендарным Мамврийским дубом, находившийся до этого в ведении Зарубежной церкви. В январе 2000 года Московский патриархат получил участок в Иерихоне. Наконец, месяц назад руководство Палестины решило подарить России земельный участок в Вифлееме. Теперь к ним прибавились сразу три ( на расположенном на Елеонской горе, находится смоковница, согласно евангельскому преданию, проклятая Иисусом Христом).

Сергей Степашин заявил, что отныне главной задачей России будет создание на этих землях «центров русской культуры, русского языка и российского православия».
В руководстве Палестины не скрывают, что передача последних четырех участков специально была назначена на май-июнь, чтобы опередить израильтян с передачей России здания Сергиевского подворья в Иерусалиме (окончательное соглашение до сих пор не подписано.

 

Четыре принципа методологии фикха меньшинств. Ислам.ru 07.06.2008.

В реферируемой статье Руслан Курбанов – н.с. Института востоковедения РАН анализирует правовое обеспечение деятельности мусульманских общин в условии немусульманского окружения.

В основе методологии фикха меньшинств (т.е. правовых положений для исламских общин, проживающих в условиях немусульманского окружения) лежат четыре фундаментальных принципа.

1. Облегчение и устранение затруднений

Облегчение исполняемых обязанностей– одна из основных целей Шариата. На ней основывается вся исламская религия, которая предписывает верующему выбирать из двух путей самый легкий. Принцип стремления к облегчению, прежде всего, касается общих правил и предписаний, что касается личной практики – то верующий вправе выбирать лично для себя более сложные положения.
Принятие метода облегчения в общем мусульманском фикхе, сделало его краеугольным в фикхе меньшинств. Его востребованность обусловлена относительной слабостью мусульман при иноверном окружении.
Одним из аспектов облегчения в фикхе меньшинств, является метод постепенности наложения на верующих обязательств религии и постепенности изменения своего образа жизни
Еще одним ключевым аспектом является принцип изменения фетвы в зависимости от места, времени и ситуации, на которую ориентировано заключение.
Отличие должно состоять в большей гибкости налагаемых на мусульманские меньшинства предписаний.
Показательным является решение относительно времени вечерней и ночной молитвы для мусульман стран Северной Европы. Шейх аль-Карадави позволил объединить вечернюю и ночную молитвы в Европе в летнее время из-за краткого ночного времени.

2. Содействие миссии исламского призыва

Еще одним краеугольный принцип - идея об обязательном служении этого фикха интересам исламского призыва в немусульманских обществах.
Его цель создание положительного имиджа Ислама и мусульман в глазах западного общества.
Данная цель достигается: 1) через обязательный учет специфичных условий, в которых проживают мусульмане в западных обществах; 2) через издание фетв и предложение таких моделей, которые не только соответствуют одновременно Корану, Сунне и западным реалиям, но и прививают немусульманам симпатии к Исламу.
Одним из показательных примеров может служить решение шейха аль-Карадави, дозволяющее сохранять брак женщине принявшей Ислам, с мужем-иноверцем. Общий мусульманский фикх в этом случае требует развода.
В западных обществах большинство принимающих Ислам женщины. А обязательный развод многих останавливает.

3. Ориентация на коллективные вопросы

Приоритет коллективнх вопросов над  индивидуальными – еще один методологический принцип, заложенный в основу фикха меньшинств. Фикх меньшинств рассматривает мусульман, проживающих на Западе, именно как общину, как часть мировой уммы, а не как набор отдельных индивидуумов. Это позволяет решить проблемы преемственности. А также поэтапно решить проблемы всего общества, включая его немусульманскую часть ( наркомания, сохранность семей, нравственность и т. д.).
Примером опоры шейха аль-Карадави на этот принцип служит фетва разрешающая западным мусульманам взятие банковской ссуды под процент ради покупки жилья, если нет другой возможности им обзавестись, поскольку приобретение собственного жилья мусульманами является фактором укрепления всей.

4. Использование мнений разных богословско-правовых школ ( мазхабов).

Часть проблем мусульман не имеют прецедента в истории. Умма не знала существования столь больших мусульманских общин внутри немусульманских обществ. Оттого классический мусульманский фикх не может ответить на вопросов. Тем более не может ответить на все эти вопросы определенный мазхаб, взятый в отдельности.
Возникает необходимость искать исторические правовые аналогии решения проблем западных мусульман не в рамках определенного мазхаба, и даже не в рамках четырех классических мазхабов. Но и в рамках исчезнувших и забытых мазхабов, которые не получили такую известность, как существующие ныне.
В основу фикха положен принцип свободного поиска решений специфических проблем во всем правовом богатстве Ислама.
Данную позицию хорошо иллюстрирует пример с уже упоминавшейся его фетвой дозволяющей брак с мужем-немусульманином.
Начиная с периода сподвижников, существовали тринадцать мнений, которые колебались между разрешением сохранения брака и запретом. Изучив их, аль-Карадави  вынес свою фетву.

Безусловно, фетвы и идеи аль-Карадави и других разработчиков фикха меньшинств заслуживают критического подхода. Их спорность вызывает массу возражений с разных сторон, но надо отдать должное ученым, за то, что ими начата серьезная работа по формулированию повестки дня исламского права в XXI в.

 

 

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9