Омбудсмен уполномочен заявить. НГ 04.06.2008.
Об проблемах касающихся прав верующих и свободы совести рассказывает уполномоченный по правам человека в РФ (омбудсмен) Владимир Лукин.
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Он обеспечил стабильность в государственно-церковные отношениях, позволив религиозным объединениям, отдельному человеку и гражданину пользоваться свободой мировоззренческого выбора и убеждений. Это подтверждает статистика регистрируемых местных религиозных объединений: их число увеличивается, как и число монастырей, миссий, духовных учебных заведений, религиозных средств массовой информации. За прошедшие годы в текст закона были внесены лишь небольшие изменения. Претензии высказываются не в адрес содержания закона, а в связи с применением его на местах. Лукин отмечает что преамбула закона носит скорее идеологический характер, нежели правовой, и создает предпосылки к вольному толкованию принципиальных вопросов, относящихся к свободе совести и изложенных в Конституции РФ. Этого можно избежать через декларацию государством своей политики, в области государственно-конфессиональных отношений, в рамочном документе (декларации, концепции). В законе должен быть прописан статус государственной религиоведческой экспертизы применительно к проблемам регистрации (перерегистрации), приостановления деятельности и ликвидации объединений, по проблемам применения противоэкстремистского законодательства.
Отношение к ежегодному докладу Госдепартамента США о соблюдении свободы совести в мире.
В последнем докладе Россия причислена к разряду государств, требующих «особого внимания». Этот факт вызвал шквал ответной критики в адрес США. Но проблема прав человека перестала быть прерогативой только национальных государств и Россия согласилась с этим. Нередко мы сами обращаем внимание на нарушения прав человека в других странах. В тексте указаны случаи нарушения органами власти и местного самоуправления прав тех или иных религиозных объединений . В немалой степени это реальные факты, информация о некоторых из них присутствует и в российской прессе, и в высказываниях религиозных деятелей и правозащитников с этим следует считаться. Чтобы иметь объективную информацию о религиозной ситуации, и о соблюдении прав граждан в сфере свободы совести, необходимо государственное федерального ведомство или общероссийская общественная организация, которые бы в масштабах всей страны осуществляли мониторинг нарушений прав граждан в сфере свободы совести.
Решения Страсбургского суда по правам человека.
В 2007 году Европейским судом по правам человека принято три положительных решения: по жалобе объединения Свидетелей Иеговы в Челябинске на препятствия со стороны органов власти к проведению религиозных собраний; по жалобе Сайентологической Церкви (г. Москва) на отказ в перерегистрации данной организации; по жалобе церкви евангельских христиан «Благодать Христова» (г.Чехов, Московская область) на действия органов местной администрации, ограничивающие деятельность религиозной организации. Во всех этих случаях суд признал Россию «нарушительницей» ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (свобода собраний и ассоциаций) и ст. 9 Конвенции (свобода мысли, совести и религии). Вынесенные решения являются обязательными для исполнения Российской Федерацией..
Форма преподавания религии в российских школах.
Правильнее говорить не о «преподавании религии», а о включении в школьные предметы религиоведческих научных знаний об истории и современном состоянии мировых религий. Проблема «обучения религии» является прерогативой семьи. Включение «Основ православной культуры» в число обязательных предметов для общеобразовательных государственных является отступление от конституционных принципов. В настоящее время ситуация меняется. В федеральном законе «Об образовании» устанавливается единый федеральный общеобразовательный стандарт, включающий раздел «Духовно-нравственная культура». В нем предусматривается несколько учебных предметов по истории и культуре мировых и российских религий и философско-мировоззренческий курс этики.
О судебном решении признать экстремистскими сочинения турецкого богослова Саида Нурси.
По моему мнению, труды Саида Нурси являются религиозно-назидательной литературой. В их основе – разъяснение и толкование смысла и содержания сакральных обязанностей мусульманина, призыв воспитать в себе внутреннюю религиозную убежденность и веру в спасительные принципы ислама. В них нет призывов к религиозной вражде и нетерпимости. Но судебное решение принято, и мы все обязаны его исполнять. Но вопросы остаются. Почему из всего многообразия экспертиз и отзывов суд принял единственное отрицательное по своим выводам заключение, в котором отсутствует религиоведческий подход к оценке трудов Саида Нурси? Или, если светский суд признает за собой право выносить вердикт относительно содержания канонической и религиозно-апологетической литературы, то есть вторгаясь в собственно религиозную жизнь мусульманской уммы, то как быть с конституционным принципом «отделения Церкви от государства»?
Запрет деятельности на территории России «международной религиозной организации «Нурджулар.
Поскольку исковое заявление о запрете подавала Генпрокуратура, то можно предположить, что она располагает бесспорными сведениями о наличии в России такой организации и деятельности входящих в нее членов, а также о фактах нарушения ими российского законодательства. На основании материалов по «делу Саида Нурси» можно заключить, что Генеральная прокуратура рассматривает в качестве членов «секты» «Нурджулар» (терминология прокуратуры) последователей творчества Саида Нурси. Мы здесь вновь упираемся в проблему несовпадения представлений власти и религиозных организаций о «правильности–неправильности» религиозных истин и действий, вытекающих из них. Мы обязаны избегать повторения практики запретов и гонений в отношении инаковерующих и инакомыслящих, свойственных недемократическим, тоталитарным государствам.
Отношение к аргументации от имени большинства .
Автор считает, что право мировоззренческого выбора неотъемлемое личное право каждого человека. Учитывая, что Конституция РФ обеспечивает равенство граждан, государственная политика в сфере свободы совести не может и не должна подстраиваться интересы «большинства» или «меньшинства».
Государство не вправе вторгаться во внутреннюю жизнь религиозных сообществ и поддерживать их распространение. Поле сотрудничества государства и религиозных объединений носит скорее характер гражданско-правовой, нежели религиозно-мировоззренческий.
Статус атеистов.
Автор не считает, что уравнивание атеистов и представители религиозных организаций –имеет какой-либо смысл. От абсолютизации «научно-атеистического мировоззрения один шаг до прямых ограничений деятельности религиозных организаций. Светское государство видит перед собой гражданина, выстраивает систему взаимоотношений с ним и обществом на основе права, а не на основе «общности религиозных взглядов». Убеждения составляют неприкасаемую сферу каждой личности, и государство, а также и общественные объединения, в том числе и религиозные, не вправе вторгаться в нее, диктовать, что хорошо, а что плохо.
О термине «секта.
Государственным служащим согласно законам «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», прямо запрещено своими действиями формировать заведомо отрицательное (или иное) отношение к той или иной религиозной организации и они должны в своих словах и поступках демонстрировать нейтральную, равноудаленную позицию в отношении всех законно действующих религиозных объединений. Каждое из религиозных объединений имеет самоназвание, и чиновник обязан пользоваться им. Официальная позиция, переписка и деятельность государства должны быть свободны от несвойственных и не закрепленных в нормативно-правовых документах терминов и понятий. Применительно же к сфере религиоведения и богословия, культуры и истории возможен и используется свойственный им терминологический язык.
Экстремизм и религия.
Проверки правоохранительными органами деятельности религиозных объединений необходимы. Но в число основных принципов противодействия экстремистской деятельности входят: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет мер предупреждения экстремистской деятельности, они не должны подменяться стремлением отчитаться. Вопреки процедуре, установленной Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», согласно которой материалы могут быть признаны или отнесены к экстремистским или содержащим признаки экстремизма только в порядке административного судопроизводства, к такого рода материалам относят вероучительную и религиозно-апологетическую литературу, распространяемую религиозными объединениями. При этом в качестве «научно обоснованной экспертизы» рассматривают частные мнения экспертов, опирающихся не на научно-религиоведческую литературу, а на конфессионально-обличительные издания, «сектоведческие» справочники.
Лукин отмечает, что главное препятствие врешении перечисленных проблем отсутствие толерантности.
В Киев по пригласительным. НГ-Религия. 04.06.2008.
Президент Украины Виктор Ющенко пригласил Патриарха Московского и всея Руси Алексий II и Константинопольского Патриарха Варфоломея I на празднование 1020-летия Крещения Руси. Ющенко призвал украинских православных верующих «двигаться к сближению с материнской Церковью Константинопольского Патриархата».
Украинский президент встретился с главой Украинской Автокефальной
Православной Церкви (УАПЦ) митрополитом Мефодием (Кудряковым), главой
Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП) Патриархом
Филаретом (Денисенко) и поговорил по телефону с главой Украинской Православной
Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) митрополитом Киевским и всея Украины
Владимиром (Сабоданом). Ющенко хочет, чтобы все они вместе приняли участие в
праздновании 1020-летия Владимирова Крещения.
В РПЦ недовольны приглашением в Киев
Патриарха Варфоломея без согласования с ней, так как считают Украину своей
канонической территорией. В Москве вызвала раздражение встреча
константинопольской делегации с представителями самопровозглашенного Киевского
Патриархата, состоявшаяся 20 мая. По мнению ряда наблюдателей, визит делегации
Константинопольского Патриархата в Киев стал началом операции под названием
«украинская автокефалия». Виктор Ющенко сторонник
объединения трех не признающих друг друга украинских православных Церквей в
одну Поместную Церковь.Ранее представители УПЦ МП отказывались садиться
за стол переговоров с «раскольниками». Ситуация стала меняться в декабре
прошлого года после Архиерейского Собора УПЦ МП в Киево-Печерской лавре. Стало
понятно - если не проявить инициативу сейчас, то она уйдет к Константинополю.
Для украинских властей празднование юбилея – очередная попытка консолидировать
нацию путем «собирания» Церквей. Чтобы придать особое значение этому
событию, Виктор Ющенко пригласил в Киев религиозных лидеров,
так или иначе с ним связанных.
Очевидны расхождения в намерениях: в Москве хотят превратить празднование в
демонстрацию единства братских народов России и Украины под началом Московского
Патриархата, в Киеве желают использовать это же событие для создания единой
Поместной Церкви, которая объединит украинскую нацию, и надеются, что
каноничность этой операции обеспечит Патриарх Варфоломей I. Таким образом,
украинская проблема становится одной из главных в и без того сложных
взаимоотношениях двух Патриархатов.
В городе Гродно 21 мая уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко заявил, что власти страны «готовят для подписания» конкордат с Ватиканом.
Белорусам «нечего взять за образец» при составлении документа, так как подобных соглашений в мире единицы. Поэтому власти страны «начали большую работу вместе с митрополитом Тадеушем Кондрусевичем», возглавляющим Минско-Могилевскую епархию Католической Церкви с ноября прошлого года. Лишь Казахстан подписал специальное соглашение со Святым Престолом (это произошло в 1998 году), однако оно не называется конкордатом.
За последние полвека Ватикан заключил несколько десятков двусторонних договоров с разными государствами и международными организациями. Они редко носили название «конкордат». Конкордатами с начала 1990-х назвали два договора – с Польшей в 1993 году (ратифицирован парламентом лишь в 1998 году. – «НГР») и с Португалией в 2004 году. Текст конкордатов и обычных договоров ( о пастырской опеке в Вооруженных силах, о католическом образовании), заключенными с Литвой (2000) или Словакией (2000–2004) мало различаются.
Ватикану было бы на руку заключить с государством, где 14% населения католики, договор по литовскому образцу. Государство, подписывающее соглашение со Святым Престолом, как правило, разрешает Католической Церкви на своей территории жить и действовать в соответствии с каноническим правом. Официально признаются церковные браки. В Вооруженных силах появляется институт католических капелланов. Католическая Церковь получает доступ в образовательные учреждения. Ряд церковных праздников объявляется выходными днями, например, Пасха, День всех святых (1 ноября) или праздник Тела Христова (первый четверг после Троицы). Кстати, Рождество по григорианскому календарю (25 декабря) уже входит в число официальных праздников в Белоруссии.
Сомнительно, что белорусские власти пойдут на этот шаг. В 2003 году они уже заключили Договор о
сотрудничестве с Белорусским экзархатом Русской Православной Церкви
Московского Патриархата. Православные (а их в республике большинство)
не получили тех привилегий, которые возможный «конкордат» гарантировал
бы католикам. Речь, по всей видимости, идет об эффектном жесте,
призванном повысить реноме Минска на международной арене.
19 сентября прошлого года вице-премьер правительства Белоруссии
Александр Косинец
заявил, что за четыре года католические
священнослужители-иностранцы будут замещены белорусами. Причина - незнание иностранцами «языка и
менталитета белорусов». Речь шла в первую очередь о поляках.
Независимая церковная структура с весомым польским элементом вызывает у
Минска настороженность. В этой ситуации сложно
подписывать соглашение с Ватиканом, считающим кадровые вопросы делом
Церкви.