Реферативный обзор прессы. 02.06.2008.-03.06.2008. Выпуск 13.
Провокация в Индии, Туринская плащаница, исламская экономика, "запретное искусство".
Статья

Взрыв в "розовом городе". НВО 23.05.2008.

20 мая в Джайпуре ( Индия, штат Раджстхан) возле храмов и на рынках прогремели восемь взрывов. По официальным данным, погибли 65 человек, не менее 200 получили ранения различной степени тяжести. По вторникам, вечером, правоверные индуисты отправляются в храмы. Именно у входа в знаменитые храм Ханумана и Дворец ветров произошли два взрыва. Но это не только религиозные святыни, это еще и популярные туристические объекты. В трехмиллионном Джайпуре большая мусульманская община, но в городе и штате никогда не было межрелигиозных распрей. Теракты явно провоцировали столкновение между конфессиями. Население было единодушно во мнении, что взрывы устроили не местные жители. 

Министр внутренних дел штата отметил, что могут произойти беспорядки. Пока и индуисты, и мусульмане помогают власти, но необходимо предпринять меры безопасности, так как теракт имел целью разогреть общественные страсти. Был введен комендантский час. В организации взрывов заподозрили радикальную исламскую группировку «Харкат-уль-Джехад аль-Ислами», базирующуюся в Бангладеше. Ответственность за взрывы взяла на себя подпольная организация «Индийские моджахеды», объявив целью  прекращение поддержки Индией США на международной арене.
Полиция не нашла никаких доказательств реального существования «Индийских моджахедов» и расценила сообщения как попытку направить следствие по ложному пути. Под подозрение попали две группировки – «Харкат-уль-Джихад аль-Ислами» и «Джейш-э-Мохаммад».  В СМИ и сообщениях представителей органов безопасности звучали слова об «иностранном следе», но ни разу среди обвиняемых не был назван Пакистан. Это объясняется наметившейся разрядкой в напряженных отношениях между Дели и Исламабадом, стремлением обеих сторон не нарушить переговорный процесс.
Сейчас подозревается только «Харкат-уль-Джихад аль-Ислами». Данная организация была основана более 15 лет назад боевиками, сражавшимися в Афганистане против частей Советской армии. Своей целью они провозгласили свержение светской власти в Бангладеше и установление исламского правления. Активно сотрудничали с «Аль-Каидой».
«Харкат-уль-Джихад аль-Ислами» сначала развязала террористическую войну на бангладешской территории, потом распространила ее на соседнюю Индию. Лагеря по подготовке боевиков находятся в пакистанском Кашмире. Там же скрывается ее руководитель Мохаммад Абдул Сахед.
По официальным данным, в Индии с 1993 года жертвами террористических взрывов, проведенных исламскими радикалами, стали 732 человека, около 3000 были ранены.

Сказал ли Папа: «Да»? Новые известия 03.06.2008.

В Ватикан прибыла делегация Туринской епархии для встречи с Папой Римским, который должен решить, будут ли выставлять Туринскую плащаницу. К демонстрации плащаницы Ватикан подталкивает научное сообщество, спорящее о происхождении и возрасте плащаницы.
Туринская плащаница была выставлена для поклонения в 2000 году, Ватикан заявил, что в следующий раз это произойдет через 25 лет. Однако в конце мая итальянские СМИ сообщили, что это может случиться и раньше. Газета La Repubblica назвала возможные  сроки – с конца апреля по июнь 2010 года.
Именно с этим был связан вчерашний визит в Ватикан группы представителей Туринской епархии во главе с кардиналом Северино Палетто. Бенедикт XVI является владельцем реликвии, поскольку его предшественники получили плащаницу в дар от семьи Савойя в соответствии с завещанием последнего короля Италии Умберто II, умершего в 1983 году в Женеве. В свою очередь, архиепископ города Турина – хранитель плащаницы.
Воля Бенедикта XVI может быть объявлена 24 июня во время торжественной мессы в честь дня святого Иоанна, покровителя Турина.
Дискуссия о подлинности плащаницы каждые несколько лет приобретает новый поворот. В 1973 году, после первой лабораторной экспертизы, было подтверждено, что следы крови и отпечаток тела – естественного происхождения, а не изображение, написанное красками. 15 лет спустя были сделаны попытки датирования методом радиоуглеродного анализа, которые в трех лабораториях дали близкие результаты: XIII–XIV века. Однако в более поздних работах это было поставлено под сомнение. Американский археолог Раймонд Роджер, проанализировав химический состав ткани, предположил, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных на нее во время одной из починок. Наш профессор Анатолий Фесенко также считает, что при проведении экспертизы плащаницу «омолодили» более чем на 1 тыс.лет.

Ипотека по законам шариата. Итоги. №23 03.06.2008.

Замедление мировых ипотечных рынков  не затронуло исламскую ипотеку. Проблемы связаны с высокой рискованностью ипотечных кредитов.  Коренные отличия в этом плане и позволяют исламским ипотечным компаниям уверенно держаться на плаву. Главный принцип финансирования по шариату - отсутствие процентов по кредитам. Вся прибыль и риски делятся между компанией и ее клиентами. Работа фондов похожа на кооператив и построена так, что динамика цены дома, в сущности, не играет роли. Поэтому исламские ипотечные компании воздерживаются от работы с обычными банками и закладными. Схемы контрактов разные - одни компании покупают дом, а затем перепродают его по заранее обговоренной цене за фиксированные периодические платежи. В этом случае заключается соглашение о совместном приобретении или партнерстве.

Другой вариант - составить контракт по типу лизингового. Такие сделки представляют собой резервирование товара за покупателем до выплаты им полной стоимости. Еще одна особенность - шариат запрещает виды бизнеса, где прибыль зарабатывается на финансовых затруднениях клиентов. Человек, купивший дом по ипотеке и приостановивший платежи из-за потери работы или болезни, сможет сохранить за собой имущество. Исламская компания скорее поможет ему вылечиться или найти новую работу, чем выгонит его на улицу. На Западе похвастаться относительно развитым сектором исламской ипотеки может США. К примеру, Devon Bank за последние годы увеличил долю исламской ипотеки в портфеле до 75 процентов. Одна из крупнейших ипотечных компаний США Freddie Mac начала приобретать исламские закладные в 2001 году. Guidance Residential недавно объявила о росте числа сделок за первый квартал на 7 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. По данным Moody's Investor Service, темпы роста мирового исламского финансового сектора на протяжении трех лет превышают 15 процентов годовых, объем рынка - около 700 миллиардов долларов. Извечная дилемма - высокая прибыль при высоком риске или малая прибыль при малом риске - сыграла злую шутку с компаниями традиционного ипотечного сектора, тогда как исламские компании выбрали второй вариант и не оказались у разбитого корыта в пору мирового кредитного краха.

Искусство, право и посрамление святынь. Комерсант ВЛАСТЬ №21 02.06.2008. 

Ведущий научный сотрудник РГГУ, доктор филологических наук Сергей Зенкин с точки зрения культурологии и права анализирует ситуацию, сложившуюся в связи с прохождением выставки «Запретное искусство-2006».
В статье 282 речь идет о наказании за "действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации". Автор отмечает, что при ясности духа закона некоторые формулировки расплывчаты.
Закон трактует о "достоинстве человека либо группы лиц" — то есть он защищает не богов, не тексты, не культ и обряды, а людей, верующих или неверующих, чье достоинство может быть унижено по этому признаку. Достоинство часто выражается в символах, но между ними не может быть полного тождества, и оскорбляющий бога необязательно оскорбляет его почитателей. По мнению автора князь Владимир не унижал достоинство киевлян, бросая в Днепр идолы их бога Перуна.
Закон преследует "действия, направленные на возбуждение..." — то есть квалифицирует эти действия не по их результату, а по их цели. Для применения статьи 282 нужно установить, что некоторое деяние было направлено на возбуждение вражды к людям или на унижение их достоинства. Приходится толковать его смысл, а смысл культурных фактов определяется не по реакциям на них, но лишь в контексте исторических традиций.
Среди экспонатов выставки  некоторые включали в себя религиозные мотивы и символы. Ни одно из этих произведений никак не характеризовало приверженцев какой-либо религии: они просто не фигурировали на этих картинах. Не подвергалась никакому воздействию ни одна подлинная святыня, а только их условные подобия, например репродукция иконописного лика. То есть действие было дважды опосредовано — через изображения, которые отсылают к святыням, с которыми уже могут отождествлять свое достоинство верующие. На картинах сакральные мотивы демонстративно совмещались с мотивами профанными. Хотя сами по себе профанные мотивы не содержат в себе ничего унизительного для человеческого достоинства, но в сочетании со священными образами они направлены на их принижение, посрамление, которое на языке искусства называют пародией или карикатурой, на языке религии — профанацией или кощунством.
В Уложении о наказаниях 1885 года кощунство образовывало состав преступления, определялось как "язвительные насмешки, доказывающие явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной или вообще христианства", распространялось только на насмешки над христианской церковью, которую единственно и защищал закон того времени. В современном Уголовном кодексе кощунство не считается преступлением.
Кощунство не всегда расценивалось как нечто недопустимое. Антропологам и историкам культуры известно, что сакральные переживания изначально двойственны: одни и те же сакральные мотивы (например, мотив крови) могут нести в себе как святость, так и скверну. Сами религиозные нормы, запреты и символы в определенных ситуациях регулярно подвергаются нарушению и поруганию; такое законное нарушение норм, ученые называют трансгрессией или антиповедением. Об этой практике писали: Дж. Дж. Фрэзер, Р. Кайуа, Ж. Батай, О. М. Фрейденберг, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев и А. М. Панченко (см. их книгу ""Смеховой мир" Древней Руси") и другие. Кощунство творилось и в повседневности: на шутовских праздниках и карнавалах, в смеховых текстах средневековой литературы, включая русскую, где, по словам Д. С. Лихачева, "либо кабак изображается как церковь, либо монастырь как кабак, либо воровство как церковная служба и т. п."; причем, подчеркивал ученый, такие произведения "отнюдь не антицерковны, в них нет издевательства над церковью как таковой". Смысл направленности таких текстов и поступков, продолжают спорить ученые, и, вероятно, их цели таких текстов могли быть разными: утверждение истинной святости наперекор лицемерному святошеству и обновление религиозного чувства посредством шоковой терапии, демократический протест против культуры господствующих классов. Но в них не было намерения унизить достоинство людей из-за их веры. Церковь, которая то терпела, то преследовала карнавалы и юродства, никогда не обвиняла их участников в возбуждении вражды или ненависти к христианам.

В новоевропейскую эпоху, с распадом общества, основанного на религиозной вере, искусство приняло на себя некоторые из функций религии, включая функцию трансгрессии. В нем возможно антиповедение, сравнимое с ритуальным нарушением правил и запретов в традиционных обществах. Смысл художественных произведений определяется исторической традицией, а традиция ритуального посрамления святынь, продолжающаяся в рамках нерелигиозной культуры, не имеет отношения к религиозной вражде. Данные жесты был направлены на условное поношение божества, а не на унижение достоинства людей.

Возможно, оскорбительный эффект, который могла производить выставка, объяснялся недостаточно высоким художественным качеством некоторых экспонатов: их авторы сумели вызвать шок, но не сумели его эстетически преодолеть. Однако это уже вопрос об умелости, а не о направленности их действий, и давать ей оценку — не дело уголовного суда. Общество оценит ее без помощи юстиции: неудачное произведение ждёт забвение, а с сильным, пусть и кощунственным, искусством не справиться никакому суду, он только добавит ему славы.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9