Реферативный обзор прессы. 26.05.2008-28.05.2008. Выпуск 12
Детские храмы, мусульмане подмосковья, византийская тематика.
Статья

Все, как у больших. Новые Известия.27.05.2008.

Выставка «Дети рисуют храм будущего» ( Санкт-Петербург ), - первый этап проекта строительства православных церквей по эскизам малышей. Храмы предполагается адаптировать под детский рост, малыши смогут петь и читать на клиросе, прислуживать в алтаре. Детский храм уже действует в Белгороде. Такие храмы планируется начать строить в разных регионах, начиная с Петербурга. Дети фактически сами спроектируют культовое учреждение, которое станет и детско-молодежным образовательным центром. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) пилотный проект этой программы стартует в его епархии. В данный момент проводятся консультации с правительством города относительно выделения земельного участка. Другой детский храм планируется построить на специально обустроенной территории туристско-рекреационной зоны «Град Китеж» в Нижегородской области. Появится храм, в обустройстве и богослужениях которого активно будут участвовать дети, и в Москве. Это домовый храм во имя Сретения Господня в строящемся новом здании Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Даниловом монастыре. Торжественная церемония закладки первого камня в основание храма состоялась 1 октября 2007 года. В храме смогут поместиться около 100 человек, но притвор получится очень большим: там задумано помещение для молодых мам с детишками, где можно будет, по словам отца Иоасафа, «обиходить младенца, перепеленать, подмыть, если нужно. Будет и специальная кабинка, чтобы мама, не смущаясь, могла ребенка покормить».

Храмы под запретом. Новые известия. 26.05.2008.

Прошла Первая Ассамблея народов Подмосковья( 800 активистов 25 национально-культурных автономий).
Были озвучены проблемы мусульман. Сегодня в Подмосковье лишь четыре объекта с официальным статусом мечети - в Орехово-Зуеве, Щелкове, Солнечногорске и Звенигороде. Все они получили земельные участки и разрешение на строительство при прежнем губернаторе.

По данным Совета муфтиев России, в 13 городах региона мусульманскиу общины столкнулись с противодействием чиновников. В Балашихе, Наро-Фоминске, Электростали и Пушкине богослужения проводятся в частных домах. В Волоколамске не решается вопрос о выделении земли под строительство мечети. В Подольске у местной общины был изъят участок земли. В Яхроме без ответа остались просьбы выделить землю под мечеть, а имеющийся у общины частный дом, приспособленный для совершения обрядов, власти отказываются оформлять даже как строение.Курьезная ситуация сложилась в Коломне: там в качестве условия для выделения участка чиновники потребовали согласовать вопрос... с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым). Об этом говорил на Ассамблее имам-мухтасиб Московской области Арслан Садриев. Его дом в Сергиевом Посаде, где более ста мусульман собираются на молитву, не раз подвергался хулиганским нападениям.
Имам-мухтасиб убежден, что строительство мечетей в регионе - эффективный способ борьбы с экстремизмом. Они могут стать не только центрами религиозной жизни, но и местами, где мигранты из мусульманских стран адаптировались бы к новым условиям.

Вице-губернатор области Алексей Пантелеев пообещал, что власти будут учитывать интересы мусульман. Он предложил в районах, где проживает большое число национальных диаспор, выделять им участки на кладбищах и разрешать строить на них культовые здания.

Константинопольская страда. АиФ. 28.05.2008.

С. Власов  реанимирует  "византийскую" тематику анализируя причины гибели империи: 1) непомерно раздутый и коррумпированный чиновничий аппарат 2) расслоение общества на бедных и богатых 3) невозможность для рядовых граждан добиться справедливости в суде 4) пренебрежение и недофинансирование армии и флота 5) равнодушное отношение столицы к кормящей её провинции 6) сращивание духовной и светской власти, их объединение в лице императора. Автор приводит примеры помощи Запада: обороной города командовал генуэзец Джованни Джустиниани Лонго,его отряд, состоявший всего из 300 человек, был самой боеспособной частью оборонявшихся. Артиллерию возглавлял немец Иоганн Грант. Византийцы могли нанять светило тогдашней артиллерии - венгерского инженера Урбана, но не нашли денег и венгр пошёл к Мехмеду II. Империя была страной, органически неспособной к модернизации. Например, рабство в Византии, которое пробовали ограничивать со времён первого христианского императора Константина Великого в IV веке, полностью отменили только в XIII. Сделали это  крестоносцы захватившие город в 1204 г. Сибаритствующие  ромеи  сами  отдали экономику  итальянцам.
Рождение Православного Проекта. Политический класс. №41 май 2008. Аркадий Малер.

В отношении влияния РПЦ между идеологическими лагерями сохранялся нейтралитет: Церковь воспринималась как пассивный институт сохранения культурной памяти, носитель этических ценностей. В 2000-е годы, социальная активность Церкви стала очевидной,  по ряду позиций Церковь заявила особую позицию. Это касается научной и образовательной сфер, по вопросу о соотношении православной и научной картины мира. Секулярная позиция утратила статус основной. В итоге началась сознательная атеистическая реакция на экспансию религиозного мировоззрения.

В политической сфере первыми о своем неприятии 'политического православия' заговорили либералы-западники, понимающие, что взамен коммунистической идеократии Церковь предлагает идеологическую доминанту, более серьезную - из-за своей историчности. Коммунисты заявляют о неприятии религиозных настроений из-за неактуальности союза с Церковью для антилиберальной борьбы. В консервативнх и националистических кругах ведутся дискуссии о допустимости православия в политике России. Степень отрицания политического православия национал-патриотами пропорциональна отрицанию идеи  империи, и наоборот, последовательно антисепаратистская позиция, сопрягается с православным пониманием русской истории.

Это ведёт к осознанию Церковью своего особого положения в политическом процессе. Концептуальная специфика политического православия в том, что, с одной стороны, оно связано с национальным и имперским движением, с другой - представляет самостоятельное мировоззрение. Это мировоззрение формирует собственное видение будущего, которое можно назвать Православным Проектом выходящим за пределы России.

На сегодняшний момент Церковь предоставлена самой себе. Это не привычная ситуация, т.к.  государство было либо покровителем, либо гонителем . В этой ситуации Церковь осознает свои автономные интересы и ставит задачу самостоятельно отстаивать их во всех возможных сферах, что и называется клерикальной политикой.

Клерикализм это отстаивание церковных взглядов на любых уровнях общественной жизни, а не стремление клира захватить государственную власть. Лоббирование интересов Церкви в государственной власти может быть закреплено юридически в форме конкордата между патриархией и Кремлем без всякого нарушения светских основ Конституции.

Основная цель этого  проекта заключается в обеспечении власти легитимностью в сознании православных граждан и подтверждении господствующего положения Русской Православной Церкви как ведущей конфессии.

Политическая программа Православного Проекта опирается на многовековой опыт воцерковления нехристианской культуры и государственности. Этот процесс привел к формированию особой цивилизации единой Европы. Раскол на греко-православную и латинско-католическую части обозначил основные векторы дальнейшего развития этой цивилизации, где западная часть пошла по пути секуляризации, а восточная - по пути отстаивания ортодоксальных ценностей перед лицом все более обмирщавшегося Запада. Таким образом, конфликт между восточной и западной Церквами православие воспринимает как конфликт внутри некогда единой европейской цивилизации. Мировоззренческой основой которой является идея ценности человеческой личности. Поэтому христианство всегда выступало против любой абсолютизации имперсональных факторов в истории человечества (биологических, географических, расово-этнических, экономических и др.) и соответствующих тоталитарных идеологий .

Принципиальная разница между религиозным и секулярным пониманием личности заключается в том, что в первом случае ценность личности обеспечена базовым метафизическим основанием - человек образ и подобие Бога, а во втором случае ценность личности остается гуманитарным понятием, выводимым из эволюции человеческой природы и культуры. Именно поэтому политическое православие, отрицая все формы тоталитаризма, также отрицает и западный либерализм как идеологию обезличенного индивидуализма, лишенного каких-либо метафизических оснований.

Историческим воплощением проекта стала Восточная Римская империя. Еще в XIX веке немецкие профессора называли византизмом совокупность всех самых неприятных черт, свойственных восточным тираниям, но в ХХ веке византинистика прошла путь от признания до приватизации наследия Византии как основы европейской культуры.

Эту основу составляет учение об имперской государственности как о катехоне - 'удерживающем' силы вселенского беззакония ('аномии'), сохраняя общество в нормальном состоянии. В концепции катехона Церковь оправдывает существование государственной власти как исторической необходимости. Церковь предоставляет катехону абсолютную монополию на насилие, что и отличает государство от всех других общественных институтов. Необходимо понимать, что византизм - это ориентация не на те временные, исторические формы, которые сложились в Константинополе или Москве, а на те вечные ортодоксально-политические ценности, на которые ориентировались сама Византия и Московская Русь.

Идея геополитического единства православной цивилизации является центральным моментом Православного Проекта как проекта принципиально надгосударственного и наднационального. Прообразом интеграционного блока восточнохристианских стран может служить проект 'Православной конференции' (по аналогии с Исламской конференцией), воплотившийся в Межпарламентской ассамблее православия, которая с 2004 года объединяет парламентариев из 24 стран. Основные болевые точки, к которым приковано внимание международного православного сообщества, - это в первую очередь Сербия, Украина и Москва, где идет борьба между Церковью и антицерковным лобби, сохраняющим свои позиции в образовании и культуре.

В Православном Проекте снимаются оппозиции глобализма и национализма, западничества и евразийства, модернизма и консерватизма.

 

 


Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9