Реферативный обзор прессы. 21.05.2008.- 23.05.2008. Выпуск 11
Религиозная ситуация на Украине, глобализм и ислам, Ферганская долина, идея «мягкой мощи».
Статья
Назад, в Царьград. Новые известия. 22.05.2008.
Религиозная ситуация на Украине обостряется. Виктор Ющенко принял в Киеве делегацию Константинопольского патриархата. В ходе встречи президент Украины заявил, что и государство, и общество убеждены в необходимости «двигаться к сближению с материнской церковью». Он передал Патриарху Константинопольскому Варфоломею приглашение принять участие в юбилейных торжествах. Это может поставить под вопрос визит на Украину Патриарха Алексия II. Виктор Ющенко мечтает объединить украинского православия. Сегодня в стране действуют Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), которая не признается другими церквями, за исключением Константинопольской, и Украинская автокефальная Православная Церковь (УАПЦ). По оценкам украинских экспертов, соотношение прихожан этих трех церквей составляет 45, 40 и 15 процентов соответственно.
В 2000 году архиереи УПЦ КП и УАПЦ направили Вселенскому (Константинопольскому) патриарху Варфоломею письмо, в котором заявили о своем стремлении к возрождению «единства разделенной церкви на Украине и восстановлению объединения с Матерью Константинопольской церковью». Эту инициативу активно поддерживает Виктор Ющенко. В июне 2007 года он встретился в Стамбуле с патриархом Константинопольским Варфоломеем и обсудил с ним вопрос создания на Украине единой поместной Церкви, юридически подчиненной Константинополю.
События развиваются по сценарию Варфоломея, Виктора Ющенко и самопровозглашенного патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко). 20 мая в Киеве состоялась встреча президента Украины с делегацией Константинопольского патриархата, возглавляемой митрополитом Гальским Эммануилом (Адамакисом). На следующий день делегацию принял Филарет (Денисенко). Он подчеркнул готовность своей Церкви к конструктивному диалогу «если он будет вести к образованию на Украине единой Поместной и Автокефальной украинской православной церкви». Фактически этот пассаж означает, что Филарет готов возглавить такую гипотетическую церковь при поддержке Варфоломея.
Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов подчеркнул: «Приглашение Константинопольского патриарха на празднование 1020-летия Крещения Руси по церковным правилам должно исходить от Патриарха Московского и всея Руси. Согласно устойчивой и повсеместно принятой традиции предстоятель той или иной поместной Церкви посещает пределы другой поместной Церкви не иначе как по приглашению предстоятеля последней».
Почему Америка так непримирима к Ирану? ВПК. 21.05.2008.
В противостоянии США и Ирана автор видит отражение противоречий между глобализмом и миром ислама. Чтобы быть устойчивой, всемирная империя должна представлять собой пирамиду власти, технологий, уровня потребления. Наверху современной пирамиды находятся США, с огромным потреблением, военной силой и попыткой монопольного целеполагания. Страны третьего мира воспринимают глобализацию как новую форму колониализма.
Теоретиками нового мирового порядка выступили представители либерально-демократической "гуманистической" футурологии - Ф. Полан, А. Ускоу, школы проектирования моделей мирового порядка - Я. Бхагвати, С. Менделовица, Р. Фалька, соединенив либеральные идеологические постулаты с макросоциальным проектированием. Но, западное общество умеет ставить вопросы, но не имеет дара правильно на них отвечать. Автор критикует американскую элиту за равнодушие, отсутствие идеалов, слабоволие.
Глобализму, как продукту западной цивилизации, целиком противостоит исламская цивилизация. Ислам ставит много ограничений, которые не дают ответов, но не позволяют и разрушать то, чего не понимаешь до конца. Он не приемлет западных либеральных стандартов, возведенных в ранг общечеловеческих ценностей. Права человека, о которых так много говорят, существуют и в восточной культурной традиции. Например, одной из важнейших правовых систем, определяющих развитие многих мусульманских стран, является шариат. Ислам признает источником права божественный закон, власть как институт, тесно связанный с шариатом и обязанный выполнять все его предписания. Автор ссылается на принципы, положенные в основу работы исламских банков.
Шариат накладывает запрет на ссудный процент, спекулятивный доход, информационную асимметрию, чреватую непредвиденным риском. Этот запрет имеет и абсолютно рассудочные объяснения. Концепция исламского банкинга держится на двух китах - религиозной этике и экономическом здравомыслии. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут прирастать лишь оттого, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложены в реальную экономику, создали реальную добавленную стоимость. Исламский банк запрещает процентную ставку (RIBA). Это связано с тем, что по шариату деньги были созданы лишь как средство обращения, обмена и расчетная единица для покупки товара или услуг, а не как средство сбережения, использующееся для увеличения прибыли. Одним из обоснований запрета процентной ставки стало признание ее формой социальной и экономической эксплуатации, что не соответствует принципу справедливости в исламе. Финансирование, целью которого является получение вознаграждения за ссуду, запрещено, как и потребительские кредиты на личные расходы, поскольку не известно, на что будут потрачены ссуженные суммы. Исламский банкинг подразумевает прозрачность сделки с обеих сторон, равноправное участие в прибылях и убытках общего дела. То есть шариат уравнивает роль и шансы владельца бизнеса и финансирующей стороны, в то время как в традиционной системе все риски несет предприниматель, а банк при любом исходе сделки выигрывает. Прибыль исламского банка определяется прибылью от вложения, вследствие чего банк заинтересован в успешном завершении сделки. В результате отсутствуют спекуляции, которые могут нарушить экономическое равновесие.
Мусульманские финансовые организации главным образом сконцентрированы на Ближнем Востоке, в Малайзии и Великобритании, но спрос на их услуги существует по всей Азии, в Европе и США. Главным объектом исламских финансистов являются США. Клиентами мусульманских финансовых организаций главным образом являются мусульмане, численность которых составляет около 1,6 млрд. человек по всему миру.
Ислам является единственной реальной силой, противостоящей глобализму. Но в центре борьбы с глобализмом расположен Иран. Он в силу особенностей своего развития представляет стратегическую угрозу для США как оплота глобализма. Если Иран, Саудовская Аравия и другие страны этого региона смогут добиться взаимного доверия и развития политических и экономических отношений, возникнет стратегическая угроза для "нового мирового порядка". Вот почему США всячески мешают установлению подобного сотрудничества, используя внутриарабские противоречия и дистанцируя Иран от остального мира и арабских стран.
Исламисты приходят летом. Еженедельник "Россия".22.05.2008.
Религиозная ситуация на Украине обостряется. Виктор Ющенко принял в Киеве делегацию Константинопольского патриархата. В ходе встречи президент Украины заявил, что и государство, и общество убеждены в необходимости «двигаться к сближению с материнской церковью». Он передал Патриарху Константинопольскому Варфоломею приглашение принять участие в юбилейных торжествах. Это может поставить под вопрос визит на Украину Патриарха Алексия II. Виктор Ющенко мечтает объединить украинского православия. Сегодня в стране действуют Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), которая не признается другими церквями, за исключением Константинопольской, и Украинская автокефальная Православная Церковь (УАПЦ). По оценкам украинских экспертов, соотношение прихожан этих трех церквей составляет 45, 40 и 15 процентов соответственно.
В 2000 году архиереи УПЦ КП и УАПЦ направили Вселенскому (Константинопольскому) патриарху Варфоломею письмо, в котором заявили о своем стремлении к возрождению «единства разделенной церкви на Украине и восстановлению объединения с Матерью Константинопольской церковью». Эту инициативу активно поддерживает Виктор Ющенко. В июне 2007 года он встретился в Стамбуле с патриархом Константинопольским Варфоломеем и обсудил с ним вопрос создания на Украине единой поместной Церкви, юридически подчиненной Константинополю.
События развиваются по сценарию Варфоломея, Виктора Ющенко и самопровозглашенного патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко). 20 мая в Киеве состоялась встреча президента Украины с делегацией Константинопольского патриархата, возглавляемой митрополитом Гальским Эммануилом (Адамакисом). На следующий день делегацию принял Филарет (Денисенко). Он подчеркнул готовность своей Церкви к конструктивному диалогу «если он будет вести к образованию на Украине единой Поместной и Автокефальной украинской православной церкви». Фактически этот пассаж означает, что Филарет готов возглавить такую гипотетическую церковь при поддержке Варфоломея.
Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов подчеркнул: «Приглашение Константинопольского патриарха на празднование 1020-летия Крещения Руси по церковным правилам должно исходить от Патриарха Московского и всея Руси. Согласно устойчивой и повсеместно принятой традиции предстоятель той или иной поместной Церкви посещает пределы другой поместной Церкви не иначе как по приглашению предстоятеля последней».
Почему Америка так непримирима к Ирану? ВПК. 21.05.2008.
В противостоянии США и Ирана автор видит отражение противоречий между глобализмом и миром ислама. Чтобы быть устойчивой, всемирная империя должна представлять собой пирамиду власти, технологий, уровня потребления. Наверху современной пирамиды находятся США, с огромным потреблением, военной силой и попыткой монопольного целеполагания. Страны третьего мира воспринимают глобализацию как новую форму колониализма.
Теоретиками нового мирового порядка выступили представители либерально-демократической "гуманистической" футурологии - Ф. Полан, А. Ускоу, школы проектирования моделей мирового порядка - Я. Бхагвати, С. Менделовица, Р. Фалька, соединенив либеральные идеологические постулаты с макросоциальным проектированием. Но, западное общество умеет ставить вопросы, но не имеет дара правильно на них отвечать. Автор критикует американскую элиту за равнодушие, отсутствие идеалов, слабоволие.
Глобализму, как продукту западной цивилизации, целиком противостоит исламская цивилизация. Ислам ставит много ограничений, которые не дают ответов, но не позволяют и разрушать то, чего не понимаешь до конца. Он не приемлет западных либеральных стандартов, возведенных в ранг общечеловеческих ценностей. Права человека, о которых так много говорят, существуют и в восточной культурной традиции. Например, одной из важнейших правовых систем, определяющих развитие многих мусульманских стран, является шариат. Ислам признает источником права божественный закон, власть как институт, тесно связанный с шариатом и обязанный выполнять все его предписания. Автор ссылается на принципы, положенные в основу работы исламских банков.
Шариат накладывает запрет на ссудный процент, спекулятивный доход, информационную асимметрию, чреватую непредвиденным риском. Этот запрет имеет и абсолютно рассудочные объяснения. Концепция исламского банкинга держится на двух китах - религиозной этике и экономическом здравомыслии. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут прирастать лишь оттого, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложены в реальную экономику, создали реальную добавленную стоимость. Исламский банк запрещает процентную ставку (RIBA). Это связано с тем, что по шариату деньги были созданы лишь как средство обращения, обмена и расчетная единица для покупки товара или услуг, а не как средство сбережения, использующееся для увеличения прибыли. Одним из обоснований запрета процентной ставки стало признание ее формой социальной и экономической эксплуатации, что не соответствует принципу справедливости в исламе. Финансирование, целью которого является получение вознаграждения за ссуду, запрещено, как и потребительские кредиты на личные расходы, поскольку не известно, на что будут потрачены ссуженные суммы. Исламский банкинг подразумевает прозрачность сделки с обеих сторон, равноправное участие в прибылях и убытках общего дела. То есть шариат уравнивает роль и шансы владельца бизнеса и финансирующей стороны, в то время как в традиционной системе все риски несет предприниматель, а банк при любом исходе сделки выигрывает. Прибыль исламского банка определяется прибылью от вложения, вследствие чего банк заинтересован в успешном завершении сделки. В результате отсутствуют спекуляции, которые могут нарушить экономическое равновесие.
Мусульманские финансовые организации главным образом сконцентрированы на Ближнем Востоке, в Малайзии и Великобритании, но спрос на их услуги существует по всей Азии, в Европе и США. Главным объектом исламских финансистов являются США. Клиентами мусульманских финансовых организаций главным образом являются мусульмане, численность которых составляет около 1,6 млрд. человек по всему миру.
Ислам является единственной реальной силой, противостоящей глобализму. Но в центре борьбы с глобализмом расположен Иран. Он в силу особенностей своего развития представляет стратегическую угрозу для США как оплота глобализма. Если Иран, Саудовская Аравия и другие страны этого региона смогут добиться взаимного доверия и развития политических и экономических отношений, возникнет стратегическая угроза для "нового мирового порядка". Вот почему США всячески мешают установлению подобного сотрудничества, используя внутриарабские противоречия и дистанцируя Иран от остального мира и арабских стран.
Исламисты приходят летом. Еженедельник "Россия".22.05.2008.
Исламистское движение в
Средней Азии радикализируется. Из партии исламского
возрождения Таджикистана (ПИВТ), отказавшейся от экстремизма,люди уходят
в радикальные структуры – Исламское движение Узбекистана
(ИДУ) и Хизб ут-Тахрир ал-Ислами (международная Партия исламского освобождения). В 2006 году ПИВТ, насчитывающая около 40
тысяч членов, стояла на грани раскола, который был чреват выделением из
партии мощной (порядка 70 процентов) радикальной фракции.
Сегодня в Центральной Азии наиболее агрессивно Исламское движение Узбекистана (ИДУ), возникшее в г.Наманган (узбекистанская часть Ферганской долины) в 1989 г.. В период гражданской войны в Таджикистане люди ИДУ были боевым ядром объединенной оппозиции. После разгрома они ушли в Афганистан, примкнув Талибану. Именно боевики ИДУ составили личную охрану Усамы бен Ладена. Численность-несколько сотен человек (ранее до 7 тысяч). Базируется в Вазиристане (между Афганистаном и Пакистаном). Лидер – Тахир Юлдашев . Движение переименовано в Исламское движение Туркестана (ИДТ), что должно подчеркнуть его региональные притязания.
Партия Хизб ут-Тахрир (ХТ), (1953 г.Иерусалим). Цель – создание всемирного халифата. В ранний период деятельности делала ставку на вооруженный джихад. Пыталась осуществить государственные перевороты в Иордании, Сирии, Ираке, Тунисе. Позднее методы изменились. Ее лидеры заявили об отказе от насилия и переходе к тактике «информационного джихада» и «духовного переворота». То есть переворот в сознании мусульман объявлен необходимой и достаточной предпосылкой политического переустройства. ХТ жестко иерархична. Работа носит конспиративный характер. Базовая единица - кружок из 4–6 человек. Чем строже политический режим в данной стране, тем меньше число членов кружка. После «промывки мозгов» члены партии приступают к пропаганде и вербовке новых сторонников. Упор делается на молодежь и работников государственных структур. В Центральной Азии ХТ действует с середины 1990-х годов. В регионе в ее рядах 50 тысяч человек. Начать строительство халифата в Центральной Азии планируется с Ферганской долины, где сконцентрировано большинство ее сторонников, в основном этнических узбеков.
Ферганская долина болевая точка Центральной Азии. Перенаселённый депрессивный регион, религиозный центр, находится на стыке Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Волны дестабилизации, зарождаясь на территории одной страны, перекатываются на территорию соседей и, трансформируясь, возвращаются назад. Это усугубляется сложной конфигурацией государственных границ, включающей несколько анклавов. Сюда рвались боевики ИДУ в 1999 и 2000 годах, здесь в марте 2005 года началась «тюльпановая революция» в Киргизии (активное участие в которой приняли активисты ХТ) и через два месяца произошли события в Андижане.
Исламистский взрыв в Ферганской долине неизбежно приведет к фрагментации Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Возможно распространение джихада уже на территории Казахстана, России (Поволжье) и Китая (Синцьзян-Уйгурский автономный район). Власти стран Центральной Азии могут удержать ситуацию от такого сценария. Стабилизирующая роль за Россией и Китаем.
С приходом тепла здесь активизируются отнюдь немирные силы: таяние снегов открывает в горах пути для наркоторговцев и исламистов. Нынешнее лето вряд ли будет исключением из этого правила.
Сегодня в Центральной Азии наиболее агрессивно Исламское движение Узбекистана (ИДУ), возникшее в г.Наманган (узбекистанская часть Ферганской долины) в 1989 г.. В период гражданской войны в Таджикистане люди ИДУ были боевым ядром объединенной оппозиции. После разгрома они ушли в Афганистан, примкнув Талибану. Именно боевики ИДУ составили личную охрану Усамы бен Ладена. Численность-несколько сотен человек (ранее до 7 тысяч). Базируется в Вазиристане (между Афганистаном и Пакистаном). Лидер – Тахир Юлдашев . Движение переименовано в Исламское движение Туркестана (ИДТ), что должно подчеркнуть его региональные притязания.
Партия Хизб ут-Тахрир (ХТ), (1953 г.Иерусалим). Цель – создание всемирного халифата. В ранний период деятельности делала ставку на вооруженный джихад. Пыталась осуществить государственные перевороты в Иордании, Сирии, Ираке, Тунисе. Позднее методы изменились. Ее лидеры заявили об отказе от насилия и переходе к тактике «информационного джихада» и «духовного переворота». То есть переворот в сознании мусульман объявлен необходимой и достаточной предпосылкой политического переустройства. ХТ жестко иерархична. Работа носит конспиративный характер. Базовая единица - кружок из 4–6 человек. Чем строже политический режим в данной стране, тем меньше число членов кружка. После «промывки мозгов» члены партии приступают к пропаганде и вербовке новых сторонников. Упор делается на молодежь и работников государственных структур. В Центральной Азии ХТ действует с середины 1990-х годов. В регионе в ее рядах 50 тысяч человек. Начать строительство халифата в Центральной Азии планируется с Ферганской долины, где сконцентрировано большинство ее сторонников, в основном этнических узбеков.
Ферганская долина болевая точка Центральной Азии. Перенаселённый депрессивный регион, религиозный центр, находится на стыке Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Волны дестабилизации, зарождаясь на территории одной страны, перекатываются на территорию соседей и, трансформируясь, возвращаются назад. Это усугубляется сложной конфигурацией государственных границ, включающей несколько анклавов. Сюда рвались боевики ИДУ в 1999 и 2000 годах, здесь в марте 2005 года началась «тюльпановая революция» в Киргизии (активное участие в которой приняли активисты ХТ) и через два месяца произошли события в Андижане.
Исламистский взрыв в Ферганской долине неизбежно приведет к фрагментации Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Возможно распространение джихада уже на территории Казахстана, России (Поволжье) и Китая (Синцьзян-Уйгурский автономный район). Власти стран Центральной Азии могут удержать ситуацию от такого сценария. Стабилизирующая роль за Россией и Китаем.
С приходом тепла здесь активизируются отнюдь немирные силы: таяние снегов открывает в горах пути для наркоторговцев и исламистов. Нынешнее лето вряд ли будет исключением из этого правила.
Духовные основы "мягкой мощи". Стратегия России. Май 2008
Идея «мягкой мощи» государства принадлежит американскому политологу Джозефу Наю. Традиционные источники мощи – сильная армия, процветающая экономика,
технологическое доминирование не давали роста политического
влияния в мире. Американские эксперты пришли к заключению, что
влияние основано на синергии факторов, составляющих основу «мягкой
мощи», когда другие хотят того же, что вы ждете от них. Демократическое государственное
устройство США – разделение властей, выборные процедуры, местная демократия – центральное звеном «мягкой мощи» Америки. Рост
влияния США в глобальном масштабе должен был опираться, на
привлекательность общественно-государственной составляющей американской модели
развития. Китай в основу своей политики в этом вопросе поставил
привлекательность собственного примера. Заметное место
занимает самая продолжительная история, наполненная богатой культурой, этикой
Конфуция, эстетическими ценностями Лао Цзы.
Автор ставит вопрос о "мягкой мощи" России. Целесообразно сосредоточить внимание на развитии таких интегральных показателей мощи государства и общества как культура и религия, а также наука и образование, которые по существу и составляют духовную основу развития страны. Они являются долговременным стратегическим приоритетом развития Российской Федерации и, следовательно, базисом формирования отечественной политики «мягкой мощи» государства. Издревле на Руси считали, что настоящая мощь заключена не в силе, а в правде. Такие ценности как истина, благо и красота особенно высоко ставились российской культурой. Религия как основа всех форм общественного сознания в истории России всегда имела особенное значение, а в переломные моменты – становилась исключительным и судьбоносным феноменом. Россия, как и Китай, Индия и Бразилия (то есть БРИК), выбрала путь страны восходящего гиганта. При этом в отличие от Китая, Индии и Бразилии Россия не просто восходит, а скорее возрождается после распада СССР. России есть на чем возводить собственную «мягкую мощь». Одновременно статус России как возрождающегося гиганта ко многому обязывает. В первую очередь ускоренное развитие связано с сочетанием эволюционного и бифуркационного движения. Чтобы бифуркации не привели к снижению качества развития предстоит серьезная геополитическая работа, в которой особое место должна занять стратегия превращения России «в страну, самую привлекательную для жизни». Для потребностей инновационного развития потребуются сильная наука и рыночная экономика, системное образование - «золотой треугольник». В «золотом треугольнике» особую роль играет системное образование, которое всегда являлось своего рода «ключом зажигания двигателя ускоренного развития». Системность предполагает повышение значимости начального и среднего образования, а также качества профессионального технического и высшего образования, внедрения системы образования в контексте «образования через всю жизнь».
Автор ставит вопрос о "мягкой мощи" России. Целесообразно сосредоточить внимание на развитии таких интегральных показателей мощи государства и общества как культура и религия, а также наука и образование, которые по существу и составляют духовную основу развития страны. Они являются долговременным стратегическим приоритетом развития Российской Федерации и, следовательно, базисом формирования отечественной политики «мягкой мощи» государства. Издревле на Руси считали, что настоящая мощь заключена не в силе, а в правде. Такие ценности как истина, благо и красота особенно высоко ставились российской культурой. Религия как основа всех форм общественного сознания в истории России всегда имела особенное значение, а в переломные моменты – становилась исключительным и судьбоносным феноменом. Россия, как и Китай, Индия и Бразилия (то есть БРИК), выбрала путь страны восходящего гиганта. При этом в отличие от Китая, Индии и Бразилии Россия не просто восходит, а скорее возрождается после распада СССР. России есть на чем возводить собственную «мягкую мощь». Одновременно статус России как возрождающегося гиганта ко многому обязывает. В первую очередь ускоренное развитие связано с сочетанием эволюционного и бифуркационного движения. Чтобы бифуркации не привели к снижению качества развития предстоит серьезная геополитическая работа, в которой особое место должна занять стратегия превращения России «в страну, самую привлекательную для жизни». Для потребностей инновационного развития потребуются сильная наука и рыночная экономика, системное образование - «золотой треугольник». В «золотом треугольнике» особую роль играет системное образование, которое всегда являлось своего рода «ключом зажигания двигателя ускоренного развития». Системность предполагает повышение значимости начального и среднего образования, а также качества профессионального технического и высшего образования, внедрения системы образования в контексте «образования через всю жизнь».
Духовная база развития Отечества: богатейшая культура, традиционные религии, сильные семейные и родственные узы, мощная наука, системное образование, физическая культура, интеллектуально насыщенная диаспора. Все это в сочетании с рыночной экономикой и эффективной внешней политикой, безусловно, сыграют ключевую роль в модернизации нашей страны.
Комментарии ():
Написать комментарий: