О сказках и вере в существование Бога. НГ-Религия 21.05.2008.
Академик Виталий Гинзбург кратко излагает позицию образованного атеиста. Утверждение, что атеисты в существование Бога не верят, а религиозные люди верят, в корне ошибочно, ибо вера атеиста и вера религиозного человека – это разные «веры». Вера атеиста основана на знании, это вера в действительно существующее, в факты, в науку. Вера в справедливость тех или иных научных утверждений всегда основана на практической деятельности людей. Религиозная же вера основана на том, что написано в Библии или Коране (для монотеистических религий). Гинзбург выделяет в священных текстах чудеса, как плод религиозного мировоззрения, и этические нормы, более древние чем сами религии, которые их адаптировали, включив в свое вероучение. Автор предлагает отделять вопросы морали и этики от религии. Примером такого решения является светский гуманизм. Необходимо различать религию и веру в существование Бога. Разумеется, религиозный человек верит в существование Бога (или богов), но не всякого верующего можно считать религиозным. Можно верить в существование какого-то высшего существа, Творца, Абсолюта, но не исповедовать конкретные религии. Вера в существование Бога гораздо шире религиозной веры в обычном понимании этого слова. Легко придумать такую схему, в которой Бог существует, но доказать его отсутствие невозможно. Таков, например, деизм – религиозная философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (то есть в «промысел Божий», чудеса и т.д.), и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Очевидно, доказать отсутствие такого Бога невозможно. При такой вере в Бога его роль сводится к замене ответа «не знаю» на слово-ответ «сотворил Бог».
Центральным пунктом, где сталкивается наука и религия является креационизм. Гинзбург считает теорию эволюции доказанной и видит опасность в проникновении креационизма в школы. За рубежом также широко обсуждается данная тема. Этому вопросу была посвящена специальная резолюция № 1580 от 4 октября 2007 года Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), членом которой является и Россия. Эта резолюция так и называется «Опасность креационизма для образования». Она опубликована в «Учительской газете» от 1 апреля 2008 года. В резолюции, в частности, говорится, что ее целью является: «предостеречь от определенной тенденции подменить науку верованием. Необходимо отделить веру от науки». И далее: «ПАСЕ обеспокоена возможностью нездоровых последствий распространения идей креационизма в рамках образовательных систем».
Согласно акту утверждённый. НГ-Религия. 21.05.2008.
Анализируются изменения в РПЦЗ после избрания нового главы. Важны два момента: 1) выборы нового главы РПЦЗ были формальной фиксацией заранее принятого решения . Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион получил на Соборе девять голосов из одиннадцати. 2) эта процедура стала проверкой того, как работает Акт о каноническом общении – отсюда столь быстрое утверждение нового главы РПЦЗ, что также было, судя по всему, результатом предварительной договоренности. От нового митрополита Илариона ждут продолжения курса предшественника, то есть расширения контактов Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Но при этом митрополит Иларион касается тех проблем которых старался реже касаться его предшественник. Он говорит об участии Русской Православной Церкви в работе экуменического Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). По мнению митрополита Илариона, эта организация «утратила свою значимость». То есть членство в ней не несет угрозы православию, так как реальное объединение с католиками и протестантами – вещь неосуществимая. И все же не исключено, что митрополит Иларион вновь поднимет этот вопрос – на Архиерейском Соборе, например. В таком случае он будет поддержан российскими противниками экуменической деятельности. Так или иначе, «зарубежное» духовенство объективно усилит позиции консервативного «крыла» внутри РПЦ.
Другой интересный мотив в публичных выступлениях митрополита Илариона – перевод молитв с церковнославянского на современный русский язык. Если митрополит Иларион решится стать реформатором церковного языка, он несомненно получит одобрение представителей либерального течения в самой РПЦ. Таким образом, нового главу РПЦЗ можно с равным успехом отнести и к церковным либералам, и к консерваторам.
Первые изменения в Зарубежной Церкви с приходом митрополита Илариона: 1) принятие нового текста молитвы о спасении России (теперь она будет называться молитвой о благоденствии Русской Православной Церкви), 2) создание нового церковного органа – Секретариата по межправославным отношениям. Другим знаковым событием последнего Архиерейского Собора РПЦЗ стала смена секретаря Синода. Занимавший ранее эту должность епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) переведен на кафедру в Монреале (Канада). Новым секретарем Архиерейского Синода РПЦЗ стал архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл (Дмитриев), он же стал вторым заместителем нового главы Зарубежной Церкви. Первым заместителем митрополита Илариона, как и ожидалось, стал архиепископ Берлинско-Германский Марк (Арндт). Перестановки в Архиерейском Синоде не случайны и хорошо отражают происходящее в Зарубежной Церкви. Епископ Гавриил (Чемодаков) ранее критиковал курс митрополита Лавра на скорое сближение с Московским Патриархатом и, по некоторым данным, голосовал против кандидатуры Илариона 12 мая. Теперь он потерял одну из ключевых церковных должностей и отправлен в Канаду. Вместе с тем симпатии противников единства с Московским Патриархатом епископ Гавриил давно потерял. Зато все возрастающую роль в Зарубежной Церкви начинает играть архиепископ Кирилл (Дмитриев), который ранее не был заметен в ней на первых ролях.
Непокорный епископ. НГ-Религия. 21.05.2008.
Избрание президентом Парагвая 56-летнего епископа на покое Фернандо Луго поставило Ватикан в замешательство. Многие информагентства сообщили, что Луго – «бывший епископ». Это не совсем так. Святой Престол запрещает прямое участие духовенства в политической жизни. Луго еще в январе прошлого года обратился к Папе Римскому Бенедикту XVI с просьбой разрешить ему заниматься политической деятельностью в качестве частного лица, то есть временно приостановить его епископские полномочия. Из Ватикана последовал отказ. Префект Конгрегации по делам епископов кардинал Джованни Батиста Ре заявил, что «епископство – это служение, которое принимается добровольно раз и навсегда». Таким образом, Луго по-прежнему сохраняет свой сан и не должен забывать о своих обязательствах перед Церковью. Фернандо Луго публично попросил у Церкви прощения и свою кандидатуру на выборах все же выставил. Участие в политике священства для Латинской Америки не редкость. Так священник Эрнесто Карденаль стал одним из лидеров сандинистских повстанцев, а после их победы в 1979 году – министром культуры, Колумбийский священник Камило Торрес примкнул к ультралевым повстанцам (гериллья) и погиб в бою с правительственными войсками. В 1980 году выстрелом ультраправого боевика за политическую деятельность был убит во время мессы архиепископ Сан-Сальвадора Оскар Ромеро, которого сейчас на родине требуют причислить к лику святых мучеников. В Чили коммунисты даже приветствовали вступление католиков в партию. Однако никогда еще в католическом мире священнослужитель столь высокого ранга, как Луго, не избирался главой государства. Конечно, Ватикан может отлучить епископа от Церкви. Но нельзя не учитывать и такой момент: у Святого Престола дипломатические отношения с Парагваем. Президент Луго заявил что будет искать «третий путь» – между такими леворадикальными правительствами, как в Венесуэле и Боливии, и умеренными левыми режимами, как в Бразилии и Чили. Тем временем осторожный Бенедикт XVI не желает делать ничего такого, что могло бы нанести вред новому президенту Парагвая, вызывающему столь большие надежды в стране. Тем более что и Церковь в Парагвае относится к Луго в целом положительно. Конференция католических епископов страны не исключет, что по истечении срока президентских полномочий Луго, если пожелает, «сможет вновь вернуться к своей архипастырской деятельности».
Где находится ад. НГ-Религия. 21.05.2008.
В датских СМИ развернулась жаркая дискуссия. Ян Линдхардт, лютеранский епископ, заявил что христианский ад не место, где души грешников горят вечным огнем, а всего лишь состояние сознания, отчаяние и ощущение абсурдности происходящего вокруг. Побывать в аду, таким образом, можно и при жизни. Бог же милосерден, утверждает Линдхардт, поэтому после смерти «никто не обречен на адские муки». Не все с этим согласны, например, президента консервативной лютеранской организации Indre Mission Андерса Далгорда. Он ссылается на Евангелие от Иоанна, в 16 стихе 3 главы которого сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». То есть, после смерти у человека два пути: к спасению в раю или вечной погибели в аду. «Мы не можем отрицать ад лишь по той причине, что он нам неприятен», – считает он. "Изъять ад из новозаветных проповедей Иисуса просто невозможно. Всякий, кто откроет Новый Завет, неизбежно поймет: все, что делал Иисус, – одна большая битва с целью освободить нас от адских мук. Если ты не хочешь быть христианином – у нас в Дании свобода вероисповедания. Но нечестно менять христианство до неузнаваемости» - пишет пастор Йорген Йоргенсен.
Однако у епископа-либерала нашлись и сочувствующие. В том числе и пасторы. Так, например, пастор Якоб Хольм написал следующее: «Нужно разделять спасение и муки. В Библии нигде не говорится о том, что ад – это место, где человек подвергается вечным мукам без надежды на спасение. Ад – это то, с чем мы сталкиваемся в жизни». Раскритиковал консерваторов и пастор Гудмунд Раск Педерсен. «Проповедь Христа, – полагает он, – сделала ад, в котором томятся души, ненужным. Те, кто призывает сохранить прежние представления об аде, сами не верят в такой ад». За «реформу» представлений об аде высказались и светские ученые. Профессор истории искусства Аксель Больвиг: «Если прав был Жан-Поль Сартр, утверждавший, что «ад – это другие», то Церковь вполне может отменить ад. «Другие» переняли все качества преисподней, сегодня это наилучшим образом иллюстрируют экологические катастрофы». Он напоминает о том, что в позднем Средневековье Церкви пришлось «вызвать к жизни» ад, чтобы при помощи страха контролировать людей. Данный вопрос тревожит не только датчан. В 2002 году в Норвегии был издан новый перевод четырех канонических Евангелий. Переводчик, известный библеист и либеральный лютеранский богослов Якоб Ервелл, убрал из текста слово helvete («ад» по-норвежски) и заменил его еврейским словом «геенна». Он утверждает, что геенна – это место к югу от Иерусалима, куда евреи сбрасывали нечистоты и тела преступников. Для Дании или Норвегии практика открытого обсуждения вопросов веры, в том числе и в прессе, – вполне нормальное явление. Пастор может усомниться в том, что епископ – «хороший христианин», а мирянин – в том, что пастор верно интерпретирует Библию.