Какими были исторические и культурные процессы, вследствие которых Кирилл Александрийский был возведен в достоинство святого, в то время как его противник, Несторий, епископ Константинопольский, стал еретиком? В противоположность предшествующим ученым Сьюзан Вессель утверждает, что успех Кирилла и укрепление его позиции как православного был не просто политическим, основанным на политических союзах, которые он предпринимал при возможности. Это не была и догматическая победа, основанная на ясности и православии доктринальных положений Кирилла. Вессель утверждает, что его стратегия была в идентификации себя с православием предшествующего епископа Александрии Афанасия с его победой над арианством, в использовании афанасиевского метода интерпретации, и в мастерском использовании тропов и фигур второй софистики, которые сделали Кирилла святым в греческой и коптской церквах.
Через исследование сложных событий, приведших к собору в Ефесе и событиям, которые произошли после него (400-451), Сьюзан Вессел пытается понять формирование византийской ортодоксии с исторической и культурной перспективы. В частности, она исследует широкое разнообразие греческих и латинских текстов, включая акты соборов, христологические и экзегетические сочинения, проповеди, послания и церковные повествования. В результате проделанного исследования Вессель приходит к выводу, что метод риторической аргументации, использованный Кириллом, не только привел к победе на Ефесском соборе, но также привел к его прославлению как одного из величайших отцов византийского христианства, настолько выдающегося, что это было зеркально противоположным окончательному изгнанию Нестория.
Содержание
Лист сокращений XIII
Введение 1
- I. Гобелен епископства Кирилла. От Египта к имперскому городу
- 1. Конфронтация в начале епископства 15
- 2. Политический альянс и натиск спора 74
- 3. Принятие Никеи 112
- 4. Встреча Собора 138
- II. Риторика несторианских споров
- 5. Риторический стиль и метод в соборных проповедях Кирилла 190
- 6. Риторический и императивный метод Нестория 236
- III. Кирилл становится святым в византийской Церкви
- 7. От предварительного разрешения к новому спору (431-451) 255
Эпилог
Приложение: проповеди Кирилла Александрийского, доставленные в Ефес летом 431 г. 303
Библиография 320
Индекс 355