Реферативный обзор прессы 13.05.2008.- 15.05.2008. Выпуск-8.
Вопрос о свободе, судебное обвинение,реконструкция Синода, астроном Ватикана, вопрос от Богослов.ru и РПЦЗ.
Статья

Заставь сектатора (сектанта) Богу молиться. Известия 14.05.2008.

Обозреватель Максим Соколов, ссылаясь на феномен пензенских сидельцев, ставит проблему: до какой степени человек вправе  безумствовать, подвергая свою жизнь опасности, и в каком случае власть вправе вмешиваться, во имя спасения его жизни. С одной стороны, государство не вправе возбранить человеку экстрим, потому что если оно всерьез возьмется за недопущение каких-либо действий, которыми люди ставят под угрозу свою жизнь и здоровье, страна превратится в исправительное заведение строгого режима. Но тогда логично, чтобы человек сходил с ума на свой собственный страх и риск, не подвергая сограждан проблемам по извлечению его из тех абсолютно предсказуемых неприятностей, куда он сам себя загнал. Человек вправе безумствовать, общество вправе снять с себя ответственность за последствия его безумств, считает автор. Идеальной формулы тут нет, и вопрос о вмешательстве всегда будет решаться в зависимости от конкретных обстоятельств. Автор ставит вопросы, но ответы не даёт.

Зарубежная церковь достроила вертикаль. Комерсантъ 14.05.2008. 

Новые акценты в освещении прессой избрания главы Русской Зарубежной Церкви. Владыка Иларион признал, что во взаимоотношениях двух церквей остались "вопросы и преграды". "Ему предстоит внести уточнение в прежде спорные вопросы, в первую очередь это касается вопроса участия РПЦ в межконфессиональных организациях, таких как Всемирный совет церквей,— пояснил изданию клирик РПЦЗ Николай Савченко.— Также владыке предстоит оформить вхождение приходов РПЦЗ на территории РФ в состав епархий РПЦ".

Суд рассмотрит картину православного мира. Комерсантъ 14.05.2008.

Следственный отдел следственного комитета по Таганскому району Москвы  предъявил директору Музея и общественного центра имени Сахарова Юрию Самодурову обвинение в "возбуждении ненависти либо вражды, а равно унижении человеческого достоинства" (ст. 282.2 УК). При этом, согласно статье, закон был нарушен "с использованием служебного положения". Ему может грозить до пяти лет лишения свободы, своей вины Самодуров не признает. Поводом для возбуждения уголовного дела стала проходившая в 2006 года в музее выставка "Запретное искусство". Среди работ, которые вызвали наибольший резонанс,— распятия, на одном из которых у Христа вместо головы орден Ленина, а на другом — голова Микки-Мауса. В конце марта 2006 года православные активисты пикетировали музей, потребовали закрыть выставку и привлечь ее организаторов к уголовной ответственности. В июне в Таганскую прокуратуру обратились представители православной организации "Народный собор", они потребовали провести проверку выставки. В   марте 2005 года Таганский суд уже признавал Юрия Самодурова виновным по той же статье УК за организацию выставки "Осторожно, религия". Тогда его и его коллегу Людмилу Василовскую приговорили к штрафу по 100 тыс. руб.

Президент и патриарх встретятся в библиотеке. Комерсантъ 14.05.2008.

В Санкт-Петербурге обнародован проект реконструкции бывшего здания Синода для размещения в нем президентской библиотеки имени Бориса Ельцина. Зданию может быть частично возвращена и его историческая функция — в библиотеке предусмотрено размещение патриарших покоев и апартаментов главы государства с отдельными входами в  зал "общего присутствия" для встреч светской и духовной власти. Президентская библиотека имени Бориса Ельцина будет открыта уже в декабре 2008 года. Воссоздается домовая церковь во имя Святых Отцов семи Вселенских соборов, закрытая в 1919 году. Электронные фонды новой библиотеки будут формироваться ее ученым советом на основе фондов РГИА и ведущих национальных библиотек. Проект "имеет начало, но не имеет конца". Ведутся переговоры об участии в проекте библиотек конгресса США, Александрии и европейских столиц, где хранятся материалы, связанные с российской историей. Одновременно ведутся переговоры об участии России в проекте Всемирной цифровой библиотеки под эгидой ЮНЕСКО.

Крестом и телескопом. Время новостей. 15.05.2008.

В статье «Инопланетяне -- братья мои», опубликованной в ватиканской газете,главный астроном Римско-католической церкви Хосе Габриэль Фуньес не только заявил, что поиск разумной жизни за пределами Солнечной системы не противоречит вере в Бога, но и предположил, что на некоторых планетах может быть некое подобие рая, поскольку их обитатели могут быть свободны от первородного греха. 45-летний иезуит, возглавляющий обсерваторию Ватикана  полагает, что сегодня наука и религия нужны друг другу, поскольку позволяют открыть новые грани человеческого познания. Аргентинец Фуньес  развивает идеи своего предшественника, иезуита из США Джорджа Койна, возглавлявшего ватиканские обсерватории в Италии и американской Аризоне с 1978 по 2006 год. Святой престол меняет отношение к астрономии, а заодно и к Галилею об этом свидетельствует и тот факт, что в Ватикане готовятся к открытию памятника учёному. Как весной сообщали итальянские и британские СМИ, он будет воздвигнут в саду рядом с комнатами, где астроном дожидался церковного суда по обвинению в ереси. Нельзя не отметить и эволюцию самой обсерватории Святого престола. Учрежденная Папой Григорием XIII для того, чтобы обосновать необходимость календарной реформы, сегодня она является довольно авторитетным научным центром, руководители которого позволяют себе порой некоторые колебания, хотя и в рамках христианских догматов.

Загадка от Богослов.ru Не торопитесь переходить по ссылке, подумайте над ответом.

Все три высказывания принадлежат человеку, имя которого всем хорошо знакомо.1) «Сочетание со Христом внутренне возвышает, утешает в страданиях, успокаивает и дает сердце, открытое человеческой любви. Сему великому, благородному не из-за честолюбия, не из стремления к славе, а только ради Христа!». 2) «Я утратил небо и прекрасно знаю это. Моя душа, некогда верная Богу, предопределена для ада». 3) «Критика неба превращается таким образом в критику земли, критика религии – в критику права, критика теологии – в критику политики».

Шестой первоиерарх. Ежедневный журнал. 15.05.2008.

Вице-президент Центра политических технологий А.Макаркин даёт краткую характеристику первоиерархам РПЦЗ: Митрополит Антоний (Храповицкий), основатель РПЦЗ, харизматичная личность, богослов, консервативный политик. Резкий, конфликтный, с трудом идущий на компромиссы, он хотел власти, желая изменить Русскую церковь, повысить ее авторитет, защитить самостоятельность в отношениях с государством. Крайне правые взгляды митрополита Антония обрекали его на гибель в большевистской России — поэтому он эмигрировал, но не отошел от дел, а создал крайне консервативную, антикоммунистическую церковь. Под стать ее тогдашним прихожанам, сменившим гимнастерки офицеров на тужурки водителей парижских такси и спецовки рабочих заводов европейских стран.

Преемник владыки Антония, митрополит Анастасий (Грибановский), будучи архиереем досоветского поставления, символизировал преемственный характер РПЦЗ . За три десятилетия его управления церковью было немало потрясений — и война (во время которой «зарубежники» активно поддерживали власовское движение ), и вынужденный переезд из Европы в США, и создание там духовного центра церкви в Джорданвилле. А также естественная убыль прежней паствы и приобретение новой, из числа второй волны эмиграции, в значительной части власовской. Владыке удавалось сохранять респектабельный облик —  ответственность за тесное сближение с нацистами была возложена на берлинского митрополита Серафима (Ляде).

Третий первоиерарх — митрополит Филарет (Вознесенский)- добрый, благочестивый, но малоопытный в административных делах человек, передал реальное управление церковью в руки влиятельнейшего протопресвитера Георгия (Грабе), затем ставшего епископом Григорием. При владыке Филарете РПЦЗ стала не просто консервативной, а ультраконсервативной церковью, предавшей анафеме экуменизм и сделавшей все возможное для изоляции церкви от мирового православия. Такая позиция сделала его кумиром борцов с экуменизмом , но привела к опасности маргинализации, усиливавшийся из-за постепенного сокращения паствы — старые эмигранты умирали, а «третью волну» эмиграции такая церковь интересовала слабо.

Проблемы пытался решить четвертый первоиерарх — митрополит Виталий (Устинов), возглавивший РПЦЗ в 1986 году. Он лишил власти епископа Григория и стал управлять церковью самостоятельно. Главную ставку владыка сделал на создание на постсоветском пространстве организационной структуры, альтернативной Московскому патриархату. Однако этот план потерпел неудачу: ресурсы «зарубежников» были несопоставимы с возможностями РПЦ, да и клир РПЦЗ нередко пополняли далеко не лучшие представители патриархии, либо вступившие в конфликт с собственным священноначалием , либо рассчитывавшие на быструю карьеру. Кризис РПЦЗ привели к тому, что коллеги  попросили владыку Виталия уйти на покой. Он согласился, но потом забрал свое заявление, однако его уже никто не слушал.

Пятым же первоиерархом стал митрополит Лавр (Шкурла). Он отличался умеренными взглядами и главной своей целью видел сближение с РПЦ вплоть до присоединения к ней на почетных условиях. Свою задачу владыка Лавр выполнил, несмотря на сопротивление со стороны оппозиции. Менее чем через год после завершения объединительного процесса он скончался.

Избрание же владыки Илариона шестым первоиерархом РПЦЗ стало знаковым явлением в истории «зарубежной» церкви. Во-первых, ближайший соратник митрополита Лавра явно будет продолжателем его дела. Во-вторых, спокойному и готовому к взвешенным решениям владыке Илариону будет легче разобраться с вопросами, связанными с судьбами конкретных священников, перешедших некогда из РПЦ в РПЦЗ. В-третьих, архиепископ Иларион олицетворяет собой продолжение «зарубежной» традиции консерватизма, но без крайностей, свойственных ультраконсерваторам. В-четвертых, избрание владыки Илариона — это своего рода ответ критикам объединения с РПЦ, которые утверждали, что патриархия, получившая право утверждения первоиерарха, будет стремиться установить прямой контроль над «зарубежными» епархиями, продвинув на этот пост своего человека. Теперь эта точка зрения опровергнута.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9