Тезисы докладов по теме "Бедность и богатство", прочитанных на V Международной конференции "Молитва и духовность в ранней Церкви" (10 - 12 января 2008 г., Сидней, Австралия) (часть II)
Богослов.Ru продолжает публикацию тезисов докладов конференции, посвященной вопросам бедности и богатства, которая завершилась 12 января с.г. Начало смотреть здесь , продолжение тут. Смотреть также полный текст доклада игумена Кирилла (Говоруна).
Статья
Дору Костач, Греческий православный богословский
колледж св. Андрея, Сидней.
Аскетизм и состраждущее сердце: исследование социального измерения трудов св. Максима Исповедника «Слово о подвижнической жизни» и «Главы о любви».
Ориентирован ли аскетизм исключительно вверх (обожение) и внутрь (бесстрастие), или он имеет также и социальное значение? Вопреки первому впечатлению, в ранних работах св. Максима ясно выражена мысль, что истинная цель аскетизма идет далее стремления к причастности божественной жизни и достижения внутреннего мира. В самом деле, живя в Боге и восстанавливая Богоподобие, подвижник борется с самостью, постепенно становясь способным охватить все человечество своим состраданием. Таким образом, духовное совершенство проявляется и осуществляется в способности «любить всех людей одинаково». По мнению св. Максима, изоляционистские наклонности многих монашествующих его времени были скорее искажением духовной жизни, чем ее вершиной. Верный характерному для церковной традиции реализму воплощения, св. Максим указывает в своих ранних сочинениях, что путь добродетели не может быть пройден без ясного осознания принадлежности человечеству и без все возрастающего активного сострадания ко всем людям. Справедливо называемая «милосердием» (charity), его сложная идея «любви», выраженной в конкретных проявлениях взаимопомощи, высвечивает фундаментально общественный характер византийского аскетизма. Моя статья является попыткой исследовать значение для современного христианства этого аспекта подвижнической жизни, часто понимаемой лишь как разъединение.
Бэрри Крэйг, Кэрнская епархия
Сонм ангелов и души бедных
Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16.19-31) привела к появлению размышлений о разных аспектах жизни после смерти, особенно о суде и о последующей награде или наказании. Мотив ангелов, несущих душу бедного Лазаря на лоно Авраама (и предполагаемый противоположный исход) отражается в евхаристических текстах и обрядах погребения, и даже оказывает влияние на современную культуру через фильмы. Настоящая статья посвящена исследованию использования этого мотива в ранней Церкви и его взаимодействия с темами эсхатологического собрания в Евхаристии. Это поможет нам лучше понять различные подходы, использовавшиеся для толкования бедности Лазаря.
Кацухико Демуро, Университет Окаямы
Бедность в августиновском понимании монашеской жизни
В статье заново рассматривается описание образа жизни блаженного Августина в его монастыре, приводимое в Vita Augustini Посидия. Образ жизни блаженного Августина сравнивается с августиновским идеалом скромной жизни в его проповедях и сочинениях, в частности в его Монашеских правилах. На протяжении исследования я буду прояснять некоторые характеристики его проповедей о бедности и их отношение к реальности, которую он сам принимал.
Мияко Демура, Университет Тохоку Гакуин, Сендай
Бедность и аскетизм у Климента Александрийского и Оригена
Хотя в еврейских писаниях, и в частности в евангельской традиции, бедные (anawim в Псалмах) трактуются положительно, в текстах Климента Александрийского и Оригена обнаруживается тенденция воздерживаться от положительной оценки материально бедных людей. Такое отношение к бедным, по-видимому, было вызвано ситуацией в Александрии, где много забот вызывало существование иудейской аскетической общины терапевтов или иудео-христианской общины эвионитов. Ориген объясняет первоначальное значение названия «эвиониты», как бедные, в их понимании, ради Закона или Библии. В этой статье, с помощью исследования концепции аскетизма в экзегетических сочинениях двух александрийских богословов, я намерен пояснить, что они придерживались церковного традиции духовного понимания бедности. Климент противопоставляет свое понимание стоической философии (Quis dives salvetur? - Кто из богатых спасется?), но Ориген рассматривает это как вопрос библейской интерпретации (О началах 4.3.8, Против Цельса 2.1, Толкование на Евангелие от Матфея 15.20). В этом смысле мы можем сказать, что Ориген был предшественником Антония Великого, который начал аскетическую жизнь с чтения Библии.
Анджело ди Бернардино, Августинианум, Рим.
Церковь должна поддерживать бедных (Константин, Codex Theodosianus, 16.2.6)
В 313 году император Константин освободил духовенство Кафолической Церкви от общественных обязанностей (munera, leiturgiai): "быть полностью свободными от всех общественных обязанностей, чтобы они не могли из-за какой-либо ошибки или кощунственной небрежности быть удаленными от служения, подобающего Божеству, но могли посвятить себя без какого-либо препятствия своему собственному закону» (Евсевий, Церковная история 10.7.2). Культурное значение духовенства для культуры, согласно Константину, было очень большим, деятельность духовенства не ограничивалась только религиозным богослужением, но включала также общественное служение на благо всего общества. Вследствие освобождения от общественных повинностей, через несколько лет многие члены городских советов (местные сенаторы), перешли в духовенство, причем больше, чем ожидалось. Бегство из советов было очень опасным для городов, терявших влиятельных людей, которые могли поддерживать их администрацию и помогать в нуждах. Константин издал закон, согласно которому духовенство избирается только из бедных граждан, поскольку «справедливо, чтобы богатые несли необходимые издержки в этом мире, а бедные получали поддержку из церковного имущества». (Cod. Theod. 16.2.6). После 313 года имущество церкви все возрастало и возрастало.
Клаудиа С. Добрински, Падерборн
Больница в археологических и исторических архитектурных источниках между поздней античностью и средними веками
Письменные источники о системе домов милосердия многочисленны и часто оценивались с разных сторон. В них идет речь о заботе о паломниках и инвалидах на путях паломничеств, упоминают благотворительные организации - или же в них говорится просто о местах благотворительной деятельности в монашеской среде или в среде духовенства. Часто не может быть сделано никакого различия между больницей для паломников и лечебницей (infirmarium) для братии монастыря, ни в источниках, ни в их интерпретации, так что возможно, что большинство больниц и связанных с ними зданий, не могут быть учтены. Свидетельства археологии или даже исторической архитектуры этого времени очень скудны, так как внимание часто обращалось на художественно более привлекательные здания: соборы, церкви, монастыри, баптистерии, часовни и другие богослужебные здания. План каролингского монастыря св. Галла во всей своей сложности, в сопряжении различных сакральных и профанных зданий, показывает, каким должно было быть стандартное оснащение монастыря того времени. Все же следует отметить, что это не соответствует археологическим и архитекционическим находкам современных исследований. Большие сирийские монастыри и позднейшее развитие в Византийской империи отличаются от запада, где были распространены правила св. Бенедикта, в которых система благотворительных учреждений в большей степени содержится монастырями. Как показывают находки, их присутствие в городском окружении может быть доказано с XI века.
Аскетизм и состраждущее сердце: исследование социального измерения трудов св. Максима Исповедника «Слово о подвижнической жизни» и «Главы о любви».
Ориентирован ли аскетизм исключительно вверх (обожение) и внутрь (бесстрастие), или он имеет также и социальное значение? Вопреки первому впечатлению, в ранних работах св. Максима ясно выражена мысль, что истинная цель аскетизма идет далее стремления к причастности божественной жизни и достижения внутреннего мира. В самом деле, живя в Боге и восстанавливая Богоподобие, подвижник борется с самостью, постепенно становясь способным охватить все человечество своим состраданием. Таким образом, духовное совершенство проявляется и осуществляется в способности «любить всех людей одинаково». По мнению св. Максима, изоляционистские наклонности многих монашествующих его времени были скорее искажением духовной жизни, чем ее вершиной. Верный характерному для церковной традиции реализму воплощения, св. Максим указывает в своих ранних сочинениях, что путь добродетели не может быть пройден без ясного осознания принадлежности человечеству и без все возрастающего активного сострадания ко всем людям. Справедливо называемая «милосердием» (charity), его сложная идея «любви», выраженной в конкретных проявлениях взаимопомощи, высвечивает фундаментально общественный характер византийского аскетизма. Моя статья является попыткой исследовать значение для современного христианства этого аспекта подвижнической жизни, часто понимаемой лишь как разъединение.
Бэрри Крэйг, Кэрнская епархия
Сонм ангелов и души бедных
Притча о богаче и Лазаре (Лк. 16.19-31) привела к появлению размышлений о разных аспектах жизни после смерти, особенно о суде и о последующей награде или наказании. Мотив ангелов, несущих душу бедного Лазаря на лоно Авраама (и предполагаемый противоположный исход) отражается в евхаристических текстах и обрядах погребения, и даже оказывает влияние на современную культуру через фильмы. Настоящая статья посвящена исследованию использования этого мотива в ранней Церкви и его взаимодействия с темами эсхатологического собрания в Евхаристии. Это поможет нам лучше понять различные подходы, использовавшиеся для толкования бедности Лазаря.
Кацухико Демуро, Университет Окаямы
Бедность в августиновском понимании монашеской жизни
В статье заново рассматривается описание образа жизни блаженного Августина в его монастыре, приводимое в Vita Augustini Посидия. Образ жизни блаженного Августина сравнивается с августиновским идеалом скромной жизни в его проповедях и сочинениях, в частности в его Монашеских правилах. На протяжении исследования я буду прояснять некоторые характеристики его проповедей о бедности и их отношение к реальности, которую он сам принимал.
Мияко Демура, Университет Тохоку Гакуин, Сендай
Бедность и аскетизм у Климента Александрийского и Оригена
Хотя в еврейских писаниях, и в частности в евангельской традиции, бедные (anawim в Псалмах) трактуются положительно, в текстах Климента Александрийского и Оригена обнаруживается тенденция воздерживаться от положительной оценки материально бедных людей. Такое отношение к бедным, по-видимому, было вызвано ситуацией в Александрии, где много забот вызывало существование иудейской аскетической общины терапевтов или иудео-христианской общины эвионитов. Ориген объясняет первоначальное значение названия «эвиониты», как бедные, в их понимании, ради Закона или Библии. В этой статье, с помощью исследования концепции аскетизма в экзегетических сочинениях двух александрийских богословов, я намерен пояснить, что они придерживались церковного традиции духовного понимания бедности. Климент противопоставляет свое понимание стоической философии (Quis dives salvetur? - Кто из богатых спасется?), но Ориген рассматривает это как вопрос библейской интерпретации (О началах 4.3.8, Против Цельса 2.1, Толкование на Евангелие от Матфея 15.20). В этом смысле мы можем сказать, что Ориген был предшественником Антония Великого, который начал аскетическую жизнь с чтения Библии.
Анджело ди Бернардино, Августинианум, Рим.
Церковь должна поддерживать бедных (Константин, Codex Theodosianus, 16.2.6)
В 313 году император Константин освободил духовенство Кафолической Церкви от общественных обязанностей (munera, leiturgiai): "быть полностью свободными от всех общественных обязанностей, чтобы они не могли из-за какой-либо ошибки или кощунственной небрежности быть удаленными от служения, подобающего Божеству, но могли посвятить себя без какого-либо препятствия своему собственному закону» (Евсевий, Церковная история 10.7.2). Культурное значение духовенства для культуры, согласно Константину, было очень большим, деятельность духовенства не ограничивалась только религиозным богослужением, но включала также общественное служение на благо всего общества. Вследствие освобождения от общественных повинностей, через несколько лет многие члены городских советов (местные сенаторы), перешли в духовенство, причем больше, чем ожидалось. Бегство из советов было очень опасным для городов, терявших влиятельных людей, которые могли поддерживать их администрацию и помогать в нуждах. Константин издал закон, согласно которому духовенство избирается только из бедных граждан, поскольку «справедливо, чтобы богатые несли необходимые издержки в этом мире, а бедные получали поддержку из церковного имущества». (Cod. Theod. 16.2.6). После 313 года имущество церкви все возрастало и возрастало.
Клаудиа С. Добрински, Падерборн
Больница в археологических и исторических архитектурных источниках между поздней античностью и средними веками
Письменные источники о системе домов милосердия многочисленны и часто оценивались с разных сторон. В них идет речь о заботе о паломниках и инвалидах на путях паломничеств, упоминают благотворительные организации - или же в них говорится просто о местах благотворительной деятельности в монашеской среде или в среде духовенства. Часто не может быть сделано никакого различия между больницей для паломников и лечебницей (infirmarium) для братии монастыря, ни в источниках, ни в их интерпретации, так что возможно, что большинство больниц и связанных с ними зданий, не могут быть учтены. Свидетельства археологии или даже исторической архитектуры этого времени очень скудны, так как внимание часто обращалось на художественно более привлекательные здания: соборы, церкви, монастыри, баптистерии, часовни и другие богослужебные здания. План каролингского монастыря св. Галла во всей своей сложности, в сопряжении различных сакральных и профанных зданий, показывает, каким должно было быть стандартное оснащение монастыря того времени. Все же следует отметить, что это не соответствует археологическим и архитекционическим находкам современных исследований. Большие сирийские монастыри и позднейшее развитие в Византийской империи отличаются от запада, где были распространены правила св. Бенедикта, в которых система благотворительных учреждений в большей степени содержится монастырями. Как показывают находки, их присутствие в городском окружении может быть доказано с XI века.
Комментарии ():
Написать комментарий: