Богословие мученичества в ранней грузинской гимнографии: служба св. Або Тбилисскому
Статья доцента СПбГУ диакона Владимира Василика посвящена исследованию службы в честь грузинского святого - мученика Або Тбилисского, пострадавшего 6 (ст. ст.) января 786 г. в г. Тбилиси (Грузия). На примере приведенных гимнографических текстов автор пытается показать, что гимнографические тексты обладают самобытным богословием, в котором органично соединяются святоотеческое богословие, богословие Священного Писания, аскетическая мысль, агиология Церкви.
Статья

В историческом плане гимнографические памятники в большинстве случаев основываются на житийных памятниках. Однако, это еще не означает, что они всего лишь светят их отраженным светом[1]. Церковно-поэтические тексты обладают особым изменением во-первых в силу их литургического характера, во-вторых благодаря своей поэтической образной системе, которая в чем-то делает их сродной библейским текстам и приобщает их к библейскому богословию.

Генетическая зависимость гимнографических текстов от Священного Писания несомненна, однако она не делает их бледными копиями скриптурных текстов. Церковно-поэтические тексты обладают самобытным богословием, в котором органично соединяются патристическое (или святоотеческое) богословие, богословие Священного Писания, аскетическая мысль, агиология Церкви.

Одним из доказательств этому является служба св. мученику Або – одному из первых грузинских святых, которому была составлена служба на грузинском языке.

Або Тбилисский (Тбилели) - мученик, пострадавший на Богоявление (6 января) 786 года[2]. По происхождению - араб, мусульманин, жил в Багдаде и был мастером по изготовлению благовонных масел. В 775 году из Багдада в Тбилиси возвращался грузинский правитель Нерсе, оклеветанный в измене и проведший в Багдаде три года в темнице, но затем освобожденный. В его свиту попал Або. В Грузии он изучил грузинский язык, познакомился с христианским учением, которое овладело его душой. Он стал посещать богослужения, вести аскетический образ жизни и искал возможность принять крещение в уединенном месте из-за страха расправы со стороны арабов мусульман[3]. Такая возможность ему представилась, когда в 781 году его покровитель Нерсе бежал в Хазарию, страшась репрессий со стороны багдадского халифа. Вместе с ним покинул Тбилиси и Або и принял крещение в Хазарии[4]. Через некоторое время Або Тбилисский оказался в Абхазии, на родине Нерсе. Поразившись благочестию жителей жителей абхазского царства, Або наложил на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. По возвращении в Тбилиси в 782 году, св. Або, победив страх, открыто проповедывал веру Христову своим соплеменникам. Целых три года его никто не трогал, пока в 785 году новый эмир не приказал заключить его в темницу. По просьбе эристава Стефана, племянника Нерсе, он был отпущен, но по настоянию неких доносчиков, исполненных злобы схвачен вновь. Приведя святого на суд, состоявшийся 27 декабря, на память мученика Стефана, эмир попытался ласковыми словами, обещанием богатств и почестей отвести святого от веры Христовой . Однако, святой отверг это искушение со словами из Деяний: «Золото и серебро да будут тебе в погибель . Почестей от людей я не ищу, ибо я имею дар Христов – неувядаемый венец спасения и вечную славу на небесах»[5]. После этого на Або были наложены оковы и он брошен в темницу. В темнице он на свои средства кормил голодных заключенных и пребывало в молитве и посте. Доносчики приходили к нему и пытались отвратить от веры, но он их не слушал. Ночь на Богоявление он провел в непрестанной молитве, читая псалмы, покуда в руках у него горели свечи. Когда его привели на повторный суд, он вторично исповедал себя христианином, несмотря на повторные уговоры судьи и был присужден к обезглавливанию. Он сам снял одежды и приклонил главу под меч с молитвой: «Благодарю и прославляю Тебя, Господи, Пресвятая Троице, что удостоил меня мученичества». После трех ударов тупой стороной меча (с целью вызвать его испуг и отречение) ему отсекли голову. По усиленным просьбам доносчиков тело св. Або было сожжено за городом, возле моста через р. Куру, а оставшиеся кости были брошены в реку[6].

Вскоре после его мученической смерти Иоанэ Сабанисдзе[7], свидетель мученичества, написал его житие – «Мученичество Або» (Цамеба Абоиса)[8], получив на это благословение католикоса Карталинии Самуила. . Житие Або связано с похвальным словом свят Василия Великого Севастийским мученикам, а также «Мученичеству Стефана Первомученика». На него также оказали влияние «Мученичество Евстафия Мцхетского» и «Мученичество Шушаник». В учении об именах Божиих заметны заимствования из Ареопагитик. Автор Жития Або был не только глубоко образованным человеком, но и подлинным патриотом Грузии: в Житии проводится мысль о возрождении христианской Грузии и ее освобождении от мусульманского ига, а мученический подвиг святого Або, араба по происхождению представляется укором и назиданием грузинам, которые «держат христианскую веру уже пятьсот лет» и тем не менее некоторые из них отрекаются от нее.

Не позднее 820 года была написана древнейшая служба св. Або, дошедшая в древнейшем сборнике грузинских песнопений - Древнем Иадгари, или Иадгари первой редакции[9].

В составе службы находятся четыре стихиры на «Господи воззвах» (Пс. 140-141, Пс. 129, Пс. 116), которые пелись на 4 глас, двупеснец (строфы на библейских песнях Трех отроков и Богородицы), четыре стихиры на «Хвалите» (Пс. 148-150), певшиеся на 1 побочный (пятый глас) и тропарь на умовение рук (2 глас). Первая стихира на «Господи, воззвах», имеет начало «О преславное чудо» (Эи дидебули саквирвели), что соответствует известному подобну – стихиры на «Хвалитех» Воздвижения – О преславнаго чудесе (Ω τοῦ παραδόξου θαύματος). Три стихиры на «Господи, воззвах начинаются на «Тогда» (машин), но все они имеют общи припев:

Приидите, верные,

прославим память его

и воспоем,

Ибо достойно увенчан он.

Среди гимнографических конструкций службы особенно примечательна конструкция двупеснца: день мученичества св. Або приходился на Богоявление, 6 января и только в силу величия праздника Крещения Господня память Або переносилась на следующий день. Поскольку вплоть до октавы Богоявления (восьмого дня после праздника) в Иадгари находились неполные каноны древнейшего типа – двупеснцы, то и неполный канон, посвященный св. Або, также был написан по этому образцу. Более того, двупеснец, посвященный св. Або, содержит целый ряд стилистических и смысловых параллелей с прочими богоявленскими двупеснцами. Приведем хотя бы строфу на «Величит» (т.е. – на песне Богородицы), третий тропарь:

В праздник прекрасный

Крещения Спасителя

Во второе рождение

великого мученика Або

Возрадовались реки

И возликовали потоки.

Ибо благоволил Господь на водах

Тогда исцелил Он немощи человеческие

И радостью исполнил верных,

И ныне испрашивает душам нашим

Великую милость[10].

 

Cлужба основывается на житии Иоанна, однако в ряде деталей отличается от него.

Гимнографические тексты с одной стороны, соответствуют житийному повествованию, с другой достаточно часто расходятся с ним.

Так, в стихирах на «Господи воззвах» отчасти отражается апостольский подвиг св. Або:

О преславное чудо святаго

И мужественного Христова Або,

когда был он пред судьями исмаильтянскими,

ревностью исполнился он святаго апостола Павла.

Ибо свыше воспринято имя его

всеми концами мира[11].

 

По свидетельству жития, в течение целых трех лет св. Або открыто исповедывал Христа в Тбилиси и его окрестностях среди мусульман, несмотря на угрозу гибели. Сравнение с апостолом Павлом не случайно: Або – в прошлом мусульманин, подобно тому как апостол Павел был «неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Галат.1, 14). И в том, и в другом случае раскаявшийся новообращенный проповедует среди своих бывших единоверцев, от которых он принимает либо смерть, как св. Або, либо гонения, как св. ап. Павел. Параллель с апостолом Павлом напрашивается еще и потому, что св. Або был казнен по приговору того же самого тбилисского судьи, который отпустил было его на свободу, подобно тому как Апостол языков был вначале оправдан на суде кесаря Нерона, но затем был обезглавлен по его приказу.

В общих чертах служба соответствует житию и в рассказе о суде над св. Або.

Вот как повествуется о начале суда над св. Або в житии: Тогда пришли служители судьи и, схватив св. Або, представили на суд. Судья спросил его: « что это такое я слышу, Або? Говорят, что ты, будучи рожден в магометанстве, оставил правую веру и прельщен христианами? Образумься! Молись так, как научили тебя твои родители-мусульмане». Святой же Або, укрепляемый твердой верой во Христа, отвечал: Эмир, правду сказал ты: я действительно родился от магометан и воспитан своими родителями в законе мусульманском, но веру эту я исповедовал до того только времени, пока не знал христианского закона. Когда же Богу было благоугодно отделить меня от моих братьев и родных и ввести в царство Христа Иисуса, Сына Своего и Бога моего, тогда я оставил закон Магометов, выдуманный людьми, последовал Богу истинному и принял дарованную христианам веру в Пресвятую Троицу[12]».

Сравним эти слова со следующим местом из службы св. Або:

«Когда приказал тиран

Привести святого Або

И спросил его:

Почему это так, Або?

Чего ради ты оклеветан?

Священники, благословите

Даровавшего Ему силу,

Люди, превозносите Его во веки[13].

 

Однако, различия не менее интересны и важны, чем сходства. Во-первых, согласно житию, св. Або судит один эмир. Между тем, в стихирах и двупеснце говорится о судьях и старейшинах. См. первый тропарь на «Благословите»:

Когда собрались старейшины исмаильтянские на площади (на собрание) их

и помыслили они против святого мученика Христова Або[14].

Подобное разночтение имеет два объяснения. Во-первых, неизвестные клеветники могли быть переосмыслены в службе, как старейшины мусульман. Во-вторых, введение судий и старейшин несет христологический подтекст: подобно тому, как против Христа собрались старейшины израильского народа, сообразно пророчеству псалма «Князи людскии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» так против св. Або собираются старейшины исмаильтян

Следующее различие – речь Або на суде:

Когда разъярился гневом тиран,

и ярость лица его обратилась

на святого мученика Христова Або.

Тот еще сильнее восклицал и говорил:

Если и огнем и мучениями вы покончите со мною,

не отрекусь от Троицы Святой».

Приидите, верные,

прославим память его

и воспоем …

ибо достойно увенчан он[15].

В житийном тексте Або не говорит этих слов. Возможно, эти слова навеяны угрозами доносчиков и мучителей, которые, согласно житию, приходили к нему и говорили: «Кто избавит тебя от наших рук? Огонь и мучения уже готовы, и ты будешь предан им, если не обратишься в нашу веру[16]». Возможно, эти слова связаны с библейским текстом, конкретно – с 3 главой книги пророка Даниила (см. ниже). Однако, не исключена и возможность того, что служба отражает недошедшее до нас предание о том, что перед смертью св. Або был подвергнут пытками огнем. Косвенным подтверждением подобного предположения являются слова из тропаря на умовение рук:

И презрел он огонь и мучения

ради имени Христова[17].

 

Гораздо более серьезное различие содержится между житийным текстом и первым тропарем на «Величит»:

Днесь возопил Або

посреди множества язычников.

Как возьмут у меня жизнь человеческую

и как отсечена будет голова Або?

Но множество агарян возопило к Або:

Прими закон наш,

И будешь превыше всех.

 

Этих и подобных слов в житийном тексте нет. Окончание этого тропаря отчасти напоминает слова судьи: «Если ты последовал христианам из-за того, что ты беден, я дам тебе больше сокровищ и больше почестей, чем могут дать они». И вот тогда-то св. Або отвечает своей бессмертными словами, приведенными выше. Согласно житию, св. Або изначально отвергает любую возможность для спасения и нисколько не жалеет себя. Когда ему предлагают остаться в единоверной Абхазии, говоря, что мусульмане не оставят его в покое, поскольку он был одним из них он отказывается: «Не оставляйте меня здесь, ибо что за радость мне быть там, где нет опасности умереть за Иисуса Христа?[18]».

При угрозе ареста, вызванной доносчиками, ему предлагают бежать. Он отказывается.

В осмыслении данного тропаря перед нами открываются две возможности: либо перед нами сугубо поэтический прием, призванный подчеркнуть ужас страданий и смерти, либо житийная традиция донесла до нас далеко не все сведения о страдании св. Або и он мог испытывать и ужас смерти, известные колебания (хотя и не связанные с сомнением в вере) и понятным человеческим желанием спастись. Первая возможность не исключена. Однако, известным топосом является непреклонность мученика пред лицом смерти

Cоответствует житийному тексту и рассказ о казни, и сожжении тела Або:

Когда вооружились беззаконники сии

на битву против святого мученика Христова Або,

тогда он с радостью приклонил

под меч шею свою,

ибо возжелал пришествия Господа своего[19].

 

Когда Або был истреблен тираном

и тело его было сожжено огнем,

то вознесен он был

Ангелами Божиими

ко Господу.

видел он Его и сказал Он ему:

«Радуйся, Або,

ибо не смутил тебя острый меч,

ни казни,

ни множество агарян.

Сего ради и удостоился войти

в царствие небесное

и жизни вечной[20].

 

Упоминается в богослужебных текстах и о распылении пепла сожженного тела Або:

И гробом его стала вода,

И ныне испрашивает

дшам нашим

великую милость[21].

Эти слова являются переосмыслением замечания жития о том, что «волны Куры стали для костей святого одеждой, и глубина реки – гробом мученика, дабы нечестивая рука противников Христа не коснулась их»[22]

Что касается богословской стороны мученичества, то подчеркивается его универсальный характер, синтезирующий все иные виды святости. Во-первых, в образе св. Або можно увидеть архетип трех отроков в печи Вавилонской:

Когда разъярился гневом тиран

и ярость лица его обратилась

На святого мученика Христова Або.

Тот еще сильнее восклицал и говорил.

Если и огнем и мучениями вы покончите со мною,

Не отрекусь от Троицы Святой[23].

Как мы уже упоминали, в тексте жития в отношении св. Або нет угроз огнем, подобная кара угрожала в Вавилоне трем еврейским юношам – Анании, Азарии и Мисаилу, которые отказались поклониться золотому истукану и вызвали гнев вавилонского царя Навуходоносора. Таким образом, «тиран» (тбилисский эмир) уподобляется разгневанному вавилонскому «тирану» Навуходоносору, а св. Або – одному из трех отроков – таинников святой Троицы[24].

Во-вторых, в тексте службы особо подчеркивается то, что св. Або – преемник апостолов, в том числе – св. апостола Павла (см. выше) и не только потому, что он бесстрашно проповедовал Христа, ежедневно рискуя своей жизнью, но и потому, что повторяет их мученический подвиг. Особенно значимы следующие слова:

«Но да увижу Духа Святаго

сидящего одесную Отца».

«Они связаны с воспоминанием о св. первомученике архидиаконе Стефане, точнее – с его речью перед синедрионом: «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями». (Деян. 7, 54-58). Для иерусалимской традиции почитание св. мученика Стефана было весьма значимым и в значительной степени связано с обретением его мощей в 415 году[25] и его образ, как невинного страдальца, проповедовавшего среди своих соплеменников и пострадавшего от них актуален, особенно в случае св. Або, араба, казненного своими соотечественниками после проповеди среди них. Эта актуальность усиливается и тем, что первый суд над Або состоялся 27 декабря, в день памяти св. Муч. Стефана. Здесь следует также отметить весьма архаичную черту – смешение Сына Божия со Святым Духом, что характерно для некоторых доникейских памятников, в частности – «Пастыря» Ерма[26]. Каким образом автор службы познакомился с данной концепцией – дело дальнейших исследований.

Само по себе мученичество обладает миссионерским значением, отчасти и поэтому св. Або сравнивается с апостолами. Его страдание помещается в рождественский контекст[27], ибо он проповедует Христа «как светило», уподобляясь тем самым рождественской звезде. Этот образ с одной стороны, основан на житии, ибо «над тем местом, где сожгли тело мученика Христова», появилась звезда, сияющая как лампада. Она стояла в воздухе до трех часов ночи и дольше. В первую ночь звезда эта издавала свет, походящий на блистание молнии и освещала собою Тбилиси». С другой стороны, проповедь св. Або носит более общий и христологический характер, поэтому сравнение с рождественской звездой - правомерно, в особенности учитывая связи Рождества и Богоявления (см. выше)-

С другой стороны, его мученичество - второе крещение:

В праздник прекрасный

Крещения Спасителя,

во второе рождение

великого мученика Або

Возрадовались реки

И возликовали потоки.

ибо благоволил Господь на водах,

Тогда исцелил Он немощи человеческие

И радостью исполнил верных,

И ныне испрашивает душам нашим

Великую милость[28].

Следует вспомнить, что в раннехристианском богословии мученичество зачастую осмыслялось как крещение кровью[29]. Параллель между Богоявленским празднеством и мученичеством заложено в самом житии: «В сей день Господь вошел в иорданские струи для крещения и сокрушил главы змиев в глубине вод Своим Божеством. Подобает и мне в день сей совлечься тела моего, служащего одеждой душе моей и войти в глубину вод в этом городе и креститься кровию моею»[30].

Мученичество осмысляется также как второе рождение (меори шоба). Сам по себе термин «рождение» применительно к мученичеству не является новым: впервые он встречается в памятнике II века – мученичестве Поликарпа[31]. Однако, значим термин «второе рождение». В Иадгари это сочетание устойчиво связано с крещением, которого сподобляет верных вышняя духовная кафолическая Церковь:

Ибо сподобила

второго рождения

Духа Святаго

вышняя кафолическая Церковь[32].

В то же время мученичество св. Або – аскетический подвиг:

Облекся в одежду преподобных отцов

Возлюбленный Христов Або[33].

Это не случайно: если христианское сознание осмысляло монашество, как бескровное мученичество, то возможно и обратное переосмысление: мученичество как подвижничество. Эту аналогию провести тем легче, что для самого апостола Павла мученичество – подвиг: «Подвигом добрым я подвизался, течение (т.е. бег) я окончил, веру соблюл. А теперь готовится мне венец правды». (2 Тим. 4, 7-8). Однако, в этом сравнении есть и известные биографические черты, напомним, что Або подвизался в посте и молитве еще до крещения, а в Абхазии наложил на себя трехмесячное молчание и пост.

Для службы характерен своеобразный «тираноборческий» пафос: судья Або называется тираном (мдзлаври) термин, соответствующий греческому tuvranno". Характерно, что так называется не только мучитель, но и незаконный правитель.

Можно привести множество аналогий: в житиях мучеников начала IV в. так называли Диоклетиана, Галерия, Максимина. В «Мученичестве св. Конона» так называется правитель города Наодор, беспощадно мучивший святого[34].Наконец, в гимне Ефрема Сирина «Семь сынов Самоны» так называется царь Антиох Епифан[35].

Возникает вопрос: признает ли Або законность того, что над ним совершается? При внимательном рассмотрении текста следует ответить отрицательно, так как Або не приемлет мусульманский закон (рджули), который соответствует арабскому понятию «дин», включающему в себя религию:

Но множество агарян возопило к Або:

«Прими закон наш,

И будешь превыше всех».

Но Або возопил и изрек:

«Не приму я от вас взятки,

ни золота, ни карбункулов,

ни стремлюсь я к этой временной жизни[36].

но да увижу Духа Святаго.

В тропаре на умовении рук прямо говорится, что Або «презрел порядок агарянский» (шеурацкхо ганцкхобибелбаи иги Агарентаи).

Примечательно, что в исповедании св. Або особенно подчеркиваются триадологические и христологические моменты. Або не желает «отрекаться от Троицы Святой» и от Сына Божия.

Когда предстал он пред тираном сим агарянским,

То исполнился ненависти к нему и сказал.

Как я отрекусь от Христа,

когда он Сын Божий,

и не отрекусь от Троицы Святой.

Здесь наиболее четко выстроены принципиальные вопросы, которые разделяли ислам и христианство. Стоит вспомнить хотя бы слова Мухаммеда в Коране: «Да будут осуждены те, кто придумывает Богу соучастников». Но с другой стороны, здесь присутствуют и житийные аллюзии, ибо в житии св. Або говорит: «Я оставил закон Магомета, выдуманный людьми, последовал Богу Истинному и принял дарованную христианам веру в Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Я крещен и поклоняюсь Христу, ибо Он есть истинный Бог»[37].

Особо значимо богословие мученичества как жертвы:

Страдания ты претерпел

От исмаильтян Або

И от искусителей избавился,

И в жертву принес плоть свою.

Особо подчеркивается кровавый аспект жертвы:

Днесь возопил Або

посреди множества язычников.

Как возьмут у меня жизнь человеческую

И как отсечена будет голова Або?

Как направится на нее меч,

Будто на спелый плод?

Как истечет сердце кровию,

подобно как у жертвы?

Избави меня, Господи, от агарян.

Не исключено, что этот образ мог быть навеян как мусульманским жертвоприношением (курбан), так и локальным грузинским христианским обычаем приносить в жертву животное[38].

Богословие мученичества как жертвоприношения развивается при сравнении смерти Або с жертвой благоприятной, кадилом и миром многоценным:

И как жертва благая,

И кадило приятное,

И как миро драгоценное,

Кровью принеслся,[39]

Возможно, сравнение с миром многоценным (груз. нелсацхебели патиосани) связано с ремеслом мировара, которым занимался св. Або.

Мученичество осмысляется как явление эсхатологическое, непосредственно связанное со Вторым пришествием, ибо Або

…возжелал пришествия Господа своего,

И предварил пришествие Царствия его[40].

Четверо палачей, приводящих его на казнь, уподобляются апокалиптической колеснице Иезекииля (Иез. 1), которую несли четыре животных:

Четверицею был приведен,

Как на колеснице,

На место жертвоприношения[41].

После казни Або возносится ангелами на небеса и встречает Христа:

Когда Або был истреблен тираном

и тело его было сожжено огнем,

то вознесен он был

Ангелами Божиими

ко Господу.

Видел он Его и сказал Он ему:

«Радуйся, Або,

ибо не смутил тебя острый меч,

ни казни,

ни множество агарян.

Сего ради и удостоился войти

в царствие небесное

и жизни вечной[42].

 

Подведем итоги.

  1. Как и житие, служба св. Або, представляет собой раннее свидетельство о его житии и сторадании. Служба во многом зависит от жития, однако, в некоторых моментах значительно отличается от него.
  2. В службе, как и в житии заметны тираноборческие мотивы.
  3. В богословии мученичества заметен универсальный характер мученического подвига: мученик уподобляется апостолам, пророкам, преподобным мужам. Особенно заметно влияние образа св. первомученика диакона Стефана и традиции, связанной с ним.
  4. Мученичество осмысляется как «второе рождение», крещение кровью, жертва благая, предварение Второго пришествия и встреча со Христом.

 

Приложение.

Служба святому Або Тбилисскому (Иадгари. С. 57-59).

Стихиры на «Господи воззвах». Глас 4.

О преславное чудо святаго

и мужественного Христова Або.

Когда был он пред судьями исмаильтянскими,

ревностью исполнился он святаго апостола Павла.

Ибо свыше воспринято имя его

всеми концами мира.

Приидите, верные,

прославим память его

и воспоем,

Ибо достойно увенчан он

 

Когда предстал он пред тираном сим агарянским,

то исполнился ненависти к нему и сказал:

Как я отрекусь от Христа,

когда он Сын Божий,

и не отрекусь от Троицы Святой.

Приидите, верные,

прославим память его

и воспоем,

ибо достойно увенчан он

 

Когда разъярился гневом тиран,

и ярость лица его обратилась

на святого мученика Христова Або,

тот еще сильнее восклицал и говорил:

«Если и огнем и мучениями[43]

вы покончите со мною,

не отрекусь от Троицы Святой.

Приидите, верные,

прославим память его

и воспоем,

ибо достойно увенчан он

 

Когда вооружились беззаконники сии

на битву против святого мученика Христова Або,

тогда он с радостью приклонил

под меч шею свою,

ибо возжелал пришествия Господа своего,

и предварил пришествие Царствия его.

Приидите, верные,

прославим память его

и воспоем,

ибо достойно увенчан он

 

 

На «Благословите».

Тогда собрались старейшины исмаильтянские

на площади (на собрание) их,

и помыслили они против святого

мученика Христова Або.

Священники благословите

Укрепившего его,

Люди, превозносите Его во веки.

 

Тогда приказал тиран

привести святого Або

И спросил его:

«Почему это так, Або?

Чего ради ты оклеветан?»

Священники, благословите

Даровавшего Ему силу,

люди, превозносите Его во веки.

 

Отвечал святой мученик Господень Або

и рек ему:

Родители мои – исмаильтяне.

Я же – служитель истинного Бога.

Священники благословите

Укрепившего его,

люди, превозносите Его во веки.

 

Тогда разъярился мучитель из-за этого,

и гнев лица его обратился против святого

и мужественного Христова Або.

Священники благословите

Укрепившего его

Люди, превозносите Его во веки.

 

На «Величит». Глас 4 побочный (т.е. 8)

Днесь возопил Або

посреди множества язычников:

Как возьмут у меня жизнь человеческую,

и как отсечена будет голова Або?

Как направится на нее меч,

будто на спелый плод?

Как истечет сердце кровию,

подобно как у жертвы?

Избави меня, Господи, от агарян.

Но множество агарян возопило к Або:

«Прими закон наш,

и будешь превыше всех».

 

Но Або возопил и изрек:

«Не приму я от вас взятки,

ни золота, ни карбункулов,

не стремлюсь я к этой временной жизни.

Но да увижу Духа Святаго

сидящего одесную Отца,

Ибо слова его сладостны

паче меда сотового.

Но как Он изволил,

язычники, посвятитесь,

ибо никто не приял (из вас)

Духа Святаго.

 

Когда Або был истреблен тираном,

и тело его было сожжено огнем,

то вознесен он был

Ангелами Божиими

ко Господу.

Видел он Его и сказал Он ему:

«Радуйся, Або,

ибо не смутил тебя острый меч,

ни казни,

ни множество агарян.

Сего ради и удостоился войти

в царствие небесное

и жизнь вечную.

 

Стихира на «Хвалите». Глас 1 побочный (т.е – 5)

Страдания ты претерпел

от исмаильтян, Або,

и от искусителей избавился,

и в жертву принес плоть свою,

и Христа проповедал.

Как светило небесное,

и как подвижник за весь мир подвизался,

и смерть презрел,

и печаль о мире оставил,

и о Едином ты благоволил.

И ныне молись о душах наших,

Даровать им великую милость.

 

Возлюбил (или возжелал) пришествие Господа Своего

блаженный мученик Христов Або,

стал пред мучителем своим

и видел острый меч поднятый,

и не устрашился от страха его,

но совлек одежду свою,

и преклонил под острие главу свою.

И ныне испрашивает душам нашим

Великую милость.

 

Облекся в одежду преподобных отцов

возлюбленный Христов Або.

Четверицею был приведен,

как на колеснице,

на место жертвоприношения.

И как жертва благая,

и кадило приятное,

и как миро драгоценное,

кровью принеслся,

и гробом его стала вода.

И ныне испрашивает

душам нашим

великую милость.

 

В праздник прекрасный

Крещения Спасителя

во второе рождение

великого мученика Або

возрадовались реки,

и возликовали потоки.

Ибо благоволил Господь на водах.

Тогда исцелил Он немощи человеческие

и радостью исполнил верных.

И ныне испрашивает душам нашим

великую милость.

 

На умовение рук. Глас 2.

Придите, верные христиане,

сотворим память святого Або,

который презрел порядок агарянский

и презрел огонь и меч

ради имени Христова.

Воспринял он венец нетленный со святыми.



[1]О историческом значении гимнографических памятников см. в частности Τομαδάκης Κ. Βυζαντινὴ ὑμνογραφία καὶ ποίσις. - Θησσαλονίκη. 1965, Μιτσάκης Κ. Βυζαντινὴ ὑμνογραφία. - Αθῆναι, 1986.

[2] Сведения о нем и полную библиографию о нем и его житии см. Никитин В.А., Крашенинникова Н.Н. Або Тбилисский .// Православная энциклопедия. Т.1. М., 2000. С. 45-46.

[3] Кекелидзе КС. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1956 С. 31-33.

[4] Там же. С. 34.

[5] Сабинин М.  Иверский патерик.  М., 2005С. 232.

[6] Позднее на этом месте был выстроен Метехский храм при царе Димитрии I Самопожертвователе в 1278-79 г.

[7] О нем см.  Исследования -  Джавахишвили И. Иоанэ дзэ Сабаниси // Тхзулэбани. Тбилиси, 1977. Т. 8. С. 76-86

[8]Новейшая научная публикация текста см. Дзвели Картули агиограпиули литературис дзеглеби (Памятники  древней грузинской агиографической литературы – на грузинском языке) Тбилиси, 1963. С. 41-86.. Исследования – Кекелидзе К. Або Тбилелис Мартвилоба (Мученичество Або Тбилисского) // Дзвели Картули литературис история (История древнегрузинской литературы). Тбилиси, 1980. Т.1. С. 12

[9] Издание – Удзвели Иадгари (Древнейший Иадгари).  Тбилиси, 1980 (далее – Иадгари..)О нем см. Хевсуриани Л. Структура древнейшего тропология. Диссертация на степень кандидата фил. Наук. Тбилиси, 1984.

[10] Четвертая стихира на «Хвалитех». Иадгари…  С. 59. Здесь и далее – перевод В.В. Василика.

[11]Первая стихира на «Господи воззвах». Там же. С. 57.

[12] Сабинин. Иверский патерик. С. 232.

[13] Второй тропарь на «Благословите».Иадгари. С. 58.

[14]Там же.

[15] Третья стихира на «Господи, воззвах». Иадгари. С. 57.

[16] Сабинин. Иверский патерик.. С. 233.

[17] Иадгари. С. 59.

[18] Сабинин. Иверский патерик. С. 231-232.

[19] Четвертая стихира на «Господи, воззвах». Иадгари. С. 58

[20] Четвертый тропарь на «Величит». Там же

[21] Третий тропарь на «Хвалите». Иадгари. С. 59.

[22] М. Сабинин. Иверский патерик. С. 238.

[23]Третья стихира на «Господи, воззвах».  Иадгари. С. 57.

[24]О песне Отроков, ее богословии и значении см. в частности  Василик В.В. Происхождение канона.  История. Богословие. Поэтика. СПБ 2006. 

[25] Van Esbroek M. Jean II de Jerusalem et les cultes de S. Etienne, de la Sainte Sion et de la Croix // Analecta Bollandiana. 1984.  T. 102.

[26] Например: «Сын есть Дух Святой». Подобия V, 2. Об этом смешении и особенностях некоторых маргинальных раннехристианских триадологических учений  см.  в частности  Margerie  B. La Trinité chretienne dans l’histoire. Paris, 99-100. Сидоров А.И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. М., 1996. С. 122-123.

[27] Стоит вспомнить, что первоначально Рождество и Крещение праздновались одновременно 6 января, в день страдания св. Або.

[28] Четвертая стихира на «Хвалите». Иадгари. С. 59.

[29] Начиная с мартирия Перпетуи и Фелицитаты, когда толпа кричит раненому христианину, истекающему кровью: «Счастливое омовение, счастливое омовение» (Saluum lotum! saluum lotum!). Passio Perpetuae et Felicitatis. Sect. 21. См. The Acts of the Christian Martyrs, ed. H. Musurillo. Oxford 1972. P. 130. (Далее – The Acts of the Christian Martyrs).

[30] Сабинин Иверский патерик.  С. 234.

[31] æj dunatÕn ¹m‹n sunagomšnoij ἐn ¢galli£sei kaˆ car´ paršxei Ð kÚrioj ἐpitele‹n t¾n toà martur…ou aÙtoà ¹mšran genšqlion e‡j te t¾n tîn prohqlhkÒtwn mn»mhn kaˆ tîn mellÒntwn ¥skhs…n te kaˆ ˜toimas…an
И дарует Господь,  насколько нам возможно, собирающимся в радости и весельи совершать  день рождения мученика  для памяти пострадавших прежде и для упражнения и приготовления будущих мучеников.Martyrium Polycarpi. Cap. 19. Sect. 1. The Acts of the Christian Martyrs… P. 3.

[32] Третий тропарь на «Величит» двупеснца на память царя Давида и апостола Иакова. 26 декабря. Иадгари. С. 22. См. об этом также Василик В.В. Происхождение канона. История. Богословие. Поэтика. СПБ 2006. С. 264-265.

[33]Третья стихира на «Хвалите» службы св. Або. Иадгари. С. 59

[34] См. The Acts of the Christian Martyrs. P. 186-192

[35] Cм. Аверинцев С.С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М. 1988. С. 170-171.

[36] Второй и третий тропарь на «Благословите». Иадгари. С. 58.

[37] Сабинин. Иверский патерик. С. 232.

[38] О последованиях, связанных с жертвоприношениями животных в христианском мире см. весьма дискуссионную статью Лурье В.М.Из Иерусалима в Аксум через храм Соломона: архаичные предания о Сионе и Ковчеге Завет в составе Кебра Негест и их трансляция через Константинополь // Христианский Восток. Т.2 (VIII). СПБ., М., 2001. С. 202-206.

[39] Третья стихира на «Хвалите». Иадгари. С. 59.

[40] Четвертая стихира на «Господи, воззвах».Там же. С. 58.

[41] Третья стихира на «Хвалите». Там же. С. 59

[42] Четвертый тропарь на «Благословите». Там же С. 58.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9