[Рец. на:] Статью И.Ю. Федотовой. Деятельность уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по открытию церквей в Молотовской области (1940-е – начало 1950-х годов) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 23 (161). История. Вып. 33. С. 67 – 71
Статья И.Ю. Федотовой посвящена роли уполномоченного Совета по делам РПЦ в реализации постановлений и распоряжений государства относительно деятельности Русской Церкви. Рецензент отзывается о положительных и отрицательных сторонах исследования.
Статья

Статья исследовательницы И.Ю. Федотовой представляет интерес для всех интересующихся деятельностью Совета по делам Русской Православной Церкви и посвящена роли уполномоченного в реализации постановлений Правительства и распоряжений Совета по делам РПЦ. Исследовательница рассматривает работу уполномоченного Совета по Молотовской области (ныне Пермский край), дает ей оценку и описывает основные особенности работы.

Для того чтобы в достаточной мере понять курс и политику Советского правительства в отношении Русской Православной Церкви, осуществляемую через Совет, нужно отчетливо представлять, какая роль выделялась уполномоченному в этой политике.

Автор статьи дает ссылку на инструкцию уполномоченным, принятую в начале февраля 1944 года, далее раскрывает основные пункты инструкции, подчеркивая очень важный момент в работе уполномоченных до 1947 года как «учет патриотической деятельности Церкви». После 1947 года, правительство заменило добровольные взносы на патриотическую деятельность на покупку обязательных государственных займов.

С утверждением о том, что на должность уполномоченного «назначались люди, имеющие большой стаж работы в партийных или советских структурах, органах государственной безопасности»[i], можно поспорить. Скорее Совет ставил перед собой такие задачи, но не всегда удавалось найти подходящего советского чиновника, желающего работать на столь «неблагодарном» участке работы, как взаимодействие с Церковью.

Как замечает историк И.Ю. Федотова, уполномоченный по Молотовской области П.С. Горбунов, как и преобладающее большинство иных уполномоченных, крайне осторожно относился к ходатайствам об открытии церквей и регистрации приходов. Под различными благовидными предлогами верующим оказывали в открытии церквей, количество обращений с просьбами об открытии храмов с каждым годом все уменьшалось.

Хотя Совет регулярными циркулярами напоминал уполномоченным, что вмешиваться во внутренние дела Церкви не следует, чаще апеллируя к законодательной базе, последнее слово всегда оставалась за уполномоченным. Ему было позволено регистрировать храмы и духовенство или отказывать в регистрации и тем самым оставлять народ без богослужения и удовлетворения своих религиозных потребностей, а соответственно, и свободы вероисповеданий, которое было гарантировано советскими законами.

Кроме того, на уполномоченного возлагалась ответственность следить за соблюдением законодательства в области религиозных культов, которое могло нарушаться со стороны местных органов власти. Нарушения не всегда были связаны с ущемлением прав верующих и духовенства, иногда, хотя и значительно реже, местные власти решались на незаконные действия, по сути запрещенные законом (например проведение крестных ходов или молебнов вне стен храма).

Автор статьи делает вывод, что уполномоченные Совета были чиновниками, которые работали и взаимодействовали одновременно в трех направлениях: руководство Совета, местные органы власти, местные церковные органы власти (архиерей, высшее церковное духовенство).

Статья снабжена хорошим историографическим аппаратом и ссылками на архивные источники местного значения из фонда уполномоченного по Молотовской области.


[i] Федотова Н.Ю. Деятельность уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по открытию церквей в Молотовской области (1940-е – начало 1950-х годов) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. №. 23 (161). История. Вып. 33. С. 68.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9