Изучая деятельность Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР, невозможно обойти стороной вопрос взаимодействия сотрудников Совета с представителями иностранных государств. Особенно это важно при изучении первых лет работы Совета. В зарубежных кругах русской эмиграции, как и в представлении католиков, преобладало твердое убеждение, что Церковь в Советском Союзе подвергается жестоким гонениям, и, вопреки всем заявлениям высшего церковного руководства, эти гонения не прекратились после окончания войны, а стихли всего лишь на время.
В советской прессе, печатавшей все постановления правительства, имеется также распоряжение СНК об учреждении Совета по делам РПЦ. Советское правительство создало специальный орган для «помощи» Церкви и реагирования на все острые проблемы, возникающие в церковной среде. Некоторые иностранные корреспонденты, приезжавшие в Советский Союз и желавшие убедиться в том, что никаких гонений на Церковь не существует, а наоборот, приглашались для беседы с представителями Совета. Чаще всего корреспондентов принимал Г.Г. Карпов, как Председатель Совета, чем оказывал высокую честь гостю. Во время беседы могли присутствовать и другие члены Совета, например И.И. Иванов или Г.Т. Уткин.
Учитывая то, что идеологические вопросы стояли на первом месте в политике государства, Совет старался запросить вопросы предполагаемого интервью заранее. Хотя провокационных вопросов, как свидетельствуют архивные материалы, гости и не задавали. Видимость свободы вероисповедания была очевидна. Иностранцам показывали действующие православные церкви, где проходили богослужения, иногда, по предварительному согласованию с Советом, иностранных гостей мог принять Председатель Отдела внешних церковных сношений – митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Но, по-видимому, митрополит Николай не очень любил подобные приемы и чаще всего отказывался от встречи под благовидным предлогом. В Советском Союзе действовали духовные школы, функционировала Московская Патриархия – все это заставляло иностранных представителей, окруженных заботой и вниманием, поверить в полную свободу вероисповеданий, что имело отражение в публикациях иностранной прессы.
При организации Совета по делам Русской Православной Церкви в круг его обязанностей никак не входила организация приемов и сопровождение иностранных гостей, но позже в 1948 году в Совете был создан Иностранный отдел, который состоял из двух человек. В круг обязанностей этого отдела входило взаимодействие с Отделом внешних церковных сношений Московской Патриархии, прием иностранцев, согласование их пребывания в СССР, а также их передвижение. Также отдел занимался аналитической работой – отслеживал публикации по религиозных вопросам в иностранной прессе, при необходимости осуществлял переписку с Посольствами, оказывал помощь в оформлении въездных виз и документов для выезда за границу.
Интерес представляет материалы по приему инопредставителей и инокорреспондентов за 1948 год, так как к этому моменту образован уже Отдел внешних церковных сношений (4 апреля 1946 год), а также Иностранный отдел Совета по делам Русской Православной Церкви. Дело хранится в государственном архиве РФ, в фонде Совета по делам религий при Совете Министров СССР. Дело небольшое, содержит незначительное количество архивных материалов, но все же имеет значение для исследования деятельности Совета по делам Русской Православной Церкви.
30 июля 1948 года Г.Г. Карповым и членом Совета Г.Т. Уткиным был принят президент Дома Австралийско-Советской дружбы Роджерс из города Мельбурн вместе с сотрудником Всесоюзного общества по культурной связи с заграницей (ВОКС) Ворониным, который переводил встречу.
Роджерс рассказал о том, что он коммунист, выразил удовлетворение тем обстоятельством, что правительство поддерживает деятельность Дома Австралийско-Советской дружбы. Свой интерес к Русской Православной Церкви Роджерс объяснил тем, что духовенство Австралии состоит членами Дома. Также, по его мнению, положение дел Русской Православной Церкви в СССР было бы небезынтересно в Австралии.
Далее иностранный гость задал вопросы следующего содержания:
- О положении Русской Православной Церкви в СССР и её отношениях с государством;
- О Совете по делам РПЦ;
- О прошедшем в Москве совещании глав Автокефальных Православных Церквей.
Председатель Совета Г.Г. Карпов дал все необходимые разъяснения по заданным вопросам, также при ответе на последний вопрос была дана ссылка на центральные советские газеты, которые публиковали информацию о проходившем в Москве совещании глав Автокефальных Православных Церквей.
Судя по всему, беседа велась в духе понимания и взаимоуважения, по ходу беседы со стороны Роджерса было несколько уточняющих и дополнительных вопросов.
«На мой вопрос, – что известно о Русской Православной Церкви в Австралии, - Роджерс ответил, что ранее говорили и писали в Австралии, что Церковь, духовенство и верующие притесняются властью, но сейчас уже иное представление о Церкви и её отношении с государством, хотя реакционная и, главным образом, католическая пресса, как в отношении Церкви, так и в отношении Советского Союза продолжает писать много клеветнических измышлений. Роджерс заявил, что он, как президент Дома Австралийско-Советской дружбы, сделает все от него возможное в части более правильного освещения положения религии и церкви в СССР.
Роджерс сказал, что 12 июля он был на торжественной литургии в Елоховском Богоявленском Патриаршем соборе.
Роджерс был ознакомлен с несколькими альбомами, изданными Московской Патриархией, а затем были ему вручены книги «Правда религии в России», книга митрополита Николая (Ярушевича), книга Патриарха Алексия (Симанского), 5 номеров журнала Московской патриархии за 1948 год, церковный календарь за 1948 год и «Сборник патриотических Церковных документов».
Беседа продолжалась в течение полутора часов»[i].
Как становится ясно из рассмотрения данного документа, приемы иностранных корреспондентов Советом также согласовывались и заранее планировались, а после приема Председателем Совета Г.Г. Карповым писалась докладная записка.
Иногда Совет посещали целые делегации, а не отдельные иностранные представители. Среди иностранцев, принимаемых в Совете, встречались люди разного социального происхождения, образования, атеисты и небезразличные к вере люди. В основном Советом принимались представители Западного мира. По-прежнему острой была необходимость развеять миф о гонениях на Церковь. Любопытна записка Карпова о приеме американских протестантов, состоящих в профсоюзе деятелей портовых грузчиков США. Справка имеет гриф «Секретно».
23 января 1948 года по просьбе Председателя Президиума ВЦСПС Кузнецова и по разрешению Секретаря ЦК ВКП(б) М.А. Суслова была принята делегация профсоюзных деятелей портовых грузчиков США в составе: Жулиан Папууноа, Дональд Браун, Герман Стювеляр, Иован Зубер. Их сопровождал член Президиума ВЦСПС Казаков, ещё один сотрудник и переводчица ВЦСПС. На приеме также присутствовал заместитель Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви С.К. Белышев. Прием продолжался чуть более часа. Разговор велся сторонами на их родном языке через переводчика.
Делегация задавала вопросы:
- О функциях Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР;
- О положении Русской Православной Церкви в Советском Союзе;
- Интересовалась, какое отношение имеет Патриарх Алексий и Совет к другим Православным Церквам, например к Болгарской и Сербской.
На эти вопросы Г.Г. Карповым были даны исчерпывающие и отнюдь не оригинальные ответы.
В ответах Г.Г. Карпова можно усмотреть следующую схему повествования. Например, ответ на вопрос о функциях Совета Председатель начал с краткой исторической справки о возникновении Совета, а также о целях, перед ним поставленных. Коснулся Г. Карпов и Положения о деятельности Совета, о задачах, стоящих перед ним. Были даны объяснения относительно того, как понимать отделение Церкви от государства. Также был задан уточняющий вопрос о правах Церкви как юридического лица и любого гражданина, желающего быть ее членом. Поднимались вопросы, свободы совести и свобода вероисповеданий, на которые Г.Г. Карпов ответил лаконично, сославшись на Конституцию СССР (статья 124), которая велит всем быть равными перед законом в независимости от религиозной принадлежности.
Иностранных гостей во вторую очередь интересовало количество действующих монастырей и приходов в РПЦ, духовных учебных заведений. Был поднят вопрос о положении церквей Московской Патриархии в иных странах Запада, например в Соединенных Штатах Америки.
Последние из заданных вопросов носили богословский оттенок. У Г.Г. Карпова спрашивали о различии между Римско-Католической и Православной Церквями. Г.Карпов объяснил посетителям разницу между папизмом и автокефальностью Православных Церквей, которая является в Православии необходимым молитвенно-каноническим звеном между Православными Церквами всего мира.
Г.Г. Карпов пишет: «В ходе беседы со стороны отдельных делегатов были уточняющие вопросы и не обошлось без каверзных вопросов, например: отчисляет ли Церковь средства на промышленность СССР, сколько верующих в СССР православного вероисповедания, преподается ли Закон Божий в школах, как управляет Патриарх другими церквами, например Болгарской и Сербской. Имеет ли Совет контроль за другими Церквами, кроме Русской, и т.д.
Были даны ответы и на эти вопросы с соответствующими поправками, например, на счет контроля.
Делегация ознакомилась в Совете с некоторыми альбомами по Русской Православной Церкви и, затем, ей был вручен, согласно её желанию, один комплект книг: «Правда о религии в России», «Патриарх Сергий и его духовное наследие», «Митрополит Николай (речи, статьи, послания)», «Сборник патриотических документов Церкви».
После благодарности за беседу делегация прошла в Совет по делам религиозных культов к товарищу Полянскому»[ii].
Удивляет широта кругозора и осведомленность членов профсоюза портовых грузчиков США. Представляется очевидным, что протестанты США пришли на прием к Председателю Совета по делам РПЦ отлично подготовленными. Остается только поражаться настойчивости западных представителей пролетариата в отношении выяснения всех обстоятельств жизнедеятельности Русской Церкви. Также следует подчеркнуть, что Председатель Совета Г.Г. Карпов не был простым Советским бюрократом, исходя из его ответов. Судя по тому, что он говорит с гостями об автокефалии, каноническом управлении и о некоторых других вопросах экклезиологии, осведомленность его была не поверхностной.
Некоторые вопросы американской делегации могут показаться странными (о материальных отчислениях Церкви государству, о преподавании Закона Божия в школах). Это можно объяснить, основываясь на специфике взаимоотношений Церкви и общества, сложившейся в Соединенных Штатах Америки, а также особым американским либерализмом и иным, в том числе законодательным, положением Церкви.
Обращает на себя внимание высокий уровень принятия окончательного решения о приеме иностранного представителя (корреспондента) или делегации. Все прибывающие в СССР иностранцы подвергались контролю. Весь период их нахождения в Стране их постоянно сопровождали уполномоченные на то лица. Позже была выработана схема, согласно которой к конкретному человеку прикреплялся определенный сотрудник Совета по делам РПЦ или Отдела внешних церковных сношений, который все время находился рядом. Таким образом, члены делегаций и иные иностранные гости находились под постоянным контролем.
Приведу последний документ, содержащийся в деле за 1948 год. Документ интересен тем, что прием финского писателя Линденберга осуществлялся не в Совете, а в Отделе внешних церковных сношений, который тогда располагался в здании Московской Патриархии в Чистом переулке в Москве.
Разрешение на эту встречу было получено от Заместителя Министра Иностранных дел СССР В.А. Зорина. Запрос о приеме был дан со стороны Союзом советских писателей, который выступал приглашающей стороной. Линденберг находился в Советском Союзе не один, а в составе группы финских писателей, но организовать его встречу с православным иерархом просил он лично и исключительно для себя. Встреча состоялась в здании Московской Патриархии 6 мая 1948 года в 15 часов.
Писателя Линденберга провожал и при беседе присутствовал Заведующий иностранным отделом Союза советских писателей Аплесин. После приема в Совет позвонил митрополит Николай (Ярушевич), который рассказал Г. Карпову о том, что Линденберг оказался человеком хорошо знающим церковные дела. Как подчеркивает Г.Карпов в аналитической записке, писатель находился в курсе церковных дел даже «сегодняшнего дня». Линденберг – человек верующий, протестант, подходил под благословение митрополита Николая, заявлял, что 1-го мая он хотел осмотреть Елоховский собор, но собор был закрыт, и что поэтому он в воскресенье, 8 мая, пойдет в собор на литургию.
«Перед митрополитом Николаем писатель Линденберг ставил следующие вопросы:
- Почему Русская Церковь занимает отрицательную позицию к экуменическому движению?
Митрополит Николай дал ответ в духе решений Московского церковного совещания 1948 г.
- Какое взаимоотношение Московская Патриархия имеет со вселенским патриархом Афинагором? Митрополит Николай ответил, что произошел обмен приветствиями и пасхальными телеграммами.
- Линденберг тогда спросил, - остаются ли до сих пор неразрешенными вопросы по Парижскому экзархату и т. д. Митрополит Николай сказал, что пока эти вопросы не ставили перед патриархом Афинагором, а потому и не разрешены.
- Много ли сектантов в Советском Союзе и мешают ли они Православной Церкви? Митрополит Николай сказал, что сектанты, главным образом, баптисты преимущественно на юге России, но они не мешают, также как и Церковь не мешает им.
- В чем выражается миссионерская деятельность? Митрополит Николай ответил, что миссионерская деятельность выражается в проповедях, а также в миссионерской деятельности по воссоединению униатов с Православием.
- О духовных школах и дают ли они кадры для Церкви? Ответ был дан краткий и положительный.
- О взаимоотношениях Русской Церкви с Финляндской Православной Церковью.
Когда митрополит Николай сказал, что Московская Патриархия через митрополита Григория (Чукова) ответила архиепископу Герману о своем согласии дать автокефалию Финляндской Православной Церкви, если она покается в совеем самовольном отходе от Русской Церкви, то это известие было для Линденберга сенсацией и он сказал, что ни в печати, нигде об этом не слыхал и, видимо, архиепископ Герман, с которым он в тесных отношениях, - это скрывает.
- О взаимоотношениях Совета по делам Русской Православной Церкви при Правительстве с Московской Патриархией. Ответ был дан краткий, удовлетворяющий Линденберга.
- Все ли Православные Церкви мира придерживаются пасхалии по старому стилю? Ответ был дан в духе решений Московского Совещания.
- Верно ли, что французское православие растет, как об этом в Париже сообщил Линденбергу священник Шамбо? Митрополит Николай подтвердил.
О результатах этой беседы я был информирован кратко митрополитом Николаем по телефону»[iii].
Оперативность передачи данных о приемах поражает, Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви не ждет отъезда делегации, но как можно скорее отправляет все данные о приеме в вышестоящие инстанции. Возможно, это связано с тем, чтобы заведомо понять настроения иностранных представителей и гостей, а также их впечатления о пребывании в Советском Союзе. Это необходимо было для того, чтобы по возможности повлиять на сформировавшееся мнение о свободе, в том числе о свободе вероисповеданий в Советском Союзе.
Материалы о приеме иностранных корреспондентов и иностранных представителей сотрудниками Совета по делам Русской Православной Церкви, а также представителями Московской Патриархии являются интереснейшим и на сегодняшний момент малоизученным источником по работе Совета по делам РПЦ, а также его взаимодействия с Московской Патриархией.
Изучение указанных материалов свидетельствует об отсутствии свободы Православной Церкви в Советском Союзе, но приемы отдельных иностранцев, а также представителей иностранной прессы, очевидно, помогали Церкви в налаживании контактов с государственными чиновниками и были поводом для установления хотя бы мнимой и временной свободы.
Впоследствии, в 60-е годы, приемы иностранцев в епархиях Русской Православной Церкви будут использоваться епископатом для предотвращения закрытия монастырей и приходов Русской Церкви. Наиболее ярким тому подтверждением является факт попыток закрытия Пюхтицкого Успенского женского монастыря Эстонской епархии и предотвращение закрытия монастыря после посещения этой древней обители лютеранской Церкви Финляндии.