В 1917-1918 гг. ключевым вопросом, определяющим и допускающим возможность изучения детьми закона Божия в школе, стал вопрос о возрасте религиозного самоопределении учащихся.
До 1917 г. религиозная принадлежность детей устанавливалась и определялась полностью по воле родителей. В законодательстве этого периода признавалось, что «индивидуальная свобода совести и независимость гражданских и политических прав от вероисповедания обеспечиваются за каждым гражданином, но абсолютной неограниченной свободы совести не существует». Считалось, что свобода совести находит свой предел в возрасте гражданина, поскольку не может быть свободного религиозного самоопределения в детском возрасте и, следовательно, «дети должны получить религиозное образование и воспитание не по собственному выбору, а по указанию родителей, или тех, кто их заменяет»[1].
Временное правительство издало ряд постановлений и разработало пакет законопроектов, существенно изменивших правовое положение религиозного образования в школе, снизив возраст религиозного самоопределения учащихся с 18 до 14 лет, среди них главными были постановление «О свободе совести»[2], «Временное положение о преподавании Закона Божия»[3] и проект постановления «О некоторых изменениях в постановке учебной части в учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, в связи с постановлением Временного правительства от 14 июля 1917 г. о свободе совести»[4]. В комментариях и объяснениях этого решения, указывались возможные случаи неизучения Закона Божия[5].
Постановлением о значительном понижении возраста религиозного самоопределения до 14-ти лет Временное правительство объективно ослабило власть родителей над детьми, разделило детей с их родителями, проигнорировав предложения съездов педагогов (с 16 лет)[6], Всероссийского родительского съезда (с 17 лет)[7].
После состоявшихся решений Временного правительства родители только до 14-летнего возраста своего ребёнка могли решать этот вопрос единолично. Теперь всякий юноша по свободному желанию мог определять своё отношение к изучению Закона Божия, а родители не были вправе принудить своего ребёнка изучать Закон Божий и теряли над ним власть. Кроме того, проблема самоопределения была превращена или переиначена в вопрос о праве выхода из православия, что можно было сделать задолго до наступления 18-ти лет, ведь препятствия к «добровольному выходу из православия» снимались.
Св. Собор Православной Российской Церкви посчитал, что 14-летний возраст для перемены вероисповедания и признания себя не принадлежащим ни к какой вере, а, следовательно, и для прекращения изучения Закона Божия в школе «представляется слишком юным, так как не обеспечивает надлежащей зрелости суждения в виду душевных и телесных особенностей отрочества»[8]. Была предусмотрена возможность «добровольного выхода из православия». Соборное определение от 2 декабря 1917 г. запретило решение вопроса о выходе из православия, а значит и саму возможность отказа от изучения религии до совершеннолетнего возраста, т.е. до 18 лет, но предусмотрело ряд оговорок: возможен добровольный выход из православия по достижении брачного возраста, а также «дети могут оставить Православие только по желанию родителей, и притом лишь в случае оставления Православия самими родителями; от детей, достигших 9-летнего возраста, требуется их согласие»[9]. Таким образом, Собор определил изучение Закона Божия до наступления совершеннолетия (18 лет) обязательным.
Все споры 1917 г. о возрасте религиозного самоопределения детей были прекращены решениями советской власти. Впервые норма, запрещающая преподавание религиозных учений детям до 18 лет не только в государственной школе, но и вне её, в любых организованных формах, прозвучала в разъяснении Наркомпроса от 23 февраля 1918 г.[10] Последующие постановления и циркуляры закрепили положение о недопустимости преподавания вероучения детям до 18 лет[11].
Фактически в советской школе для детей до 18 лет устанавливалось обязательно-принудительное антирелигиозное воспитание. Поэтому ни о каком религиозном самоопределении речи быть не могло. Государство лишило учащихся и их родителей этого права.
По установлениям советской власти для детей, отроков и даже юношей до 18-летнего возраста вообще не требовалось спрашивать мнения ни самих учащихся, ни их родителей по указанному поводу, тем самым юношество до 18 лет намеренно оставлялось без всякого духовного просвещения и помощи. Советское правительство, заботясь единственно о том, чтобы дети не попадали под влияние религии, и заинтересованное в пропаганде атеизма в школе, подняло возраст самоопределения до 18 лет. Это привело к ещё большему ослаблению власти родителей над детьми, к подрыву родительского авторитета, к внутрисемейному разладу. Фактически, отменив религиозное самоопределение учащихся, советская власть взяла на себя право и ответственность решать за ребёнка и его родителей этот сложный вопрос.
Целями и результатами указанных постановлений были, с одной стороны, создание облегченного порядка для выхода из православия, а с другой, - большие затруднения полноценного пребывания в православии. Советскими органами власти это называлось «соблюдением и осуществлением принципа свободы совести». Парадоксально, но советская власть подняла возраст самоопределения до той отметки, на которой настаивала Церковь. Однако в это вкладывался совершенно иной смысл. Конечно, юридическое и духовно-нравственное совершеннолетие не совпадают, но отнесение срока религиозного самоопределения к столь позднему возрасту говорит о недоверии советских законодателей как родителям, так и их детям, об озабоченности руководителей партии и государства, чем будет просвещаться душа и ум ребёнка: знаниями основ родной веры и религии или суррогатами коммунистической идеологии? Возраст от 10 до 18 лет - самый, пожалуй, ответственный в жизни человека: в эти годы складывается личность, закладываются жизненные навыки, отношение к миру и к себе, формируются основы мировосприятия и мировоззренческие установки, - то есть всё то, что определяет, чем и кем человек будет во взрослости.
Получалось, что, c одной стороны, возраст, с которого допускалось изучение религии, увеличивался, но годы учёбы к этому времени уже заканчиваются, юноша уже сформировался как личность, и в тех немногих разрешённых специальных богословских школах могли получить религиозное образование лишь немногие. Фактически, эта непомерно поднятая возрастная планка означала для 99 % вчерашних школьников насмешку. С другой стороны, до 18 лет ни родители, ни сами дети не могли позволить себе ни под каким предлогом возможности религиозного обучения.
Новые законы объективно означали для огромного числа детей разного возраста (до их совершеннолетия) принудительный выход из православия! Это - главное. Между родителями и детьми случился разрыв связей, произошло ослабление и даже устранение родительской власти над детьми. Советское законодательство прямо нигде не указывало на ограничение прав родителей в отношении религиозного воспитания детей. Более того, до 1923 г. формально существовало право на частное обучение детей. Однако в законоустановлениях советской власти отсутствовала чёткая формулировка этого права.
Систематизируем этот сложный вопрос, представив в форме таблицы четыре возможных ситуации-варианта с изучением Закона Божия и то, как они разрешались Временным правительством, Священным Собором и советским правительством, в соответствии с устанавливаемой в каждом случае возрастной границей религиозного определения:
|
По решениям и определениям |
|||||
Временного Правительства |
Священного Собора |
Советского правительства |
||||
до 14 лет |
14 - 18 лет
|
|||||
Родители признают себя православными |
При выходе родителей из православия |
|||||
1)Родители и их дети хотят изучать ЗБ |
(+) дети изучают ЗБ
|
(+) дети изучают ЗБ
|
(+) получают право и возможность на изучение ЗБ
|
(-) следует подождать до наступления 18-летия |
||
2) Родители и их дети не желают изучать ЗБ
|
(+) получают право на изучение ЗБ
|
(-) дети не изучают ЗБ |
(+) дети в обязательном |
(-) только
по желанию |
(-) желательный и приветствуемый законом вариант |
|
3) Родители желают, а дети не хотят изучать ЗБ |
(+) согласно воле родителей дети изучают ЗБ обязательно |
(-) дети не изучают ЗБ |
(+) право родителей решать за детей до 18-летнего возраста |
(-) закон выступает на стороне детей против воли их «реакционных» родителей |
||
4) Родители не хотят, а дети желают изучать ЗБ |
(-) дети подчиняются воле родителей и не изучают ЗБ |
(+) дети изучают ЗБ |
(+) дети изучают ЗБ
|
(-) по желанию родителей и при условиях: а) подчинения воле родителей до 9 лет; б) согласия детей старше 9 лет |
(-) у детей нет никакой возможности самостоятельно реализовать право на изучение ЗБ |
Таким образом, установленный законодательством возраст религиозного самоопределения свидетельствует как о характере государственно-церковных отношений, так и о месте и роли, отводимых религиозному образованию и изучению Закона Божия. Этот признак является атрибутивным, выражающим самое существенное в отношениях Церкви и государства.
Временное правительство легкомысленно и безответственно манипулировало этой гражданско-правовой нормой. А с октября 1917 г. в результате сознательного и целенаправленно нормотворчества - в ущерб психолого-возрастным особенностям учащихся, общепризнанным педагогическим нормам и вопреки религиозно-нравственным ценностям - советская власть исключила возможность изучения религии в школьном возрасте, сделав её недоступной для детей и юношества.
При определении этой нормы естественным образом следовало учитывать исторический опыт России и культурообразующую роль православия, религиозный быт и традиции, глубоко укоренившиеся в народе. Введением разрешительной для изучения религии нормы лишь с 18 лет, советское правительство, не считаясь с духовной природой человека, игнорировало психолого-возрастные особенности детского, подросткового и юношеского возраста, отвергало педагогические разработки в этом вопросе и целиком следовало соображениям политическим и идеологическим. Отправной точкой при установлении указанной нормы была в первую очередь доктрина коммунизма, «альфой и омегой» которого являлся атеизм. Все иные факторы воспитательно-педагогического и культурно-образовательного значения были подчинены этой доктрине.
[1] Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 164.
[2] Постановление Временного Правительства «О свободе совести»[14 июля 1917 г.] // Церковные Ведомости. 1917. № 31. 29 июля. С. 247-248.
[3] Временное положение о преподавании Закона Божия в правительственных, общественных и частных с правом правительственных, учебных заведений Министерства народного просвещения [заслушано на заседании Государственного комитета 29 июля 1917 г.] // ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 22. Л. 31; То же // Бюллетени Государственного Комитета по народному образованию при Министерстве народного просвещения. 1917. № 4-5. С. 9.
[4] Докладная записка Департамента народного просвещения о некоторых изменениях в постановке учебной части в учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения, в связи с постановление Временного правительства от 14 июля 1917 г. о свободе совести (6 сентября 1917 г.) // ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 409. Л. 1.
[5] Из «Вестника Временного Правительства» // Педагогические известия. 1917. № 3-4 (октябрь-ноябрь). С. 73-74.
[6] Выписка из протокола № 3 съезда учащих г. Мариуполя и уезда, 9 августа 1917 г. // ГАРФ. Ф. 1803. Оп. 1. Д. 26. Л. 219.
[7] Резолюция 1-го Всероссийского родительского съезда в Москве (7-10 августа 1917 г.) [секции по религиозно-нравственному обучению и воспитанию] // ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 4.
[8] Выписка из протокола Соборного совета от 28 сентября 1917 г. за № 15 // ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 397. Л. 38.
[9] Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви 2 декабря 1917 г. // Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 14.
[10] Постановление Наркомпроса РСФСР «О передаче всех учебных заведений в ведение Народного Комиссариата по просвещению» от 23 февраля 1918 г. [Электронный ресурс] URL: http://law-news.ru/cp/c25/page_243.html (дата обращения: 28.10.2008).
[11] [Декрет ВЦИК «Об единой трудовой школе РСФСР» (Положение) 1918 г.] // Систематический сборник важнейших декретов. 1917-1920. М., 1920. C. 187; Постановление Народного Комиссариата по Просвещению от 23 апреля 1921 г. (Протокол Коллегии Наркомпроса 17-го заседания) // ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 59; Циркулярное разъяснение Наркомюста, НКВД и Наркомпроса № 200 всем Губисполкомам об использовании зданий, предназначенных для богослужебных целей и других надобностей. (по дате заверенной копии - 17 октября 1921 г.) // ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 61; Разъяснение V отдела Наркомюста № 227, 8 мая 1922 г. // Гидулянов П.В. Отделение Церкви от Государства в СССР. Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верхсуда РСФСР и других советских социалистических республик...[Систематизированный сборник действующего в СССР законодательства] / Под ред. П.А. Красикова. М.,1926. С. 368-369; Циркуляр НКВД № 336 всем губотделам управления (по губликвидкому) от 31 июля 1923 г. // ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 55. Л. 344.