Маслаат – самобытная форма разрешения конфликтов
Вопросы истории № 6 2008 г. с. 137
Реферат статьи. Маслаат (третейский суд) – самобытная форма разрешения конфликтов, получившая распространение у отдельных народов Северного Кавказа. Она была наиболее приемлемой и соответствовала общественному быту и менталитету горцев Дагестана. В переводе с арабского маслаат – общее благо, выгода, интересы сторон.
Библиография

В народе всегда считалось добрым и богоугодным делом способствовать примирению враждующих сторон. К маслаатной форме примирения в прошлом горцы прибегали при убийствах, ранениях. Процедуре маслаата предшествовали некоторые процессуальные подробности, несоблюдение которых делало сам акт примирения невозможным. Как правило, убийца немедленно по совершении преступления покидал родное селение, в противном случае его выгоняли. До XIX века было принято, что с убийцей уходила вся его семья, а дом его разрушался. В 30-е годы XIX столетия разрушение стало необязательным. Жилище убийцы принадлежало тому, кто сразу после преступления первым сбросит несколько камней с крыши или карниза его дома.

Немалая заслуга в искоренении бессмысленного обычая разрушать дом кровника принадлежит имаму Шамилю. У горцев в каждом регионе имелись специальные селения, куда сгонялись канлы (канла – тюрк. убийца, кровник). Как правило, это были неблагополучные по природно-географическим и климатическим условиям аулы. Пока канла находился в изгнании, общественность по ходатайству его родственников начинала переговоры о примирении (маслаате). Достижение маслаата зависело от обстоятельств убийства, наличия или отсутствия отягчающих обстоятельств. Устанавливалась денежная и вещевая выплата. Следующим шагом к достижению маслаата была просьба допустить на тазият (место для выражения соболезнования у мужчин) дальних родственников канлы, чтобы выразить соболезнование. Примирение могло состояться только в том случае, если все без исключения родственники убитого согласятся простить убийцу.

По поводу случившейся трагедии у горцев было принято скорбеть, причём скорбь выражалась как в поведении, так и в одежде. В горной зоне Дагестана женщины во время траура надевали шубу, которую не снимали даже летом. Кроме того, во время траура одежду не стирали. Траур соблюдали и мужчины: не брились, туго перевязывались поясом, носили вывернутую наизнанку шубу. Канла в изгнании не брился, не стриг волос и ногтей, не появлялся в общественных местах, вёл затворнический образ жизни. Этикет взаимоотношений между конфликтующими сторонами требовал, чтобы канла до окончательного примирения не встречался на дороге с родственниками убитого.

При согласии пострадавшей стороны на примирение и по истечении определённого времени в заранее установленный день родственники убийцы вместе с кровником собирались в условленном месте и двигались к дому убитого, где их ожидали. Процессию возглавляли старейшины аула и представители духовенства. В неё входили почитаемые люди села, родственники канлы, сам канла шёл позади всех. Как правило, перед собравшимися выступал представитель духовенства, ссылаясь на исламские заповеди и положительный исход подобных случаев в прошлом. У одного из горских народов – хваршин – было принято, что родственницы убийцы ползли к месту примирения на коленях, замыкая шествие. При этом они били себя в грудь, монотонно произнося с плачем молитвы, а перед ними полз на коленях сам убийца с непокрытой головой. Моральная компенсация в виде унижений и оскорблений часто была важней, чем материальная. Как правило, родственник убитого после соблюдения обряда извинений и унижений брал нож, срезал прядь волос с головы канлы и поднимал его с колен, что и означало прощение. Примирившийся убийца считался кровным братом, то есть заменял собой убитого им в этом семействе.

Особенностью маслаата является то, что совершали его независимые судьи, что исключало предвзятость решений. Они избирались из посторонних почётных лиц пожилого возраста. К маслаату прибегали не только при убийствах, но и при разрешении других проблем: ранений, краж, похищений женщин. Бывали случаи, когда маслаат при убийствах был неприемлем: убийство кровного врага, защита от нападения, совершённого из засады, защита от ограбления (согласно адатам даргинских обществ). Маслаат не распространялся на членов общины, подвергшихся остракизму. Сила маслаатного решения конфликта была безусловной: оно вступало немедленно в юридическую силу и не могло быть оспорено ни адатом, ни шариатом. По этой причине одним из самых тяжких преступлений у всех народов Дагестана считалось мщение за кровь после исполнения процедуры маслаата. Семья нового убийцы могла быть приговорена к вечному изгнанию без права возвращения в аул, убийцу же можно было безнаказанно предавать смерти.

После окончательного присоединения Дагестана к России горцам, привыкшим веками жить по адату и шариату, было трудно привыкать к российским законам, которые не предусматривали наказание преступника без возмещения ущерба пострадавшей стороне, что было неприемлемо для традиционно горского менталитета. Поэтому вначале горцы всячески старались обходить непонятные для них законы, и даже после возвращения из ссылки кровника конфликт не считался разрешённым, если не состоялся маслаат.

Из всех форм способ завершения конфликта маслаат является наиболее совершенной, позволяющей сторонам относительно полно установить между собой поведенческий, моральный и психологический паритет.


Другие публикации на портале:

Еще 9