В МДА прошла Международная научно-практическая конференция «Православное богословие: традиции и современность»
События

При поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви и Фонда Президентских грантов 23 ноября кафедра богословия провела Международную научно-практическую конференцию «Православное богословие: традиции и современность». На конференции памяти профессоров Московской духовной академии Н.К. Гаврюшина, А.И. Сидорова, А.Т. Казаряна выступили ученые, представители духовенства, преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты духовных и светских высших учебных заведений, проводящие исследования в области богословия, патрологии, философии, религиоведения, культурологии, православной антропологии и психологии, филологии.

Владыка ректор выступил с приветственным словом, в котором поделился светлыми воспоминаниями о почивших профессорах. Ректор Киевской духовной академии и семинарии епископ Белогородский Сильвестр, викарий Киевской митрополии, также направил приветствие всем участникам конференции, отметив, что в 2010 году защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора Н.К. Гаврюшина по теме «Религиозно-философские взгляды М.М. Тареева». Архиереи пожелали помощи Божией всем участникам конференции, продуктивной работы, интересных дискуссий и открытия новых перспектив для дальнейшего сотрудничества.

На пленарном заседании прозвучали следующие доклады.

  1. Протоиерей Александр Задорнов, кандидат богословия, доцент, проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии.

Философия Канта как Wahrheitskriterien для русской религиозной мысли (в оптике профессоров МДА Н.К. Гаврюшина и А.Т. Казаряна).

  1. Протоиерей Дмитрий Предеин, доктор богословия Киевской духовной академии, доктор философии PhD, преподаватель Одесской духовной семинарии, член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

Н.К. Гаврюшин как выдающийся представитель духовно-академического философского теизма в Русской Православной Церкви конца XX – начала XXI вв.

  1. П.К. Доброцветов, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии.

Вклад профессора А.И. Сидорова в отечественную церковную патрологическую науку.

  1. В.В. Бурега, кандидат богословия, кандидат исторических наук, профессор Киевской духовной академии и семинарии.

Полемика свт. Феофана Затворника со св. прав. Иоанном Кронштадтским: малоизвестная страница из истории русской богословской мысли.

  1. Протоиерей Павел Хондзинский, доктор богословия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Интерпретация мч. Иоанном Поповым учения свт. Афанасия Великого о первозданном человеке и ее истоки.

  1. О.Г. Ульянов, доктор исторических наук, профессор, академик РАХ и РАЕ, ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева».

Богословие образа в исихазме (византийский паламизм и его новейшие интерпретации).

  1. М.А. Прасолов, доктор философских наук, профессор, Воронежская духовная семинария.

Гипотетические логосы Дионисия Ареопагита.

В 14:00 прошли секционные заседания конференции. В секции «Богословие» были представлены следующие доклады.

  1. Р.М. Рупова, доктор философских наук, Российский государственный социальный университет.

Неопатристический синтез: возможность естественнонаучного русла.

  1. Игумен Адриан (Пашин), доцент физико-математических наук, кандидат богословия, доцент МДА.

Источники и методология догматического богословия.

  1. Протоиерей Тигран (Тигрий) Хачатрян, кандидат богословия, заведующий кафедрой библейско-богословских дисциплин Курской духовной семинарии.

Проблема возобновления богословского диалога с Армянской Апостольской Церковью и  преподавание истории и богословия Армянской Апостольской Церкви в духовных школах Русской Православной Церкви.

  1. Диакон Сергий Пантелеев, кандидат богословия, доцент кафедры филологии, преподаватель кафедры богословия МДА.

Отвержение Халкидонского Собора Армянской Церковью: терминологические или философские затруднения?

  1. Архимандрит Зосима (Шевчук), кандидат педагогических наук, доцент Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии.

Православное богословие в условиях атеистического давления в СССР в 1946–1988 гг.

  1. И.И. Улитчев, кандидат богословия, Донская духовная семинария.

Богословский персонализм В.Н. Лосского в контексте русской и европейской философской мысли.

  1. П.А. Кузьмин, преподаватель Российского государственного социального университета.

Опыт применения семиотического метода в богословии в трудах С.С. Аверинцева.

  1. И.Т. Регульский, студент ΙΙ курса магистратуры НИУ «Высшая школа экономики», Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноап. Кирилла и Мефодия.

Попытки идентификации богословия Исаака Ньютона: критический анализ.

  1. А.С. Козуля, студент I курса магистратуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Статус римской Церкви в раннехристианский период в трудах богословов Парижской школы (на примере Афанасьева, Шмемана, Мейендорфа).

  1. А.С. Биджамов, студент 5 курса бакалавриата Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Богословский взгляды А.В. Карташева на Халкидонскую формулу.

  1. А.А. Лагунов, доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета.

Православная теология перед вызовом современности.

  1. М.С. Иванов, доктор богословия, заслуженный профессор, Московская духовная академия.

Иван Киреевский: «Новые начала» философии.

  1. Иерей Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент МДА.

Соотношение понятий долга и вины в библейском и богословском контекстах.

  1. А.А. Парпара, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры богословия, научный сотрудник кафедры богословия МДА.

Любовь к себе в контексте христианской психологии: грех или добродетель?

  1. Протоиерей Александр Абрамов, старший преподаватель Сретенской духовной семинарии, аспирант МДА.

«Samaritanus bonus»: ключевой документ Ватикана об уходе из жизни и эвтаназии с позиций православного учения.

  1. Иеромонах Дамиан (Воронов), преподаватель МДА.

Религиозно-философские основания принципов биомедицинской этики Т. Бичампа — Дж. Чилдреса.

  1. Г.В. Паутов, студент магистратуры ИДО ПСТГУ.

Кафолическая парадигма прот. Георгия Флоровского в контексте русской религиозно-философской мысли XIX–XX вв.

  1. И.Г. Галкин, студент 2 курса бакалавриата Саратовской православной духовной семинарии.

Сравнительный анализ понятия «свобода» в современном мире и в творениях святых отцов на примере учения об образе Божьем в человеке.

В секции «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» были заслушаны следующие доклады.

  1. М.В. Ковшов, кандидат богословия, доцент кафедр библеистики Московской духовной академии и Перервинской духовной семинарии.

Православная библеистика — богословская или историко-филологическая наука? К вопросу о методологии современных православных библейских исследований.

  1. Диакон Сергий Кожухов, кандидат богословия, доцент МДА.

«Экзегеза и богословие Оригена на Иер. 1, 6: «Я не умею говорить, ибо я слишком молод».

  1. С.Н. Горбунов, магистр богословия, старший преподаватель Нижегородской духовной семинарии.

Об объективности сравнительно-статистического анализа уникальных слов: на примере лексики Послания к Евреям.

  1. О.И. Ласточкин, преподаватель философии, Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции.

Экклесиологическая проблематика в труде св. Кирилла «Толкование Евангелия от Иоанна».

  1. Иерей Дмитрий Ледовский, магистр искусствоведения, Вологодская духовная семинария.

«Утро христианства»: богословие полунощницы.

  1. Д.А. Регульская, студентка II курса магистратуры НИУ «Высшая школа экономики», Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. св. равноап. Кирилла и Мефодия.

Понятие ближнего в отечественных толкованиях притчи о добром самарянине.

  1. А.В. Болдырева, студентка 4 курса бакалавриата Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Две апологии прор. Давида свт. Амвросия Медиоланского: своеобразие экзегезы.

Секция «Патрология» состояла из десяти выступлений.

  1. Иерей Павел Лизгунов, кандидат богословия, доцент, проректор по учебной работе МДА.

Русская патрология как наука: предыстория и современное состояние.

  1. Игумен Дионисий (Шлёнов), кандидат богословия, профессор кафедры филологии Московской духовной академии.

Учение о Промысле у свт. Фотия и прп. Никиты Стифата.

  1. Иерей Алексей Чёрный, кандидат богословия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

Действительно ли свт. Игнатий отрицал духовничество?

  1. Диакон Димитрий Майоров, кандидат богословия, кандидат философских наук, старший преподаватель Тобольской духовной семинарии.

Концепция духовного возрождения в трудах прпмч. Максима Исповедника и свт. Григория Паламы: компаративный анализ.

  1. Иерей Роман Алексеевский, старший преподаватель Кузбасской православной духовной семинарии, аспирант МДА.

К вопросу о некоторых спорных высказываниях прп. Порфирия Кавсокаливита.

  1. С.С. Пучкова, докторант Лёвенского католического университета.

О методологических преимуществах изучения «Огласительных гомилий» для исследований богословия Феодора Мопсуестийского.

  1. Монах Феодор (Бенедисюк), аспирант Киевской духовной академии.

Краткий анализ основных аспектов понятия совершенства человека в монашеской письменности эпохи Вселенских Соборов.

  1. Иерей Константин Аникин, магистр богословия, докторант Галле-Витенбергского университета.

Богословские взгляды пресвитера Космы в его полемике с ересью богомильства.

  1. С.В. Кожевников, кандидат экономических наук, студент III курса магистратуры ИДО ПСТГУ.

Источниковедческий анализ гомилетического наследия свт. Луки (Войно-Ясенецкого) из библиотеки МДА (с акцентом на тамбовский период (1944–1946)).

  1. М.А. Горшенин, студент II курса магистратуры отделения заочного обучения МДА.

Сотериология Богообщения: свт. Феофан Затворник.

В секции «Философия» были представлены следующие доклады.

  1. В.В. Петрунин, кандидат философских наук, доцент, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева.

Концепт социального богословия в философии С.Л. Франка (на примере трактата «Свет во тьме»).

  1. Д.А. Репин, кандидат философских наук, старший преподаватель Тульского государственного университета.

Реконструкция метафизических взглядов В.А. Снегирёва.

  1. Н.Н. Плужникова, доцент, Российский православный университет св. Иоанна Богослова.

Философское осмысление религии в экзистенциальной логотерапии.

  1. Е.В. Бутылкина, старший преподаватель Вологодской духовной семинарии.

Красота искусства в представлении русских религиозных философов конца XIX – начала XX вв.

  1. М.А. Шилова, ассистент кафедры теологии и религиоведения философского факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Проблемы религиозной этики в философском наследии Б.П. Вышеславцева.

  1. Максим Злобин, выпускник аспирантуры МДА.

Отношения Востока и Запада в историософии А.С. Хомякова.

  1. Анастасия Маслакова, студентка II курса магистратуры Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Экзистенциализм в контексте современных философских течений.

  1. Дмитрий Москвин, студент 1 курса бакалавриата Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии.

Философия и религия в творчестве Ф.М. Достоевского.

 

Сайт МДА


Другие публикации на портале:

Еще 9