Вопрос: На Ваш взгляд, сколько людей постоянно состоит в общине мусульман Егорьевска?
Ответ: Постоянно такого здесь нет, потому что нет мечети здесь. Разрешение не дают, землю не дают. Это должно государство дать землю, а строить здание – это уже зависит от мусульман. Сейчас место для молитвы — это частное лицо предоставило здание.
Проблема вот в этом. Все религии должны развиваться одинаково. Какая бы ни была религия. Это самый острый вопрос, потому что мусульман много, но им негде общаться. Негде помолиться, негде собираться и друг другу помогать в решении своих проблем, свою культуру передавать детям, внукам и т.д. Вот нет такого здесь. Все, что здесь есть – это благодаря одному нашему другу. Но это опять — он отдал своё собственное помещение. А так, чтобы мечеть была – по правилам государство выделяет землю.
Община наша большая, мусульман здесь много. Много татар, других народов. Азербайджанцев мало. А так мусульман больше 200-300 человек. Но им негде молиться. Это сейчас вот здесь появился молельный дом. Раньше, вот когда мои земляки [пакистанцы, прибывшие на учебу в СССР по приглашению – примеч. А.Г.] учились (человек 30-40, сейчас уехали, закончили институт) – в те времена, когда праздник, мы собирались в одном частном доме. Хозяева разрешали. Привозили из Коломны или из другого города муллу и читали молитвы. Мы в один день собирались на праздник.
Сейчас это очень большая проблема для местных мусульман.
Я бы настаивал на том, чтобы выделили землю под храм всем религиям, какие бы они ни были. Тем более это одна из основных религий — ислам. Для России тоже. Немало мусульман здесь, в Российской Федерации. И Егорьевск – это большой город и здесь значительное количество мусульман.
Вопрос: А сколько здесь собирается на пятницу?
Ответ: На пятницу здесь собирается где-то около 150-200 человек. Никто конкретно не считал.
Вопрос: Из них сколько приходит женщин?
Ответ: Женщин мало, потому что для женщин отдельно должно быть место. Пока нет для них условий.
Вопрос: То есть, они все дома?
Ответ: Знаете как, ты сначала создай условия, а потом уже требуй. Или ты можешь спросить. Вот когда я купил здесь здание, я тысяч 30-40 потратил, но сделал на улице специальное место для курения. И могу потребовать: «Нельзя курить в здании, вот есть место, пожалуйста».
Так же и здесь. Когда нам выделят землю, где бы ни было, сколько положено – тогда будут условия. А потом — традиционный ислам, если есть мечеть, то в ней мы же преподносим традиционный ислам. Это самая мирная, самая безопасная религия. Её ценности передавать будет правильно. А если собираются где-то в углах, в домах, в тёмных местах будут преподавать, это сомнительно. И поменяют свои цели и интересы — так это будет уже не религия, а что-то другое.
Вопрос: А какие здесь представлены народы среди мусульман?
Ответ: Основной народ здесь татары, потом у нас здесь азербайджанцы, есть дагестанцы, есть Пакистан, Сирия. Есть афганцы, чеченцы тоже есть — мало. Все народы, которые в России живут. Узбеки, таджики, киргизы, туркмены. Все присутствуют.
Вопрос: А есть ли те, которые по семье не мусульмане, но приняли?
Ответ: Таких я не знаю.
Вопрос: Вам помогают какие-нибудь землячества?
Ответ: Пока организованного конкретного землячества нет. Мы хотим совет, пока его нет, но это мы создаем. Идём по этому пути. Но нам не хватает земли и разрешения.
Вопрос: Вот в России есть главные организации. Ваша религиозная организация – часть большой системы. Это муфтият, вот ДУМ. Вы это ощущаете, что есть муфтият, что их много в России? На себе это ощущаете?
Ответ: Есть много муфтиятов, и мы это знаем. Все, что они делают, этого все правильно, все хорошо. Но мы всегда скажем, что мало делается. А хотелось бы, конечно, побольше.
Вопрос: А знаете других, кто руководит муфтиятами? Кроме Рушана хазрата и других? Есть такое, например, Духовное собрание мусульман?
Ответ: Не знаю.
Вопрос: Или Совет муфтиев России?
Ответ: Совет муфтиев России знаем.
Ещё есть проблема в телевидении. В одном канале есть, «Россия 24»: объясняют, что христианство преподает, что хорошо, что плохо. А про ислам – нет, хотя это вторая религия РФ. Должно быть равноправие.
Пусть воспитывают молодежь по нормальной религии. Есть традиционный ислам, который проповедует, что это самая безопасная, самая мирная религия. Но этого воспитания нет, и это очень плохо.
Вопрос: Вы знаете тех, кто приняли ислам, но ни к какому учению не относятся? То есть без направлений? Они как обновленцы, то есть они считают, что мазхабы не нужны.
Ответ: Мазхабы – они всегда нужны. Потому что мазхаб воспитывает. Мазхаб — это Конституция. По этой Конституции человек должен идти. Это самое основное. Потому что когда есть мазхаб, тогда человек правильно воспитывается, Мазхаб что преподает: не надо воровать, не надо убивать, надо помогать друг другу. В этом ничего плохого нет.
Вопрос: Как взаимодействуют религиозная община мусульман Егорьевска и местные власти? Есть ли еще какие-то вопросы, которые пока вот трудно решить?
Ответ: Самое основное это вопрос земли.
Вопрос: А в целом как с властями? Вы их приглашаете?
Ответ: Вот есть большие два праздника – власти должны присутствовать здесь. Любой градоначальник должен знать, какие люди у него здесь живут. Какие есть общины, какие есть религии – он основные должен понимать. Он должен присутствовать, потому что если есть какие проблемы – это поможет ему понять, какие именно проблемы. И как их решать. Потому что эти люди относятся напрямую к нему. Он здесь начальник.
Полиция здесь бывает, они обеспечивают безопасность, поддерживают порядок.
Вопрос: Вот какие на Ваш взгляд у религиозной организации мусульман цели?
Ответ: У религиозной организации, по моему мнению: позитивная информация. На данный момент в мире пропагандируют, что если мусульманин – значит, террорист. Те, кто общественной работой занимается – они должны объяснять, что есть традиционный ислам и какие у него направления. И мы должны рассказать, показать и объяснить людям, другим религиям, что мы не такие плохие, как о нас пропагандируют за границей. У нас нормальная религия. Мы мирные, хорошие, нормальные, такие же, как другие люди. Можно жить с нами по соседству. Я не против, если здесь поселятся представители других религий, построят рядом храм, а здесь будет мечеть – пожалуйста. Кому куда надо – пусть идёт.
Вопрос: А как можно сказать, что община мусульман развивается? Что нужно для того, чтобы она развивалась?
Ответ: Ещё раз опять же.
По телевидению не дают время – это важно. И как-то оно может быть… в Татарстане развивается хорошо, в Чечне, в Дагестане. Но в Центральной России плохо развивается. Не знаю в чем проблема.
Проблема опять же: не везде разрешают мечеть… Я не говорю, что только мечеть, может быть, и храм не разрешают. Вот все, что есть здесь в Егорьевске или в других городах — это до Советского союза построено, новый я не вижу. Храмы не строит никто… надо развивать религию, культуру, но надо, чтобы они жили вместе. Чтобы хорошо и крепко дружили, и друг друга знали, чтоб каждый знал, у кого какая религия. вот я знаю про христианство, чем я больше знаю, тем лучше для меня. Так же, если христиане знают про мусульман – это плюс для них.
Если я мусульманин, я должен признавать Иисуса, я должен признавать Тору, я должен знать, что они были. Если я не признаю — я не мусульманин.
Вопрос: А вы не знаете, здесь какое-нибудь есть обучение, медресе?
Ответ: Медресе нет. Я бы даже сказал: дай Бог, чтобы было. И будет мулла, и будут читать Коран. Я не говорю, что вот прямо медресе нужно, но хотя бы знали, как читают Коран.
Я просто уверен, что прихожане не могут читать Коран. Кто-то, может быть, 50/50. Я могу читать. Мулла тоже может читать. Но надо, чтобы дети воспитывались в этом духе. Как было у меня в детстве – утром приходили в мечеть, там был мулла, и он нас обучал. Никаких денег никто не платил — так и здесь должно быть.
Вопрос: А здесь, если будут собирать деньги, строить или ещё что-то, это как будут делать?
Ответ: Пока на данный момент у нас нет Попечительского Совета. Будет земля – будем собирать свой попечительский совет, деньги будем собирать кто сколько может… Вот этот совет будет решать, куда деньги потратить.
Источник: islam-mo.ru