О задачах и границах христианской психологии дискутировали участники семинара по осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского
События

Традиционно заседание началось с доклада, построенного на основе одного из текстов митрополита Антония Сурожского. Борис Братусь, доктор психологических наук, профессор психологического факультета МГУ, зав. лабораторией философско-психологических основ развития человека Психологического института им. Щукиной РАО, проанализировал доклад митрополита Антония «Психология и духовный опыт» (см. Труды. Книга 2-ая. М., 2007. С. 864-878). Психолог предупредил, что архиерей обращался не к верующим людям, а, скорее, к ученым скептикам, которые как тогда, так и сегодня считают, что «образованный и здравомыслящий человек не может быть верующим». Считая веру «одним из видов невроза», оппоненты докладчика и, конечно, митрополита Антония тоже, утверждают несовместимость веры и науки и, соответственно, бессмысленность «христианской психологии» как таковой.

о. Александр Борисов, Б. Братусь, Н.  ЛиквинцеваОднако, по словам докладчика, митрополит Антоний рассматривал веру как «общепсихологический феномен», «фундаментальный фактор функционирования человеческой личности». Излагая историю своего обращения, митрополит Антоний показал наличие общей для каждого человека «метафизической потребности». Б. Братусь подчеркнул также, что для возникновения веры в Бога недостаточно только «метафизической почвы» (в случае будущего митрополита Антония -- Андрея Блума - верующей семьи и встречи с ведущим богословом того времени о. Сергием Булгаковым). Необходимо «выстраивать путь веры с учетом всех психологических условий», иначе это будет путь «с дырками» или он не состоится вообще. Этот момент важно учесть сторонникам немедленного введения «Основ православной культуры», посоветовал психолог.

Однако и создания самых благоприятных и грамотных условий тоже недостаточно: в отличие от ученого-атеиста, который «сводит все к причинному детерминизму», психолог-христианин понимает, что механизм человеческой психики как «бриллиант творения» не является константой с заложенными раз и навсегда взаимосвязями. Христианский психолог всегда имеет в виду, что не только стремление человека к Богу, но и «путь Бога к человеку определяет человеческую жизнь». Чудесное «посещение», которое пережил Андрей Блум в отрочестве, показывает, как это бывает: определившее всю дальнейшую жизнь событие произошло «вопреки тому, что должно было случиться по законам психологии». В этом смысле понятно, почему христианские психологи считают излечение пациента не только результатом правильного профессионального взаимодействия с ним, но и неким «сюрпризом»: ведь христианский психолог, по словам Б. Братуся, «подвизается быть попутчиком к Богу, он идет не вдвоем с пациентом, а всегда втроем, вместе с Богом».

С профессором психологии согласен протоиерей Александр Борисов - постоянный участник семинара. Он также считает, что явление Христа будущему митрополиту невозможно объяснить с психологической точки зрения. Однако это не мешает говорить о христианской психологии как науке, в которой особое значение приобретает «этический момент: христианский психолог никогда не посоветует пациенту безнравственный поступок, а для решения духовных проблем может направить его в Церковь».

На этический аспект науки обратил также особое внимание профессор Братусь. По его словам, наука давно перестала считаться в общественном сознании «законодательницей жизни»; теперь она стала просто инструментом, который может стать весьма опасным вне этических норм. Нынешнюю науку докладчик представляет как огромную ракету, которая на всех парах несется в межзвездное пространство, не замечая на боку маленького велосипедного тормоза с надписью «этика». Психология, как всякая наука, может послужить человеку, а может использоваться как инструмент манипуляции сознанием, что хорошо продемонстрировали не только тоталитарные режимы ХХ в., но и современные маркетинговые и рекламные технологии разного рода.

Необходимы ли психологические знания для священников? О. Александр Борисов считает, что будущих пастырей необходимо учить основам психологии, однако священник не должен стремиться стать профессиональным психологом. В ряде случаев уместно рекомендовать своим духовным чадам посетить специалиста, и хорошо, если это будет христианский психолог. По словам Б. Братуся, в духовных школах, начиная с Киево-Могилянской духовной академии, всегда преподавали психологию, и эту традицию отменил только Н. Хрущев. Докладчик полагает, что ее необходимо восстановить, однако он уверен, что психология - «это наука, а не панацея», и ее изучение само по себе вряд ли «сразу поможет видеть людей». Он подчеркнул также, что христианская психология должна знать свои «возможности и границы», не претендуя на объяснение тех явлений, которые находятся в сфере компетенции богословов и философов.

В дискуссии приняли участие: библеист, преподаватель РГГУ Анна Шмаина-Великанова, кандидат биологических наук Елена Садовникова, преподаватель Библейско-богословского института Елена Федотова, профессор, психиатр Борис Воскресенский и другие. Как сообщила ведущая семинара Наталья Ликвинцева, следующее заседание состоится 12 июня.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9