Статейная библиография: новости дня
События

Голейзовский Н.К. «Послание иконописцу» и отголоски исихазма в русской живописи на рубеже XV—XVI вв. Византийский временник. М., 1965. Т. XXVI. С. 219-238. relig-articles. «Послание иконописцу» и следующие за ним три «слова» о почитании икон впервые были изданы Я. С. Лурье полностью как отдельный памятник по древнейшему из дошедших до нас списку начала XVI в. Государственной публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина (далее — ГПБ), Софийское собр., № 1474, с исправлениями по списку первой половины XVII в. (ГПБ, 0. 1. 65) и параллельными чтениями по древнейшему списку «Просветителя» Иосифа Волоцкого (ГПБ, Соловецкое собр., № 346/326) в приложении (№ 17) к книге Н. А. Казаковой и Я. С. Лурье «Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI века» (М.—Л., 1955, стр. 320—373). До этого публиковалось лишь вступительное послание (без последующих трех «слов») с предисловием П. К. под заголовком «Послание преподобного Иосифа Волоколамского к иноку иконописцу» (Чтения ОИДР. М., 1847, № 1, отд. IV).
Со времени последней публикации «Послание иконописцу» неоднократно упоминалось в работах советских историков как памятник противоеретической полемики конца XV в. Однако никто из исследователей не заинтересовался «Посланием» как важным источником для изучения взглядов на искусство, бытовавших в древней Руси в эпоху Рублева — Дионисия. Полный текст статьи: часть 1, часть 2.

Синицына Н.В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских монастырей (1518—1519 гг.) Византийский временник. М., 1965. Т. XXVI. С. 110-136. relig-articles. В трех русских рукописных сборниках XVI в. сохранилось почти неизвестное сочинение «Изложение отчасти пребываниа и чина сущих в Святей горе святейших монастырей общих и глаголемых особных». Упоминания о нем есть в описаниях Флегонта Смирнова и П. М. Строева, но эти авторы не высказывают никаких суждений об авторе сочинения, времени и обстоятельствах его создания.
Два списка «Изложения» были известны Н. К. Никольскому. В 1898 г. он делал сообщение в заседании Общества любителей древней письменности «О неизвестном доселе послании ватопедского монаха великому князю Василию Ивановичу». В кратком отчете о заседании не сообщено о существе доклада, сказано лишь, что в послании содержится «описание двух форм монастырской жизни на Афоне — общежития и келлиотской жизни» и «льстивая похвала благотворительности великого князя». Шифр рукописи, в которой находится послание, не указан. В более поздней работе Н. К. Никольский приводит цитату из этого послания и указывает шифр рукописи — Соф. б-ка, № 1490. Полный текст статьи: часть 1, часть 2, часть 3.

Никитенко Н.Н. К иконографической программе однофигурных фресок Софийского собора в Киеве. Византийский временник. М., 1987. Т. 48. С. 101-107. relig-articles. Уяснение идейно-декоративного замысла стенописного ансамбля Софии Киевской предполагает своим непременным условием атрибуцию однофигурных фресковых изображений и определение их иконографической программы. Поскольку из более 500 таких фресок, сохранившихся в соборе, только 10 фигур удержали древнейшие надписи, крайне трудно установить принципы подбора и размещения изображений святых, принципы, которыми руководствовались составители программы росписи. Все же в распоряжении исследователя, во-первых, имеются данные, приведенные в свое время П. Г. Лебединцевым. Он назвал 20 оригинальных надписей, сохранявшихся еще в XIX в., до поновления стенописи маслом. Во-вторых, может быть привлечен альбом Ф. Г. Солнцева «Киевский Софийский собор», правда, приходится учитывать, что в нем опубликованы копии с поновленных в XIX в. фресок, а фигуры святых снабжены надписями, проставленными при поновлении и в большинстве случаев неверными. Кроме того, изображенных на фресках персонажей прямо называют некоторые древние надписи-граффити на стенах собора. Полный текст статьи.


Другие публикации на портале:

Еще 9