4 ноября: Концерт «Страна Воскресения» в Большом зале Московской консерватории
События

Название музыкально-художественного проекта «Страна Воскресения» позаимствовано из архивов Г.В. Свиридова — эти слова великий композитор написал о России, о её способности «незримо возрождаться в зримом умирании». Концерт посвящен Дню народного единства и приурочен к открытию в Москве выставки-форума «Православная Русь». Задача проекта — отражение духовных процессов в нашем обществе и одновременно опыт представления созвучия художественных исканий в русской культуре последних десятилетий.

В первом отделении концерта прозвучат избранные произведения великого русского композитора Георгия Свиридова (1915—1998) и фрагменты его цикла «Песнопения и молитвы», созданного в 90 —е годы ХХ века. Они представляют собой плод осмысления драматического исторического пути России в эпоху, когда отступление от веры повлекло разрушение тысячелетних традиций, питавших жизнь и культуру русского народа.

Во втором отделении будет впервые исполнена «Литургия» Антона Вискова, написанная в этом году. Произведение отражает некий итог времени возвращения к живой вере на рубеже ХХ-ХХI веков, и как следствие этого — обретение душевного умиротворения и покоя, без которого невозможно дальнейшее позитивное продвижение вперед.

Эти произведения — знаковые в современной истории развития духовно-музыкального творчества. Их исполнение двумя известными коллективами: Московским Синодальным хором п/у Алексея Пузакова и хором Московского Сретенского монастыря п/у Никона Жилы будет сопровождаться масштабной видеопроекцией на большом экране (6х8 м) работ выдающегося фотохудожника Юрия Холдина (1954—2007), наглядно отражающих важнейшие вехи в духовных исканиях России за последние годы. В настоящее время известный выставочный проект Ю. Холдина «Свет фресок Дионисия» продолжает экспонироваться на площадке Музея Храма Христа Спасителя.

Последнее сочинение Георгия Свиридова «Песнопения и молитвы» (1980—1997) — хоровой цикл, его завещание, его признание в любви к России — «стране простора, стране песни, стране минора, стране Христа», — как записал он в своем дневнике. «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях... Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы», — писал Георгий Свиридов.

«Музыку я пишу из глубины души, — говорил Георгий Свиридов. — Смысл текста должен совпадать с тем, что я стремлюсь высказать как композитор». Такое понимание своих художественных задач перекликается с принципом осмысленного показа, который исповедовал в своем творчестве Юрий Холдин.

Соловками Юрий Холдин занимался в 1992—94 гг., когда, приехав в монастырь, он был под глубоким впечатлением неземной красоты святого места и тех следов разрушения, которые испытала «Русская Голгофа». То были не древние руины, а следы совсем недавней истории России, следы ГУЛАГа. Сегодня, в стремительно меняющемся состоянии общества, ценно любое живое свидетельство, напоминающее о трагических последствиях отступления от веры, искалечившего миллионы человеческих судеб. А фотопоэма Юрия Холдина «Соловецкий монастырь. Возвращение обители» — о возвращении России к вере воспринимается в наши дни как уникальный художественно-документальный образ времени, соприкосновение с которым помогает извлекать уроки из недавнего прошлого.

Связь темы истории Соловецкого монастыря в ХХ столетии и судьбы фресок Дионисия, возникающая в творчестве мастера, не случайна. Восприятие уникальных по сохранности ферапонтовских фресок под прессом эпохи атеизма пострадало до такой степени, что имя знаменитого на Руси «началохудожника живописания Божественных и честных икон» не вошло в словари по мировому искусству. Свету фресок Дионисия — нематериальному Свету нашей величайшей святыни, словно «сокрытой под спудом», художник фотографии дал воссиять в своем труде вновь — «сквозь призму Русской Голгофы».

В преодолении трагизма жизни мира, «лежащего во тьме», в стремлении обрести таинственную гармонию — в сознании исключительно высокого предназначения человека — «света мира» — глубочайшее родство музыкальных и художественных, органичных в стремлении к слиянию, образов «Страны Воскресения».

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9