Санкт-Петербургская духовная академия издала учебное пособие по церковному пению
События

Настоящее учебное пособие адресовано учащимся первого и второго курсов Санкт-Петербургской православной духовной семинарии, клирикам и певчим храмов Санкт-Петербургской епархии РПЦ, а также широкому кругу лиц, интересующихся современным пением Русской Православной Церкви. Пособие составлено в соответст­вии с принятой в СПбПДА программой обучения церковному пению и ориентиро­вано прежде всего на будущих диаконов и священников. В связи с этим расположение голосов в представленных песнопениях диктуется в основном традициями т.н. «алтар­ного пения»: мужское трех- или четырехголосие с мелодией в терцовом удвоении у те­норов. Кроме того, часть песнопений (гласовые распевы, прокимны вечерни дневные, ирмосы заупокойных канонов) приведены в фактуре смешанного четырехголосия. Все гласовые распевы предваряются одноголосным изложением основной мелодии, кото­рую нужно знать независимо от хоровой партии певчего.

Необходимость составления учебного пособия по Церковному пению возникла в связи с тем, что в практике клиросного и алтарного пения храмов и монастырей Санкт-Петербургской епархии укоренились определенные традиции исполнения гласовых и обиходных песнопений. В рамках этих традиций неизбежно возникают вари­анты и разночтения, которые с одной стороны могут украшать музыкальный стиль службы, а с другой — приводить к существенным отклонениям от мелодий-первоисточников. Реальность сегодняшнего дня такова, что степень музыкальной «свободы» в манере исполнения гласовых и обиходных песнопений регулируется ис­ключительно музыкальным вкусом и слуховыми привычками настоятелей храмов (монастырей) или регентов. Именно в семинариях и духовных академиях во многом формируются музыкальные вкусы будущих священнослужителей, поэтому в рамках учебной практики необходимо наиболее выверенно подходить к вопросу точности гласовых и обиходных мелодий и качества их многоголосного изложения.

Проблема унификации музыкального материала как важнейшей составляющей богослужения так или иначе всегда стояла перед Русской Православной Церковью. На разных исторических этапах в нашей Церкви предпринимались меры, направленные на закрепление сложившихся традиций и выявление канонических вариантов песно­пений. В настоящее время допускается довольно широкое стилевое разнообразие как избираемого для богослужений музыкального репертуара, так и манеры его исполне­ния (естественно, при этом ведется широкая дискуссия о канонических ориентирах в этой области). Тем не менее, есть важнейшая практическая необходимость существо­вания епархиального канона церковного пения, возникающая при соборном служе­нии (особенно на архиерейских службах). При составлении настоящего пособия учи­тывался предыдущий опыт таких учебников, мелодии были сверены по историческим публикациям нотных обиходов и октоихов, в его основу легли традиции церковного пения СПбДА в том варианте, который сформировался в результате многолетней преподавательской деятельности М. И. Ващенко и И. М. Ружанского. В некоторых слу­чаях была выверена ритмическая сторона нотации, уточнено голосоведение в гармо­нических оборотах.

Одной из главных задач данного пособия является сохранение тех особенно­стей церковного пения, которые присущи современной сложившейся традиции Санкт-Петербургской епархии, и которые составляют ее уникальный возвышенный стиль, даже если речь идет об обиходных песнопениях.

Сайт СПбПДА


Другие публикации на портале:

Еще 9