Календарные заметки на 4 июня: память святого мученика Василиска
Сегодня Русская Православная Церковь совершает литургическое воспоминание страданий и мученической кончины святого Василиска.
Статья

Память святого Василиска совершается два раза в течение литургического года: один раз 3 марта[1] — вместе с двумя другими мучениками Евтропием и Клеоником; второй раз — 22 мая, когда мученик чествуется один. Несмотря на то, что время его мученической кончины относится во всех источниках к периоду правления в восточной части Римской империи Максимиана Галерия (305-311 годы), сами источники однако не могут быть твердо датированы ранее, чем VIII-IX веками. Сохранившиеся рукописи различных полных версий Мученичества святого Василиска относятся к XIII-ХIV[2], но при этом краткие редакции или своего рода «рефераты» Мученичества, дошли до нас в ряде византийских синаксарей, которые датируются X — началом XI века[3]. Еще более ранним свидетельством о существовании одной из версий (а может, и нескольких версий) Мученичества можно предположительно считать каноны утрени, посвященные как сразу трем мученикам, так и одному Василиску. Если эти каноны составлены теми, кому приписываются — Феофаном Начертанным (скончался около 850 года) и Иосифом Песнописцем (скончался в 883 году), тогда можно утверждать факт использования гимнотворцами версий Мученичеств, написанных не позднее конца VIII — начала IX века. В канонах[4] воспроизводятся или косвенно указываются очень многие сцены Мученичества святых Евтропия, Клеоника и Василиска. В частности, в каноне, положенном на утрени 3 марта можно обнаружить намек на разорение языческого храма (эта сцена используется в качестве образа разрушения здания многобожия)[5]. Также, в первом тропаре седьмой песни перечисляются роды пыток, которым были подвергнуты святые — бичевание и строгание тела. В последних песнях канона говорится о распятии Евтропия и Клеоника[6], а о кончине Василиска не упоминается. В третьем тропаре седьмой песни идет речь о явлении Христа перед казнью. Кроме того, в начале канона приводится следующая загадочная фраза: «...отсечение частей тела претерпевши»[7]. Если это не просто риторический прием (широко распространенный мотив, посредством которого у читателя усиливается чувство ужаса перед мучениями, испытанными святыми) и не просто ошибка автора, тогда можно говорить о существовании в момент составления канона не сохранившейся до сего дня версии Мученичества, где имелась сцена отрубания у мучеников конечностей.

Примерно то же самое в плане соответствия фрагментов канона (положенного 22 мая) ряду сюжетных элементов Мученичества можно сказать как о каноне, так и об отдельном повествовании о страданиях собственно воспоминаемого сегодня Церковью святого Василиска. Здесь в богослужебном тесте упоминаются и вонзание гвоздей (в ноги)[8], и чудо с деревом и источником воды[9], и усечение мечом, и погребение,[10] и прочее.

Теперь подробнее рассмотрим «чудесные» и композиционные элементы[11] Мученичества Василиска, включая и пару моментов из Мученичества, повествующего о казни Евтропия и Клеоника.

В рассказы о святых мучениках очень часто их авторы вводят сцены явления Христа (иногда вместе с ангелами, иногда с кем-то из уже казенных мучеников). Это можно расценивать как подражание новозаветным описаниям видения Христа, например, Павлом и Ананией в Деян 9:15-16[12]. Не исключено, что здесь агиографами использовалась и многовековая традиция описания мученичеств, хотя вместе с тем нельзя совсем отрицать возможности присутствия документально-исторического зерна в повествованиях о мистических видениях Василиску и его соратникам[13]. И все же определяющим в данном случае является, видимо, влияние Евангелия от Иоанна, где во многих местах Христос получает ободрения от Бога и Отца — то в виде прозрений, то в образе небесного голоса[14]. Зависимость от четвертого Евангелия (как, впрочем, и от остальных), чувствуется и в характеристике, действиях и речах «свидетеля» всего происходившего с Василиском, его ученика по имени Евсигний. Так он, двигаясь в некотором отдалении вслед за мучеником, конвоируемом солдатами, говорит о себе: «Шел же и я, следуя за ними в надежде видеть страдания и кончину святого Василиска»[15]. «Мы, приступив к нему (к солдату, который должен был утопить тело мученика в реке. — П.Л.), — говорит Евсигний, — просили, чтобы он немного подождал, пока не разойдется народ и дали ему тридцать золотых монет в выкуп за тело мученика. Он предоставил нам тело мученика...». В данном фрагменте заметна анти-параллель с евангельской сценой предательства за тридцать серебренников.

Что касается землетрясений и разрушений языческих храмов в тексте Мученичеств, то здесь, кроме стандартного символического изображения противостояния религий, можно рассматривать и какие-то реальные события, которые хотели зафиксировать авторы или редакторы сочинений о святых мучениках — естественное или намеренное разрушение святилищ Артемиды, Аполлона, Сераписа...

В сегодняшних заметках, думается, будет не лишним разобрать еще один важный вопрос, связанный с личностью святого Василиска. Дело в том, что в «Церковной истории» Эрмия Созомена (ок. 400-450 гг.) сохранилось, наверное, самое древнее упоминание о мученике с таким именем. Созомен в связи с последними днями жизни святителя Иоанна Златоуста рассказывает следующее: «...Иоанна, по определению царя, положено перевести далее[16] — в Питиунт. В скором времени для выполнения этого определения прибыли к нему воины. Говорят, что, когда они вели Иоанна, он на пути предузнал день, в который имел скончаться; потому что ему в Команах в Армении явился мученик Василиск. Там, — не быв уже в состоянии продолжать путь, потому что страдал головною болью, и не могши сносить солнечных лучей, — он в болезни отошел от жизни»[17]. О том же событии в Команах есть упоминание также у Феодорита Киррского (скончался в 457 году): «Благоподвизавшееся же тело его (Иоанна. — П.Л.) было положено близ гроба мученика Василиска, согласно с повелением, которое дал через сновидение самый этот мученик»[18]. До сих пор продолжает обсуждаться проблема, тождественен ли этот Василиск с мучеником, память которого отмечается сегодня? Некоторые исследователи не допускают даже возможности подобного тождества[19]. Однако, оставляя возможность для такого мнения, нужно обратить самое серьезное внимание на тождество места кончины того и другого мученика[20]. Правда есть еще одно свидетельство, которое как будто говорит против нашего предположения.

Имеется в виду вариант, изложенный епископом Палладием Еленопольским (начало V века), который так передает историю о кончине Златоуста: «Приблизившись к Команам, они миновали их, словно мост, остановившись вне городской стены в мартирии, отстоявшем от города на пять или шесть дорожных знаков. В ту ночь предстал Иоанну мученик того места по имени Василиск, который претерпел мученичество, будучи епископом Коман, в Никомидии, вместе с Лукианом, пресвитером Вифинии Антиохийской, при Максимиане, сказав ему: "Мужайся, брат Иоанн, завтра мы будем вместе". Говорят, что он предупредил и находившегося с ним пресвитера: "Приготовь место брату Иоанну, ибо он грядет". Поверив этому предсказанию, Иоанн наутро просит их остаться здесь до пятого часа. Они же, не послушав его, отправились дальше, но, пройдя около тридцати стадий, вновь возвратились на то место, где находился мартирий и с которого они ушли, поскольку Иоанну было очень плохо... Он был погребен и прославлен, подобно победоносному борцу; тело его было похоронено вместе с Василиском в его мартирии»[21].

Большинство исследователей высказывают мнение, что в сообщении Палладия относительно епископства Василиска здесь содержится ошибка[22]. Что это за местность «Вифиния Антиохийская»? Кроме того, остается непонятным, кто, когда и в связи с чем перенес мощи святого Василиска из Никомидии в такую глухую и очень отдаленную провинциальную глубинку, как Команы? Странно при этом совпадение локализации кончины обоих Василисков и явная путаница в географии Мученичества[23]. Здесь, видимо, возможны два ответа: (1) оба Василиска совершенно тождественны, и тогда повествовние Мученичества Василиска было искусственно добавлено к рассказу о подвигах мучеников Евтропия и Клеоника; (2) это два разных Василиска, образы и предания о которых были смешаны составителем Мученичества, который знал как о Василиске Амасийском, так и о Василиске Команском.

Для однозначного и окончательного решения этого вопроса, думается, у нас нет пока достаточных данных.


[1] Здесь и далее даты приводятся по старому стилю.

[2] См. Bibliotheca Hagiographica Greaca. T. 1. Bruxselles, 1957. P. 206, №. 656-656e.

[3] См. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae. Mensis Martius, mensis Maius // Propylaeum ad Acta Sanctorum. Novembris. Bruxellis, 1902. Col. 503-506, 699-702; Maenologium graecorum Basilii Parphirogenetus // PG 117. Col. 366, 469.

[4] Электронную версию канонов на церковно-славянском см.: http://www.orthlib.ru/worship/mineya/

[5] См. третий тропарь четвертой песни.

[6] См. второй тропарь седьмой песни; второй тропарь восьмой песни.

[7] Второй тропарь третьей песни; указание на отсечение членов тела есть еще и в первом тропаре седьмой песни.

[8] См. второй тропарь шестой песни; ср. третий тропарь пятой песни.

[9] Первый тропарь шестой песни; также см. третий тропарь шестой песни.

[10] Третий тропарь девятой песни.

[11] Которые часто неразрывны друг от друга или даже неотличимы.

[12] «Господь сказал ему (Анании о Павле -П.Л.): иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое»; также ср. Деян 22:10, 15, 17-18, 22.

[13] Что, впрочем, совершенно невозможно хоть сколько-нибудь серьезно отстаивать в силу позднего происхождения источников.

[14] Сравните отрывок из Жития святого Василиска: «Когда святой окончил молитву свою, внезапно произошло землетрясение и был слышен голос свыше, говоривший: "Не бойся, Я с тобою!"» (Приводится в переводе-переложении святителя Дмитрия Ростовского) и Ин 12:27-29: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему» (в тексте обоих Мученичеств встречается еще ряд возможных аллюзий на приведенный фрагмент из Евангелия).

[15] Ср. Ин 19:15-16.

[16] Здесь подразумевается место ссылки Иоанна, которое было назначено ему первым указом императора, - портовый город Кукуз в Армении.

[17] Эрмий Созомен. Церковная история, 8.28.

[18] Феодорит Киррский. Церковная история, 5.34.

[19] См., в частности, Gordini. Cleonico, Eutropio e Basilisco // Bibliotheca Sanctorum. Vol. 4. Roma, 1964. Col. 55-56.

[20] Судя по всему, селение «Диоскория» (Dioscorum (лат.); к сожалению, ни одной развернутой греческой версии Мученичества в моем распоряжении не оказалось) указывается в тексте Мученичества святого Василиска для того, чтобы подчеркнуть факт его страданий и смерти именно в армянских, а не понтийских Команах.

[21] Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, о Житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста, 11 (электронная версия по адресу - http://www.portal-slovo.ru/theology/37665.php?ELEMENT_ID=37665&PAGEN_2=4)

[22] См. в: Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий. Евтропий, Клеоник и Василиск // Православная энциклопедия, т. 17. - М., 2008. - С. 356-358. (электронный вариант в интернете по адресу - http://www.pravenc.ru/text/187611.html)

[23] Сначала события повествования о мученике происходит в Амасии (город провинции Понт), а потом вдруг все перемещается (вместе с наместником Понта) в Северную Армению - на много сотен километров от изначального места действий.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9