Промысл
Божественный промысл – непрерывное воздействие Бога на мир. Термин чаще всего используется как синоним термина «провидение». Хотя термин «провидение» в данном значении не встречается в тексте Синодального перевода, в различных переводах Библии слова «промысл», providentia (латынь), πρόνοια (pronoia, греческий яз.) используются как взаимозаменяемые (например, Книга Премудрости Соломона 14:3, 17:2). В тоже время в Библии существует множество указаний на божественное провидение (промысл) без упоминания данного термина.
Тезаурус

Божественный промысл в христианстве раскрывается в связи с тремя основными Божественными атрибутами: всемогущество, всезнание и всеблагость. Таким образом, промысл базируется на возможности полного контроля Бога над событиями, происходящими в мире, всеобъемлющего предзнания всех событий, которые произойдут в мире, и на благих намерениях Бога в отношении его творения. В мистическом направлении философии и теологии провидение (или промысл) иногда отождествляется с самой деятельностью Бога или же с божественным в целом.

Основываясь на письменных источниках, можно сказать, что впервые слово «промысл» (πρόνοια) применительно к божественному начал употреблять Платон, который при этом признавал ответственность человека за собственные действия. Проблематизация промысла как философско-теологической темы произведена стоиками, для которых большое значение имела проблема разграничения сфер «зависящего» и «не зависящего от нас». У стоиков промысл отождествляется с фатумом (роком, судьбой), который являлся отдельным понятием у Платона, но четкое разделение между промыслом и божественным как таковым не проведено. Стоический детерминизм, в отличие от традиционного фатализма, не утверждает полную зависимость человеческих решений от судьбы, разделяя два вида причинности, одна из которых подвластна человеку. В среднем платонизме промысл уже четко отделен и от трансцендентного Бога, и от материального мира и занимает промежуточное положение, распространяясь только на небесный мир. При этом руководящим началом материального мира становится фатум, который удален от божественного, что является одним из ранних вариантов теодицеи, в данном случае путем удаления Бога от происходящего в мире зла. Фатум не полностью детерминирует поведение, а является своего рода законом, четко устанавливающим последствия тех или иных действий. Теодицея – совокупность различных доктрин и вариантов оправдания Бога, предлагающих решение проблемы зла. Суть проблемы зла заключается в том, что существует одновременно всесильный, всеведающий и всеблагой Бог – и зло. Из этого факта делается вывод, что либо Бог не может создать мир без зла (или устранить его), либо он не желает создавать мир без зла (или устранять его). Первый вариант подрывает идею всесилия Бога, а второй – идею Его всеблагости.

Значительный вклад в развитие идеи промысла внес также Филон Александрийский, для которого промыслительная сила – это одна из сил Логоса, то есть это то, посредством чего Бог присутствует в мире. Филон иначе расставляет акценты, в его подходе промысл становится активным участием Бога в истории человечества, в отличие от фатума и раннего понимания провидения как некого безличного закона. Гностицизму, в котором также присутствует идея промысла, присуще желание духовного освобождения от фатума и получения независимости, что не встречается в более ранних подходах.

Характерной для древней христианской философии и богословия была дискуссия о распространении промысла на индивидов. Так, например, перипатетик Александр Афродисийский, как и некоторые представители стоиков и платоников, считал, что промысл распространяется только на роды (универсалии), но не распространяется на индивиды. Ранние христианские апологеты – Иустин Философ, Афинагор, напротив, распространяли влияние промысла на индивидов, что, без сомнения, принципиально для христианства, поскольку для них промысл тесно связан с учением о цели существования мира, грехопадении, воскресении и Суде. Бог вступает в общение с людьми, согласно св. Иеренею Лионскому, оценивая их поступки, наказывая, вознаграждая их и одаряя милостью. Важным этапом развития раннего христианского учения было утверждение св. Климента Александрийского о том, что промысл Божий распространяется не только на евреев, но и на язычников, получивших философию по действию Божественного промысла. В работах св. Климента собирается наиболее полный свод положений учения о промысле в раннем христианстве. Важный вклад св. Климента заключается также в учении о синергии, то есть о человеческом содействии сотворению блага в процессе реализации промысла. Даже зло, совершаемое людьми, Бог может обратить во благо, как это происходит в случае со святыми мучениками.

Уже в первые три века существования христианства учение о промысле вступает в противоречие с учением о фатуме, поскольку фатум воспринимается зачастую как власть демонов и астрологии. С учением о фатуме ведут полемику Ориген, св. Ипполит Римский и св. Мефодий Патарский. Эта тенденция знаменует отказ ортодоксального христианства от учения о фатуме.

Традиционное христианское понимание провидения включает в себя несколько видов действий Бога в отношении мира. Во-первых, это самое главное действие – сотворение мира. Большинство христиан полагают, что существование мира целиком зависит от Божественной свободной воли и мир сотворен из ничего (creatio ex nihilo). Во-вторых, творение Бога не может существовать полностью самостоятельно и непосредственно, поэтому Бог поддерживает, сохраняет существующий мир, а без его постоянной и непрерывной поддержки мир перестал бы существовать. В-третьих, согласно классической христианской точке зрения, мир также непосредственно управляется Богом, как всевышним правителем, и каждый момент истории мира и человечества связан с непосредственным участием Бога в организации событий. Отличие между вторым и третьим видом действий в том, что второе действие обеспечивает существование мира, а третье – предполагает непосредственное вмешательство в события тварного мира. Первый и второй вид Божественных действий можно отнести к Общему провидению, а случаи непосредственного участия Бога в исторических событиях путем его вмешательства – к Частному провидению.

Традиционное понимание божественного промысла предполагает, что весь тварный мир существует и изменяется в соответствии с замыслом Бога, всё, что происходит в мире, является частью заранее предопределенного Божественного замысла. При этом Бог обладает абсолютным знанием прошлого и настоящего и предзнанием будущего. Ориген подробно разрабатывает учение о совместимости этой идеи со свободой воли. Он утверждает, что Бог знает наши будущие решения не потому, что они определены, а потому, что он знает, какое свободное решение мы примем в будущем. Также Ориген пытается решить проблему молитвы, обозначенную Цельсом, которая заключается в отсутствии смысла для молитвы при условии того, что Бог знает все помыслы, желания и устремления молящегося. Однако Ориген отмечает важность направленности воли к Богу, в чем и заключается духовная суть молитвы. Также у Оригена разработана идея Божественного устройства мира, так называемого домоустроительства (οἰκονομία (oikonomia), которое является одним из направлений божественного промысла.

В дальнейшем учение о фатуме продолжает сохраняться и развиваться в неоплатонизме, полемику с ними ведут такие христианские авторы, как Евсевий Кесарийский, св. Василий Великий, св. Григорий Назианзин, Диодор Тарсский, св. Григорий Нисский, св. Немесий Эмесский, св. Иоанн Златоуст и другие. Критикуя позицию неоплатоников, эти авторы разрабатывают концепции промысла Божия как избавления от власти фатума, при этом для многих наиболее значительной частью промысла является Воплощение. Именно образ Христа спасает язычников от фатума, обращая их в истинную веру. Немесий критикует в первую очередь фатализм и детерминизм, которые были связаны с представлением о фатуме, отмечая их противоречие не только свободе воли человека, но даже и самого Бога, поскольку радикальный детерминизм, как его понимают некоторые нехристианские авторы, начинает влиять и на свободные решения Бога. Отношения между Богом и человеком непосредственны. Для Немесия, как и для многих других авторов, крайне важно, что в этической сфере Бог в каждом конкретном случае дарует человеку прощение или оставляет его в назидание. Естественный ход вещей после грехопадения сам по себе не полностью соответствует Благу, поэтому требуется усилие человека и ответное благоволение Бога, чтобы избавиться от власти греха. В то же время некоторые наработки платонизма и неоплатонизма были восприняты и адаптированы христианскими авторами при развитии учения о промысле. Так, например, в Ареопагитиках, за авторством Псевдо-Дионисия, представлены идеи, очень близкие к учению Прокла, а промысл понимается как божественное исхождение, энергия, содержащая всё, что ей причастно и являющаяся источником бытия и благобытия. В иерархии причастности к промыслу и благу всё зависит от того, в какой степени тот или иной индивид сможет стать причастен к промыслу, а не от особой избранности. Отвечая на вопрос о проблеме зла, Псевдо-Дионисий отрицает субстанциальность зла и указывает на то, что существует только Благо, даруемое через промысл, а Зло – это лишенность Блага.

Большое значение имеет учение о промысле прп. Максима Исповедника. Наряду с изложением множества собственных идей, он провел масштабную работу по синтезу предыдущих учений и объединению их в общую концепцию с учетом требований ортодоксальной традиции. Вопрос о свободе воли для него связан с выбором между устремлением к Богу и греховностью. Согласно «концепции естественности добродетели», свободно совершаемое благое действие, реализуемое в соответствии с собственным замыслом индивида, будет направлено и на реализацию божественного замысла, поскольку Благо, как конечная точка устремления всех благих намерений, едино. Помимо воли промысла, с точки зрения прп. Максима, не происходит ничего, «всё происходит либо по благоволению, либо по домостроительству, либо по попущению». Развивая идеи Ареопагитик, прп. Максим трактует божественное исхождение применительно к каждому человеку как спасение, обожение. Это и есть исполнение промысла о данном человеке, которое возможно, если только человек не вступит в противоречие с волей Бога. Конечной целью промысла является соединение человека и Бога, тварной природы и нетварной. Поэтому воплощение – это очень важный этап на пути к этому исходу. Другой столь же важный этап – это суд, при этом роль Бога как судьи является для него одной из трех главных ролей – Творца, Промыслителя и Судьи.

Максим Исповедник, как и в дальнейшем Иоанн Дамаскин, разделял «зависящее от нас» и «не зависящее от нас», указывая на то, что первое Бог предвидит, а второе предопределяет. Дамаскин формирует существовавшую до него в менее разработанной форме концепцию «двух воль» Бога – благоволящей и попускающей, или предшествующей и последующей. Первая воля относится к самой Благости Бога, а вторая – к его Справедливости. После прп. Максима завершается формирование основных положений ортодоксального византийского христианства, в том числе и учения о промысле.

В современной философии богословия, в особенности в западной философии, дискуссия о свободе воли и проблеме зла сохраняет свою актуальность. Проблема свободы воли выражена в противоречии между либертарианским пониманием свободы, с одной стороны, а с другой – с провидением. Поскольку Бог предзнает все события и возможные действия людей, то свободный выбор божественных творений оказывается под вопросом. Либертарианское понимание свободы, получившее распространение в Новое время и набирающее всё большую популярность, предполагает недопустимость не только ограничения свободы, но и какой-либо внешней детерминации волеизъявления свободного актора. При наличии такой детерминации решение уже нельзя признать свободным, что противоречит концепции провидения. Традиционный ортодоксальный подход в качестве решения данной проблемы отрицает либертарианское понимание свободы. Кроме того, существует так называемый открытый теизм, который предполагает ограничение божественного предзнания, достаточное для признания свободы воли человека, но позволяющее Богу осуществлять управление миром. Третья альтернатива – молинизм (именуемый так по имени иезуита Людвига Молина), который совмещает провидение и либертарианское понимание свободы, дополняя концепцию божественного всезнания новым видом знания – «промежуточное» (или срединное) знание. Существуют и другие концепции, предлагающие свое решение проблемы предзнания свободы воли, однако они менее распространены. Все концепции можно разделить на компатибилистские, признающие совместимость свободы воли и теологического детерминизма, и антикомпатибилистские, считающие противоречие неразрешимым и предлагающие отказаться от одного из его элементов.

Основные источники

Ортодоксальный подход (восточная церковная традиция)

Немесий Эмесский. О промысле, О том, что такое промысл, О том, чего касается промысл // Краткая история промысла от Платона до Максима Исповедника / Беневич Г.И.

Максим Исповедник. Трудности к Иоанну, Вопросы и недоумения, Вопросы и ответы к Фаласию (библиография со ссылками на тексты).

Иоанн Дамаскин. О промысле (глава 29) // Точное изложение православной веры. Книга вторая.

Святитель Филарет Московский. О первом члене Символа веры (вопросы 121-128) // Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви.

Западная церковная традиция

Боэций. «Утешение Философией» и другие трактаты. М.: Наука, 1990.

Августин Блаженный. О свободе воли, О граде божием. Т. 1-4.

Фома Аквинский О провидении Бога (вопрос 22), О предопределении (вопрос 23) // Сумма теологии. Часть I.

Промысл в открытом теизме

Rice R. The Openness of God: The Relationship of Divine Foreknowledge and Human Free Will, 1980.

Pinnock, C. & Rice, Ri. & Sanders, J. & Hasker, W. & Basinger, D. The Openness of God: A Biblical Challenge to the Traditional Understanding of God, 1994.

Sanders J. The God Who Risks: A Theology of Divine Providence, 1998.

Промысл в молинизме

Де Молина Л. Есть ли в боге знание будущих контингентных [вещей]? И каким образом (ratione) свобода решения и контингенция вещей согласуются с ним? Диспутация 52 // Согласие свободного решения с дарами благодати, божественным предзнанием, провидением, предопределением и отвержением. [Часть четвертая. О предзнании бога].

Flint, T.P. Divine Providence: The Molinist Account. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1998.

Анализ и критика

Бутаков П.А. Божественные обещания и предзнание в классическом теизме // Сибирский философский журнал. 2016. 14(2). С. 195-208.

В статье рассматривается проблема несовместимости божественного предзнания и божественных обещаний. Решить данную проблему в рамках классического теизма, с точки зрения автора, не представляется возможным, ее решение возможно в рамках философии открытого теизма.

Erickson M. What does God Know and When does He know it? The Current Controversy over Divine Foreknowledge, MI: Zondervan, 2003.

В статье приводится аргумент против открытого теизма, критикующий представление о божественном предзнании в рамках данной концепции.

Frame J. No Other God: A Response to Open Theism, Phillipsburg, NJ: Presbyterian & Reformed, 2001.

В статье приводится критика открытого теизма, основанная на реформатском прочтении Священного Писания.

Geisler, N.L. and Wayne House H. The Battle for God: Responding to the Challenge of Neotheism, Grand Rapids, MI: Kregal Publications, 2001.

Статья критикует открытый теизм, авторами он назван «неотеизм». Отмечаются противоречия между открытым теизмом и традиционным христианством, разбираются положения ортодоксального подхода к пониманию божественных атрибутов.

Piper J., Taylor J., and Helseth Р. Beyond the Bounds: Open Theism and the Undermining of Biblical Christianity, Wheaton, IL: Crossway Books, 2003.

Данный сборник содержит несколько критических эссе, направленных против открытого теизма. Критикуемая позиция сопоставляется с ортодоксальным подходом, предпочтение отдается последнему.

Hasker W. A New Anti-Molinist Argument // Religious Studies. 1999. 35:3. Р. 291-97.

В статье рассматривается аргумент против Молинизма, основанный на особенностях использования контрфактических высказываний в отношении свободных действий.

Alston, W.P. Divine Foreknowledge and Alternative Conceptions of Human Freedom // International Journal for Philosophy of Religion. 1985. 18(1) Р. 19-32.

В статье проводится сравнение либертарианской и компатибилистской точек зрения на совместимость концепций божественного предзнания и свободы воли.

Finch A. and Warfield Т. 1999, “Fatalism: Logical and Theological,” Faith and Philosophy, 16(2): 233-238.

Дискуссия между логическим и теологическим фатализмом. Отмечается, что представление о модальном статусе существования Бога может помочь сделать выбор между данными подходами.

Craig, W.L. Divine foreknowledge and human freedom: the coherence of theism: omniscience, 1991.

Работа содержит обзор и анализ большого количества литературы по логическому и теологическому фатализму, молинизму и другим альтернативным подходам. Разработана и представлена собственная точка зрения автора.

Turner J. Compatibilism and the Free Will Defense // Faith and Philosophy. 2013. Vol. 30. No. 2. Р. 125-137.

В статье приводится версия компатибилизма в отношении свободы воли. Представлена попытка совместить теологический детерминизм и свободу воли.

Энциклопедические статьи

Приведенные ниже статьи содержат обзоры дискуссий, связанных с Божественным провидением, открытым теизмом, срединным знанием, предзнанием и свободой воли. В большинстве статьей содержится обширный список литературы по данной теме.

McCann, Hugh J. and Johnson, Daniel M. Divine Providence // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (статья содержит большой список литературы по данной теме).

Rissler J. Open theism // Internet Encyclopedia of Philosophy.

Laing, J.D. Middle knowledge // Internet Encyclopedia of Philosophy.

Zagzebski Linda. Foreknowledge and Free Will, The Stanford Encyclopedia of Philosophy.

Промысл Божий. Статья и литература на сайте «Азбука Веры».

Обзорные работы

Беневич Г.И. Краткая история промысла от Платона до Максима Исповедника, СПб: РХГА, 2013.

Книга представляет собой историко-философское исследование, посвященное истории одного из ключевых понятий философских школ поздней античности – промысла Божия. Автор рассматривает становление византийского учения о промысле через призму формирования учения Максима Исповедника, уделяя ему наибольшее внимание. Он анализирует источники, повлиявшие на учение прп. Максима, начиная с Платона и вплоть до VII в., а затем кратко исследует поздневизантийскую мысль, рассматривая дальнейшее развитие идей Максима Исповедника.

Флинт Т.П. Божественное провидение // Оксфордское руководство по философской теологии / Сост. Т.П. Флинт, М.К. Рей. М.: Языки славянской культуры, 2013. С. 393-427.

В статье подробно рассмотрена проблема соотношения идеи божественного провидения и либертарианского подхода к определению свободы воли. Автор последовательно анализирует и критикует сначала либертарианский подход, затем традиционный томистский, затем позицию открытого теизма. Статья завершается рассмотрением молинистского подхода, автор приходит к выводу, что данный вариант решения проблемы свободы воли в теологии является предпочтительным. 

Мюррей М., Рей М. Атрибуты Бога: вечность, знание и провидение // Введение в философию религии. Пер с англ. М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2010.

Авторы рассматривают проблему совместимости провидения и свободы воли с учетом таких атрибутов Бога, как всеведение (или предзнание) и вечность. Анализируются различные подходы к пониманию провидения – кальвинизм, простое предзнание, открытый теизм и молинизм.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9