Первая Международная конференция "Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение". Впечатления: вторая часть
Как Православная Церковь сможет изменить Интернет? Те, кто так или иначе представляют Церковь в Интернете, готовы не только к проповеди, но и к новому уровню взаимодействия. Это стало ясно по результатам 1-й международной конференции "Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение", прошедшей в Афинах.
Статья

Полностью реализовалась логика программы: от рассмотрения технологических возможностей к постановке конкретных задач.

Восемь. Церковь принципиально не закрывается - предлагает обсуждать все острые вопросы открыто в Интернете: и на собственных, и на внешних площадках. Принимать участие могут все, даже "внешняя аудитория", но дискуссия должна вестись осторожно и внимательно, поэтому здесь невозможно обойтись без правил. Любая дискуссия по церковным вопросам должна объявляться "ответственным пространством" - с безусловной 100% премодерацией.

Девять. Технологии и технологические изменения не смогут дать обществу "новую мораль", несмотря на существующие в технологическом мире теории, что технологическое влияние на общество сможет изменить его, "продвинуть". Однако технологическое влияние на общество не может быть влиянием моральным, хотя вполне может стать аморальным. Как не может быть морали церковной и светской, так и не может быть отдельной оффлайновой и онлайновой морали.

Созвучно светскому выглядело церковное отношение к традиционным, печатным медиа. Они все равно останутся, найдут свою нишу, их сравнивают с книгами. К тому же они всегда будут доступны, если вдруг "отключат" доступ аудитории к определенным сайтам в борьбе за секулярный мир.

Десять.
Самая острая тема, вызвавшая бурные эмоции у аудитории, возможно, из-за присутствия большого количества журналистов: должны ли СМИ, освещающие деятельность Церкви, относиться к ней иначе, чем, например, СМИ, освещающие деятельность парламента, к парламенту? Не повредит ли объективная информация о Церкви? На одинаковых ли скоростях живут Церковь и СМИ? У них одинаковое внимание к деталям? Помогает ли сама Церковь через свои пресс-службы СМИ быть объективными?

Общего мнения по этому вопросу выработано не было, но позиция Церкви была услышана: особенно осторожно надо предъявлять претензии. Чтобы писать о Церкви, нужно быть весьма оборазованным человеком. Светские институты сдали свои позиции, в том числе и дилетантам, но это не значит, что должна сдаваться и Церковь. В Церкви происходит все, в том числе и нехорошее. Говорить про это нужно, но так, чтобы испраить, а не так, чтобы заклеймить, как это часто происходит сегодня.

Особняком стояли два воспроса: должно ли все, что связано с Церковью, распространяться бесплатно? Есть ли возможность строить в том числе информационный бизнес, связанный с церковной тематикой? Развития, правда, эти вопросы не получили, но они точно будут обсуждаться дальше.

Одиннадцать.
Церковь институализируется в Интернете после того, как, столкнувшись с жесткой действительностью, должна была перегруппироваться. Ярко выглядела позиция одного из спикеров, что социальные сети - возможность работать с противниками Церкви.

Церковь может определять повестку в некоторых сегментах соцсетей, и эти пространства она должна растить и воспринимать как плацдарм для движения дальше. Церковь просит давать больше советов, митрополитов создавать собственные профили и самостоятельно вести их. Поразительно, что ярлык "враг Церкви" оказывается действенным оружием в Интернете. Правда, используется он в спорах межу светскими персонами.

Двенадцать.
Одним из последних выступлений был обзор будущего технологий - профессиональный визионерский доклад от светских практиков и теоретиков, который скорее ожидаешь услышать на технологической конференции. Много внимания уделено безопасному использованию технологий не столько с точки зрения защиты данных, а скорее чтобы не навредить пастве.
 
* * *
Возможно, корень больших разочарований в Интернете - это изначально завышенные ожидания от виртуальной реальности. Оказалось, что здесь, как и в реальности, есть свои проблемы. Конечно, Интернет - это не новые грехи, а просто новые "соблазны". Что будет с людьми в будущем, когда программисты не будут нужны, а машины сами будут писать коды? - Часто слышишь вместо ответа встречный вопрос, и утверждение, что прогресс нельзя остановить, а те, кто пытаются это сделать, - ретрограды. Вроде как на этом обычно обсуждения и заканчиваются. Здесь же только начинаются. Вопрос о том, как управлять развитием технологий, как сделать так, чтобы они не уничтожили человечество сначала внутренне, духовно, следствием чего точно станет физическое уничтожение, в отличие от технологических конференций, - здесь не теортеический, а прикладной.
Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9