Епископ Виктор (в миру Константин Александрович Островидов) родился 21 мая 1878 года в селе Золотое Саратовской губернии в семье псаломщика. Закончив Камышинское духовное училище, в августе 1893 года Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию[1]. Полный семинарский курс воспитанник Островидов окончил в июне 1899 года по первому разряду, имея в аттестате четыре «отличных» (5) отметки, девятнадцать «очень хороших» (4) и шесть «хороших» (3), и получил звание студента[2]. Успешно выдержав приемные испытания в августе 1899 года, Константин Островидов был зачислен в Казанскую духовную академию, которую и окончил со степенью кандидата богословия в 1903 году[3]. По окончании Академии Константин Александрович принял монашеский постриг с именем Виктор, 30 июня[4] был рукоположен в иерея и начал нести миссионерское послушание в Саратовской епархии, как настоятель Троицкого подворья Саратовского Преображенского монастыря в городе Хвалынск. В 1905 году иеромонах Виктор был назначен старшим иеромонахом Иерусалимской духовной миссии. В 1908 году о. Виктор участвовал в миссионерском съезде в Киеве, где прочел обширный доклад о проблемах Русской духовной миссии в Палестине. В 1909 году иеромонах Виктор назначен смотрителем Архангельского духовного училища, и в том же году, по собственному прошению, переведен в число братии Александро-Невской Лавры. С 1910 по 1918 год архимандрит Виктор нес послушание настоятеля Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря столичной епархии. В 1918-1919 годах архимандрит Виктор был наместником Александро-Невской Лавры, а 26 декабря 1919 года его хиротонисали во епископа Уржумского[5], викария Вятской епархии.
С 1920 года до самой своей кончины в 1934 году владыка Виктор пользовался особым вниманием у карательно-репрессивной машины советского государства. В 1921 году епископ был перемещен на Глазовское викариатство Вятской епархии. В 1922-1928 годах владыка Виктор окормлял паству Удмуртского края в качестве викария, а в 1926 году, с момента образования самостоятельной Ижевской и Вотской епархии — уже в качестве правящего архиерея, будучи при этом временно управляющим Вятской епархией[6]. В 1927 году владыка Виктор не смог принять намеченный в «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля принцип отношения Церкви к безбожному советскому государству, и вследствие этого отказался от назначения епископом Шадринским, временно управляющим Екатеринбургской епархией.
Движение несогласных с церковной политикой митрополита Сергия на Вятке и в Удмуртии сформировалось под омофором владыки Виктора и в историографии получило название «викторианской» или «викторовской» оппозиции. За период своего четырнадцатилетнего архипастырского служения священноисповедник Виктор провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием.
Более полную информацию о священноисповеднике Викторе можно найти в Православной энциклопедии и в различных изданиях жития владыки[7]. Однако не хватает серьезной научной биографии исповедника. Существует и ряд спорных вопросов. В нашей статье мы хотели бы обратить внимание на некоторые факты из биографии преосвященного Виктора, которые нам удалось прояснить на основании документов, обнаруженных в Национальном Архиве Республики Татарстан.
I. Первым проблемным местом в биографии владыки Виктора является дата его рождения. В литературе встречается три различных версии этой даты.
Первая версия — 20 мая 1875 года. Эта версия отражена в статье Православной энциклопедии[8], посвященной владыке Виктору; в деянии Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских[9]; в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменом Дамаскиным (Орловским)[10]; в статье В. Семибратова в Энциклопедии Земли Вятской[11]. 1875 также указан, как год рождения еп. Виктора в биографических данных о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге «Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы»[12].
Вторая версия — 1876 год. Эта дата встречается в биографическом справочнике «За веру Христову»[13], в монографии вятского историка А.Г.Полякова[14] и в приложении к документальному сборнику «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России»[15].
Третья версия, наиболее близкая к истине — 20 мая 1878 года. Этот вариант датировки присутствует в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменией Софией (Розановой)[16], а также в житийном приложении к акафисту святителю Виктору Вятскому исповеднику[17], изданного без указания автора, но текст которого очень близок к тексту труда игумении Софии.
Все три версии ошибочны. Островидов Константин[18] Александрович (имя владыки Виктора в миру) родился 21 мая 1878 года. Эту дату подтверждают как минимум четыре документа: 1)Аттестат об окончании Константином Островидовым Саратовской духовной семинарии[19](см. приложение I); 2)Ведомость о воспитанниках семинарий, явившихся к приемным испытаниям в Казанскую духовную академию в 1899 году волонтерами[20]; 3)Сведения[21] об окончивших курс в 1903 году студентах Казанской духовной академии, находящихся в Деле Совета Казанской духовной академии об испытании студентов IV курса за 1902/3 учебные годы; 4) Диплом[22] об окончании Казанской духовной академии[23](см. приложение III). Итак, согласно с вышеприведенными документами, Островидов Константин родился в семье псаломщика Александра Островидова 21 мая 1878 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии.
II. Еще один проблемный вопрос — какую духовную академию заканчивал владыка Виктор?
Ряд авторов указывает на столичную Санкт-Петербургскую духовную академию. Это мнение встречается в статье В.Семибратова[24], у Л. Регельсона в книге «Трагедия Русской Церкви»[25], у митрополита Иоанна (Снычева) в книге «Церковные расколы в Русской Церкви 20-30 годов ХХ столетия», у митрополита Мануила (Лемешевского) в книге «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы»[26] и в «Актах Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России»[27].
Эта версия не находит документального подтверждения. Напротив, комплекс архивных документов десятого фонда[28] Национального Архива Республики Татарстан свидетельствует о том, что Островидов Константин в 1899-1903 годах обучался в Казанской духовной академии. Речь идет о следующих документальных комплексах: 1) «Дело Совета Казанской духовной академии о вызове воспитанников в состав нового академического курса и о доставлении Св. Синоду сведений о составе нового академического курса 1899 года»[29]; 2) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытаниях студентов I, II и III курсов 1900 года»[30]; 3) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов I, II, III курсов за 1900/1 учебный год»[31]; 4) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов I, II, III курсов за 1901/2 учебные годы»[32]; 5) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов IV курса за 1902/3 учебные годы»[33]; 6) «Курсовое сочинение студента XLIV курса Казанской духовной академии Константина Островидова»[34]. Кроме того, это подтверждают такие документы, как прошение[35] студента Саратовской духовной семинарии Константина Александровича Островидова о допуске к приемным испытаниям в Казанскую духовную академию и диплом[36] об окончании Казанской духовной академии, выданный Островидову Константину.
III. Третий вопрос, который считаем нужным рассмотреть в данной статье, следующий — был ли Константин Александрович Островидов пострижен в монашество в годы академического студенчества?
Митрополит Мануил (Лемешевский), а вслед за ним и Лев Регельсон пишут: «Пострижен в монашество во время учения в академии»[37]. О безосновательности этого утверждения можно заявить на основании двух аргументов: 1) диплом об окончании академического курса выдан Островидову Константину, а не монаху Виктору, не иеродиакону и не иеромонаху, что необходимо отражало бы факт пострига в академии; 2) автор этих срок не обнаружил в «Делах правления Казанской духовной академии о пострижении в монашество студентов академии» 10 фонда НА РТ даже намека о возможном монашеском постриге студента Островидова.
Итак, на основании приведенных выше аргументов складывается следующая картина. Островидов Константин, «сын псаломщика Саратовской губ., Камышинского, села Золотого, Александра Островидова»[38] родился 21 мая 1878 года. По окончании Камышинского духовного училища Константин поступил в августе 1893 года в Саратовскую духовную семинарию[39]. В июне 1899 года окончил полный семинарский курс по первому разряду и был «удостоен звания студента Семинарии»[40]. 13 августа 1899 года Константин Александрович Островидов подает на имя преосвященного Антония, ректора Казанской духовной академии прошение (см. приложение II) на допуск к приемным испытаниям[41], и, оказавшись двадцатым в списке волонтеров «А» («Сдавшие удовлетворительно по всем предметам испытания»[42]), зачисляется в число студентов Академии. Как следует из диплома, Островидов Константин, имеющий от роду 25 лет, «в течении четырех лет выслушал полный курс наук общеобязательных и специальных по первой группе» и 3 июня 1903 года[43] был удостоен степени кандидата богословия за работу «Брак и безбрачие». По окончании Академии студент Островидов был направлен в Саратовскую епархию и рекомендован для назначения преподавателем русского языка в духовном училище[44].
ПРИЛОЖЕНИЕ I. (НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10043.Л. 264.)
ПРИЛОЖЕНИЕ II. (НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10043.Л.262.)
ПРИЛОЖЕНИЕ III. (НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.179об.–180.)
[1] См. приложение I.
[2] Там же.
[3] См. приложение III.
[4] Православная энциклопедия. Том VIII. М., 2004. С.428.
[5] Иоанн (Снычев), иером. Хронология архиерейских хиротоний с 1893 по 1958 год. Чебоксары, 1959. С.29.
[6] Православная энциклопедия… С.430; Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI - начало XX века. Ижевск, 2001. С. 34-35.
[7] Православная энциклопедия… С.428-432; Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века. Апрель./ Сост. Игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2006. С. 174-212; Житие священноисповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии./ Сост. игумения София (Розанова). Киров (Вятка), 2004; Акафист Священноисповеднику Виктору, епископу Вятскому и Глазовскому. Вятка, 2008; Архангельская и Холмогорская епархия. За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник. Архангельск, 2006. С 93; Энциклопедия Земли Вятской. Том VI. Знатные люди. (Биографический словарь). Киров, 1996. С. 87-88.
[8] Православная энциклопедия... С.428.
[9] Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13-16 августа 2000 года. Материалы. М., 2001. С. 289.
[10] Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века… С. 174.
[11] Энциклопедия Земли Вятской… С. 87.
[12] Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. Жизнеописания и документы./ Сост. Л.Е. Сикорская. М., 2008. С.485.
[13] Архангельская и Холмогорская епархия. За веру Христову… С 93.
[14] Поляков А.Г. Русская Православная Церковь и светская власть в 1917 – середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии). Киров, 2007. С. 161.
[15] Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. /Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института,1994. С. 851.
[16] Житие священноисповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии… С. 9.
[17] Акафист Священноисповеднику Виктору… С. 31.
[18] В работах А.Г.Полякова, В.Семибратова и в «Актах Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России» указано ошибочно имя – Виктор Александрович.
[19] Национальный Архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф.10. Оп. 1. Д. 10043. Л. 264.
[20] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д. 9994. Л.67об.
[21] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.93об.
[22] По сведениям, содержащимся в академическом дипломе, можно вычислить только год рождения.
[23] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.179об.–180.
[24] Энциклопедия Земли Вятской… С. 87.
[25] Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Изд. 3-е. М., 2007. С. 600.
[26] DIE RUSSISCHEN ORTHODOXEN BISCHÖFE von 1893 bis 1965. Bio – Bibliographie von Metropolit Manuil (Lemeševskij) bis zur Gegenwart ergänzt von P. Coelestin Patok OSA. TEIL II. Erlangen 1981. C. 167.
[27] Акты святейшего Тихона… С. 851.
[28] Фонд Казанской духовной академии.
[29] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.9994.
[30] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10127.
[31] НА РТ Ф.10. Оп.1. Д.10240.
[32] НА РТ Ф.10. Оп.1. Д.10334.
[33] НА РТ Ф.10. Оп.1. Д.10435.
[34] НАРТ. Ф.10. Оп.2. Д.564.
[35] НА РТ Ф.10. Оп.1. Д.10043. Л.262.
[36] НА РТ Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.179об.-180.
[37] DIE RUSSISCHEN ORTHODOXEN BISCHÖFE… C. 167; Регельсон Л. Указ. соч. С. 600.
[38] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.9994. Л.67об.
[39] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10043. Л.264.
[40] Там же.
[41] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10043. Л.262.
[42] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.9994. Л.30.
[43] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.179об.–180.
[44] Там же. Л. 100об. – 101.