Частные вопросы биографии священноисповедника Виктора (Островидова)
Одной из проблем современной агиографии, посвященной в первую очередь новомученикам Российским, является отсутствие официальных биографий, а также крайне слабый с точки зрения фактологии житийный материал. Студент Московской духовной академии Иван Кожевников предлагает решение некоторых проблемных вопросов биографии священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского.
Статья

Епископ Виктор (в миру Константин Александрович Островидов) родился 21 мая 1878 года в селе Золотое Саратовской губернии в семье псаломщика. Закончив Камышинское духовное училище, в августе 1893 года Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию[1]. Полный семинарский курс воспитанник Островидов окончил в июне 1899 года по первому разряду, имея в аттестате четыре «отличных» (5) отметки, девятнадцать «очень хороших» (4) и шесть «хороших» (3), и получил звание студента[2]. Успешно выдержав приемные испытания в августе 1899 года, Константин Островидов был зачислен в Казанскую духовную академию, которую и окончил со степенью кандидата богословия в 1903 году[3]. По окончании Академии Константин Александрович принял монашеский постриг с именем Виктор, 30 июня[4] был рукоположен в иерея и начал нести миссионерское послушание в Саратовской епархии, как настоятель Троицкого подворья Саратовского Преображенского монастыря в городе Хвалынск. В 1905 году иеромонах Виктор был назначен старшим иеромонахом Иерусалимской духовной миссии. В 1908 году о. Виктор участвовал в миссионерском съезде в Киеве, где прочел обширный доклад о проблемах Русской духовной миссии в Палестине. В 1909 году иеромонах Виктор назначен смотрителем Архангельского духовного училища, и в том же году, по собственному прошению, переведен в число братии Александро-Невской Лавры. С 1910 по 1918 год архимандрит Виктор нес послушание настоятеля Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря столичной епархии. В 1918-1919 годах архимандрит Виктор был наместником Александро-Невской Лавры, а 26 декабря 1919 года его хиротонисали во епископа Уржумского[5], викария Вятской епархии.

 

С 1920 года до самой своей кончины в 1934 году владыка Виктор пользовался особым вниманием у карательно-репрессивной машины советского государства. В 1921 году епископ был перемещен на Глазовское викариатство Вятской епархии. В 1922-1928 годах владыка Виктор окормлял паству Удмуртского края в качестве викария, а в 1926 году, с момента образования самостоятельной Ижевской и Вотской епархии — уже в качестве правящего архиерея, будучи при этом временно управляющим Вятской епархией[6]. В 1927 году владыка Виктор не смог принять намеченный в «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля принцип отношения Церкви к безбожному советскому государству, и вследствие этого отказался от назначения епископом Шадринским, временно управляющим Екатеринбургской епархией.

 

Движение несогласных с церковной политикой митрополита Сергия на Вятке и в Удмуртии сформировалось под омофором владыки Виктора и в историографии получило название «викторианской» или «викторовской» оппозиции. За период своего четырнадцатилетнего архипастырского служения священноисповедник Виктор провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием.

 
 

Более полную информацию о священноисповеднике Викторе можно найти в Православной энциклопедии и в различных изданиях жития владыки[7]. Однако не хватает серьезной научной биографии исповедника. Существует и ряд спорных вопросов. В нашей статье мы хотели бы обратить внимание на некоторые факты из биографии преосвященного Виктора, которые нам удалось прояснить на основании документов, обнаруженных в Национальном Архиве Республики Татарстан.

 

I. Первым проблемным местом в биографии владыки Виктора является дата его рождения. В литературе встречается три различных версии этой даты.

 

Первая версия — 20 мая 1875 года. Эта версия отражена в статье Православной энциклопедии[8], посвященной владыке Виктору; в деянии Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских[9]; в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменом Дамаскиным (Орловским)[10]; в статье В. Семибратова в Энциклопедии Земли Вятской[11]. 1875 также указан, как год рождения еп. Виктора в биографических данных о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге «Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы»[12].

 

Вторая версия — 1876 год. Эта дата встречается в биографическом справочнике «За веру Христову»[13], в монографии вятского историка А.Г.Полякова[14] и в приложении к документальному сборнику «Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России»[15].

 

Третья версия, наиболее близкая к истине — 20 мая 1878 года. Этот вариант датировки присутствует в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменией Софией (Розановой)[16], а также в житийном приложении к акафисту святителю Виктору Вятскому исповеднику[17], изданного без указания автора, но текст которого очень близок к тексту труда игумении Софии.

 

Все три версии ошибочны. Островидов Константин[18] Александрович (имя владыки Виктора в миру) родился 21 мая 1878 года. Эту дату подтверждают как минимум четыре документа: 1)Аттестат об окончании Константином Островидовым Саратовской духовной семинарии[19](см. приложение I); 2)Ведомость о воспитанниках семинарий, явившихся к приемным испытаниям в Казанскую духовную академию в 1899 году волонтерами[20]; 3)Сведения[21] об окончивших курс в 1903 году студентах Казанской духовной академии, находящихся в Деле Совета Казанской духовной академии об испытании студентов IV курса за 1902/3 учебные годы; 4) Диплом[22] об окончании Казанской духовной академии[23](см. приложение III). Итак, согласно с вышеприведенными документами, Островидов Константин родился в семье псаломщика Александра Островидова 21 мая 1878 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии.

 

 

 

II. Еще один проблемный вопрос — какую духовную академию заканчивал владыка Виктор?

 

Ряд авторов указывает на столичную Санкт-Петербургскую духовную академию. Это мнение встречается в статье В.Семибратова[24], у Л. Регельсона в книге «Трагедия Русской Церкви»[25], у митрополита Иоанна (Снычева) в книге «Церковные расколы в Русской Церкви 20-30 годов ХХ столетия», у митрополита Мануила (Лемешевского) в книге «Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы»[26] и в «Актах Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России»[27].

 

Эта версия не находит документального подтверждения. Напротив, комплекс архивных документов десятого фонда[28] Национального Архива Республики Татарстан свидетельствует о том, что Островидов Константин в 1899-1903 годах обучался в Казанской духовной академии. Речь идет о следующих документальных комплексах: 1) «Дело Совета Казанской духовной академии о вызове воспитанников в состав нового академического курса и о доставлении Св. Синоду сведений о составе нового академического курса 1899 года»[29]; 2) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытаниях студентов I, II и III курсов 1900 года»[30]; 3) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов I, II, III курсов за 1900/1 учебный год»[31]; 4) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов I, II, III курсов за 1901/2 учебные годы»[32]; 5) «Дело Совета Казанской духовной академии об испытании студентов IV курса за 1902/3 учебные годы»[33]; 6) «Курсовое сочинение студента XLIV курса Казанской духовной академии Константина Островидова»[34]. Кроме того, это подтверждают такие документы, как прошение[35] студента Саратовской духовной семинарии Константина Александровича Островидова о допуске к приемным испытаниям в Казанскую духовную академию и диплом[36] об окончании Казанской духовной академии, выданный Островидову Константину.

 

 

 

III. Третий вопрос, который считаем нужным рассмотреть в данной статье, следующий — был ли Константин Александрович Островидов пострижен в монашество в годы академического студенчества?

 

Митрополит Мануил (Лемешевский), а вслед за ним и Лев Регельсон пишут: «Пострижен в монашество во время учения в академии»[37]. О безосновательности этого утверждения можно заявить на основании двух аргументов: 1) диплом об окончании академического курса выдан Островидову Константину, а не монаху Виктору, не иеродиакону и не иеромонаху, что необходимо отражало бы факт пострига в академии; 2) автор этих срок не обнаружил в «Делах правления Казанской духовной академии о пострижении в монашество студентов академии» 10 фонда НА РТ даже намека о возможном монашеском постриге студента Островидова.

 

Итак, на основании приведенных выше аргументов складывается следующая картина. Островидов Константин, «сын псаломщика Саратовской губ., Камышинского, села Золотого, Александра Островидова»[38] родился 21 мая 1878 года. По окончании Камышинского духовного училища Константин поступил в августе 1893 года в Саратовскую духовную семинарию[39]. В июне 1899 года окончил полный семинарский курс по первому разряду и был «удостоен звания студента Семинарии»[40]. 13 августа 1899 года Константин Александрович Островидов подает на имя преосвященного Антония, ректора Казанской духовной академии прошение (см. приложение II) на допуск к приемным испытаниям[41], и, оказавшись двадцатым в списке волонтеров «А» («Сдавшие удовлетворительно по всем предметам испытания»[42]), зачисляется в число студентов Академии. Как следует из диплома, Островидов Константин, имеющий от роду 25 лет, «в течении четырех лет выслушал полный курс наук общеобязательных и специальных по первой группе» и 3 июня 1903 года[43] был удостоен степени кандидата богословия за работу «Брак и безбрачие». По окончании Академии студент Островидов был направлен в Саратовскую епархию и рекомендован для назначения преподавателем русского языка в духовном училище[44].

ПРИЛОЖЕНИЕ I. (НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10043.Л. 264.) 

ПРИЛОЖЕНИЕ II. (НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10043.Л.262.)

ПРИЛОЖЕНИЕ III. (НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.179об.–180.)


 

[1] См. приложение I.

[2] Там же.

[3] См. приложение III.

[4] Православная энциклопедия. Том VIII. М., 2004. С.428.

[5] Иоанн (Снычев), иером. Хронология архиерейских хиротоний с 1893 по 1958 год. Чебоксары, 1959. С.29.

[6] Православная энциклопедия… С.430; Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI - начало XX века. Ижевск, 2001. С. 34-35.

[7] Православная энциклопедия… С.428-432; Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века. Апрель./ Сост. Игум. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2006. С. 174-212; Житие священноисповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии./ Сост. игумения София (Розанова). Киров (Вятка), 2004; Акафист Священноисповеднику Виктору, епископу Вятскому и Глазовскому. Вятка, 2008; Архангельская и Холмогорская епархия. За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник. Архангельск, 2006. С 93; Энциклопедия Земли Вятской. Том VI. Знатные люди. (Биографический словарь). Киров, 1996. С. 87-88.

[8] Православная энциклопедия... С.428.

[9] Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13-16 августа 2000 года. Материалы. М., 2001. С. 289.

[10] Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века… С. 174.

[11] Энциклопедия Земли Вятской… С. 87.

[12] Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. Жизнеописания и документы./ Сост. Л.Е. Сикорская. М., 2008. С.485.

[13] Архангельская и Холмогорская епархия. За веру Христову… С 93.

[14] Поляков А.Г. Русская Православная Церковь и светская власть в 1917 – середине 1920-х гг. (на материалах Вятской губернии). Киров, 2007. С. 161.

[15] Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. /Сост. М.Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института,1994. С. 851.

[16] Житие священноисповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии… С. 9.

[17] Акафист Священноисповеднику Виктору… С. 31.

[18] В работах А.Г.Полякова, В.Семибратова и в «Актах Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России» указано ошибочно имя – Виктор Александрович.

[19] Национальный Архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф.10. Оп. 1. Д. 10043. Л. 264.

[20] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д. 9994. Л.67об.

[21] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.93об.

[22] По сведениям, содержащимся в академическом дипломе, можно вычислить только год рождения.

[23] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.179об.–180.

[24] Энциклопедия Земли Вятской… С. 87.

[25] Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. Изд. 3-е. М., 2007. С. 600.

[26] DIE RUSSISCHEN ORTHODOXEN BISCHÖFE von 1893 bis 1965. Bio – Bibliographie von Metropolit Manuil (Lemeševskij) bis zur Gegenwart ergänzt von P. Coelestin Patok OSA. TEIL II. Erlangen 1981. C. 167.

[27] Акты святейшего Тихона… С. 851.

[28] Фонд Казанской духовной академии.

[29] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.9994.

[30] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10127.

[31] НА РТ Ф.10. Оп.1. Д.10240.

[32] НА РТ Ф.10. Оп.1. Д.10334.

[33] НА РТ Ф.10. Оп.1. Д.10435.

[34] НАРТ. Ф.10. Оп.2. Д.564.

[35] НА РТ Ф.10. Оп.1. Д.10043. Л.262.

[36] НА РТ Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.179об.-180.

[37] DIE RUSSISCHEN ORTHODOXEN BISCHÖFE… C. 167; Регельсон Л. Указ. соч. С. 600.

[38] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.9994. Л.67об.

[39] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10043. Л.264.

[40] Там же.

[41] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10043. Л.262.

[42] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.9994. Л.30.

[43] НА РТ. Ф.10. Оп.1. Д.10435. Л.179об.–180.

[44] Там же. Л. 100об. – 101.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9