Присутствие РПЦ в арабских странах
Объектом рассмотрения научного сотрудника Российского института стратегических исследований П.В. Густерина является развитие связей Русской Православной Церкви с арабскими странами как результат ее политической активности, а также роль РПЦ во внешней политике России.
Статья

В связи с событиями 2–3 декабря 2013 г. в сирийском городе Маалюля, где бандиты вторглись в монастырь Св. Фёклы и взяли в заложники его настоятельницу и 12 послушниц, Патриарх Антиохийский Иоанн X обратился с просьбой о помощи к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. Очевидно, что через предстоятеля Русской Православной Церкви глава Антиохийской Православной Церкви обратился ко всему российскому народу. В результате Москва призвала сирийских боевиков немедленно освободить захваченных в понедельник монахинь, а также всех других христианских священнослужителей в Сирии.

Следует отметить, что с избранием в феврале 2009 г. Патриархом митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла активность Русской Православной Церкви в иностранных государствах повысилась. Активизация деятельности РПЦ за рубежами России произошла по следующим причинам:

1)      стремление нового главы РПЦ усилить ее влияние в мире;

2)      установление сотрудничества РПЦ с руководством России и государственными структурами, в том числе с МИДом;

3)      рост авторитета России на международной арене, что проявляется и в уважении к РПЦ со стороны официальных властей, которым она пользуется;

4)      выезд на постоянное место жительства за рубеж большого числа россиян, которые на чужбине начинают испытывать потребность в духовном общении, в том числе в окормлении Церковью, что требует строительства и открытия новых приходов.

В результате РПЦ к настоящему времени приобрела черты влиятельного фактора мировой политики. РПЦ на международной арене блюдет не только собственные интересы, но и в сферах, допустимых ее Уставом, представляет интересы государств, находящихся на ее канонической территории, то есть там, где прочие Церкви или какие-либо христианские конфессии не могут осуществлять свою деятельность без согласования с церковными властями этой территории.

Активизация деятельности РПЦ не обошла и Арабский Восток. Еще в 2001 г. присутствие РПЦ на территории арабских стран было незначительным: в Дамаске (Сирия) функционировало представительство, в Александрии, Каире (оба — Египет) и Бейруте (Ливан) — подворья, а в Марокко и Тунисе — ставропигиальные, то есть подчиняющиеся напрямую патриарху, приходы.

Теперь же на территории арабских стран функционируют около десяти храмов РПЦ. Подворье в Каире было преобразовано вПредставительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки. При этом предстоятели Православных Церквей — Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской — оказывают содействие строительству на их канонических территориях храмов РПЦ.

Благодаря росту авторитета РПЦ по инициативе короля Иордании Абдаллы II в июле 2006 г. России на территории религиозно-археологического заповедника «Место Крещения Иисуса Христа» (Эль-Магтас) был передан земельный участок площадью 1 га в бессрочное и безвозмездное пользование. В 2007 г. российская сторона приняла решение о строительстве на этом участке странноприимного дома РПЦ для размещения паломников, который был открыт в июне 2012 г. президентом В.В. Путиным во время его визита в Иорданию.

Еще будучи председателем Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), ныне действующий Патриарх Кирилл уделял внимание не только каноническому общению с Православными Церквями в арабских странах, но и с мусульманским духовенством, особенно в Сирии. В декабре 2005 г. он совершил поездку в Йемен, в сентябре 2007 г. — в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

Примечательно, что активность РПЦ вне ее канонических территорий вызывает ревность Римско-Католической Церкви. Например, 4 апреля 2007 г. муниципалитет города Шарджа (ОАЭ) зарегистрировал православный приход РПЦ (храм апостола Филиппа) в эмирате Шарджа, а уже 1 июня 2007 г. Ватикан установил с ОАЭ дипломатические отношения на высшем уровне, что можно расценивать как реакцию Святого престола на присутствие РПЦ.

В последние годы частыми стали визиты высших иерархов Православных Церквей Ближнего Востока в Россию. Одной из причин этих визитов является то, что в условиях растущего фундаментализма и участившихся в связи с этим фактов гонения на христиан автокефальные Православные и Древневосточные Церкви Ближнего Востока рассчитывают на поддержку РПЦ возродившейся России. Христиане арабских стран в сложившихся политических условиях видят в России и РПЦ своих защитников. Так, 1 февраля с.г. в Москву прибыла семья египтян-коптов из десяти человек, которые стали беженцами из-за преследований исламистов в Египте. Примечательно, что РПЦ не имеет с Коптской Церковью канонического общения по религиозным причинам. Тем не менее, осознание религиозного единства вселяет в христиан различных конфессий надежду на помощь РПЦ и Российского государства.

Гонения на паству РПЦ в арабских странах также имеют место. Так, с ноября 2011 г. церковь Воскресения Христова в столице Туниса несколько раз становилась объектом нападения экстремистов, а настоятель храма открыто получает угрозы. В апреле 2012 г. там же было осквернено христианское кладбище.

В июне 2012 г. в городе Касабланка (Марокко) состоялся митинг против сноса храма Успения Пресвятой Богородицы, в котором приняли участие также марокканцы, женатые на россиянках.

В последние годы еще до всплеска исламского экстремизма руководством РПЦ стало придаваться большое значение созданию положительного образа и правильному восприятию церковной политики РПЦ среди мусульманского населения арабских стран. Так, 13 июня 2011 г. в ходе рабочей поездки в Египет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион выступил с речью-посланием «Мусульмане и христиане» в крупнейшем исламском университете «Аль-Азхар». Митрополит Иларион выразил надежду, что его посещение «Аль-Азхара» станет продолжением диалога, который был начат Патриархом Кириллом, посетившим этот университет в апреле 2010 г.

РПЦ не забывает и об арабоязычных христианах. Так, 5 декабря 2012 г. в Российском центре науки и культуры в Бейруте состоялась презентация арабского перевода книги Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность. В поисках гармонии». Ежегодные рождественские и пасхальные послания Патриарха Кирилла наряду с другими языками стран ближнего и дальнего зарубежья переводятся и на арабский язык. Посетив в ноябре 2011 г. Ливан, Патриарх Кирилл преподнес в дар Баламандскому университету 50 тыс. долларов.

С 31 марта по 10 апреля 2013 г. Императорское православное палестинское общество при участии РПЦ занималось сбором материальной помощи для сирийского народа: за две недели удалось собрать около 70 тонн гуманитарной помощи, в том числе продукты питания и медикаменты. Это имущество было передано Патриарху Антиохийскому Иоанну X и Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну.

В результате вышеизложенного РПЦ начинает играть значительную роль во внешней политике России. Патриарх Кирилл встречается с высшим руководством арабских стран. Особенно частый характер носят его встречи с президентом Палестины Махмудом Аббасом, благодаря которому было принято политическое решение о возвращении России земель, находящихся на Святой Земле: Россия получила в собственность три участка в городе Иерихоне. Интенсивные контакты с руководством Палестины объясняются его заинтересованностью в поддержке Россией на международной арене, а также функционированием Императорского православного палестинского общества на территории Палестины.

Показателем политической активности РПЦ являются и широкие контакты руководства Московского Патриархата с официальными представителями арабских государств. Так, в сентябре 2009 г. в Красном зале храма Христа Спасителя состоялась встреча Патриарха Кирилла с чрезвычайными и полномочными послами и временными поверенными арабских государств, аккредитованными в Российской Федерации. Ранее такая встреча состоялась в ноябре 2005 г., еще в бытность Патриарха Кирилла председателем ОВЦС.

В целом очевидно упрочение связей РПЦ с арабскими странами. Начиная с 2001 г. делегации РПЦ посетили Египет, Ирак, Катар, Ливан, Палестину, Сирию и ОАЭ. Из этих визитов следует особо отметить миротворческую поездку в предвоенный Багдад христианско-мусульманской делегации во главе с епископом Магаданским и Синегорским Феофаном и верховным муфтием Талгатом Таджуддином, что наглядно продемонстрировало общность позиции российских христиан и мусульман перед лицом новых вызовов и угроз.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9