О межцерковных православных связях в XVI–XVII веках
П.В. Густерин, научный сотрудник Российского института стратегических исследований, обозначает в данной публикации основные вехи отношений Русской Православной Церкви с прочими Поместными Церквями в XVI–XVII веках. Автор уделяет основное внимание наиболее важным событиям, повлиявшим на формирование межцерковных связей в рассматриваемый период, а также ключевым персоналиям. Подчеркивает причины и последствия визитов, осуществленных представителями взаимодействовавших Поместных Церквей.
Статья

Начало общения Православных Церквей уходит во времена, когда на Руси еще не существовало патриаршества, то есть до 1589 г. Представители Православных Церквей Ближнего Востока[i] — Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской, — находившихся с 1516–1517 гг. под османским господством, приезжали в Москву для духовного общения и за материальной помощью. С этого же времени между Москвой и ближневосточными патриархатами стала вестись активная переписка.

Первые контакты Александрийского Патриархата с Русью начались при Патриархе Александрийском св. Иоакиме I[ii]: в 1523 г. он направил в Москву к великому князю Василию III миссию, главной целью которой было получение денежных средств. В 1556 г. новое посольство св. Иоакима с той же задачей отправилось к царю Ивану IV Грозному.

Нельзя не учитывать, что Иван IV, короновавшийся в 1547 г. на царство, то есть став равным сошедшим с исторической сцены византийским кесарям-императорам[iii], добивался утверждения своего авторитета в православном мире. Для этого была организована миссия во главе с купцом Василием Позняковым на Ближний Восток, где он сделал огромные, но сугубо целевые пожертвования. Во время своей поездки Поздняков встретился со св. Иоакимом и с Патриархом Иерусалимским Германом I. В связи с этим визит Митрополита Вифлеемского Иоакима ко двору Ивана IV в 1582–1584 гг. можно рассматривать как ответный визит от Иерусалимского Патриархата.

«Василий Позняков — участник посольства, отправленного царем Иваном IV Грозным в 1558 г. из Москвы в Царьград[iv], Александрию, Синай, Иерусалим для оказания материальной помощи («милостыни») Синайскому монастырю св. Екатерины, пострадавшему от турок. За этой помощью к московскому царю и митрополиту обратился в 1556 г. с официальной грамотой александрийский патриарх Иоаким. Посольство из Москвы на Восток (через Смоленск, Литву[v], Волошские земли[vi]), длившееся более двух с половиной лет, встретилось с трудностями и испытаниями: еще в Литве у него были отняты ценные меха и 300 рублей денег; в Царьграде скончался архидиакон Геннадий. В составе посольства остались светские лица: смоленский купец Василий Позняков с сыном, пскович Козьма Салтанов, смолянин Дорофей и другие. Кто из них вел записи и составил затем описание хождения к христианским святыням Востока, точно неизвестно. Еще в конце XVI в. оно было положено в основу Хождения Трифона Коробейникова, надолго вытеснившего память о действительном путешествии Познякова, сведения о котором сохраняются в Новгородской Второй летописи.

Ценность Хождения Василия Познякова заключается в насыщенности известиями и легендами, услышанными путниками при посещении монастырей и храмов христианского Востока. Некоторые легенды восходят к библейским сюжетам, например о пророке Илье, о деяниях пророка Моисея и др.; немало упоминается новозаветных лиц и событий. Значительное место в Хождении занимают апокрифические рассказы. Один из сюжетов — чудо с александрийским патриархом Иоакимом — вошел в качестве самостоятельного рассказа в состав русского Хронографа и в древнерусские сборники XVII–XVIII вв.»[vii].

Ту же задачу — материальную поддержку ближневосточного православия — выполнили в 1583 г. Иван Мишенин и упоминавшийся выше Трифон Коробейников, а в 1593 г. — Михаил Огарков и тот же Трифон Коробейников. Однако в обоих этих случаях российские цари сами имели потребность в духовном общении: «Московский купец, а есть предположение, что подьячий, Трифон Коробейников… был участником посольства Ивана Грозного в Царьград и на Афон, отправленного в 1582 г. с милостыней на помин души убиенного отцом царевича Иоанна Иоанновича. В 1593–1594 гг. Коробейников побывал в Царьграде и в Иерусалиме с дьяком М. Огарковым, посланным опять с милостынею, но уже заздравной, на рождение у царя Федора Ивановича царевны Феодосии»[viii]. Ответным стал в 1603 г. визит иерусалимской делегации от Патриарха Софрония IV во главе с архимандритом и будущим Патриархом Иерусалимским Феофаном III ко двору Бориса Годунова. Второй раз, уже будучи Патриархом, Феофан III посетил Москву в 1619 г. в связи с интронизацией Патриарха Московского и всея Руси Филарета.

В 1585–1586 гг. Патриарх Антиохийский Иоаким V предпринял путешествие в Россию, став первым из предстоятелей восточного православия, лично посетившим Москву. К этому Иоакима вынудило бедственное положение его престола, имевшего большие долги. Его визит был использован царем Феодором Ивановичем для начала переговоров об учреждении на Руси патриаршества. Иоаким согласился ходатайствовать об этом перед другими православными патриархами по возвращении на Восток. В результате, в 1590 г. первосвятителями восточных Православных Церквей было подтверждено возведение Митрополита Московского Иова в сан Патриарха Московского и всея Руси.

При царе Алексее Михайловиче Иерусалимский Патриархат оказал большое влияние на церковную жизнь России: в результате деятельности Патриарха Иерусалимского Паисия, неоднократно посещавшего Москву в 1630–1640-х гг., то есть еще до своей интронизации, Патриарх Московский Никон начал свою церковную реформу. Это подтверждает тот факт, что реформа Никона началась вскоре после визита в Москву посланника Патриарха Паисия митрополита Гавриила Власия.

* * *

Одним из самых ярких эпизодов общения Православных Церквей в рассматриваемый период стал визит в 1656 г. Патриарха Антиохийского Макария III. Ниже приводится «Предисловие» к российскому изданию книги «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII» (СПб., 1898), описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским, в переводе с арабской рукописи Московского Главного архива Министерства иностранных дел, выполненном профессором Г.А. Муркосом[ix].


«ПРЕДИСЛОВИЕ»

В царствование Алексея Михайловича дважды приезжал в Россию Антиохийский Патриарх Макарий, — в первый раз в 1656 г. для сбора пожертвований, а во второй, — десять лет спустя, — для суда над патриархом Никоном. В первый приезд с ним был его родной сын, архидиакон Павел Алеппский, который составил подробное и чрезвычайно интересное описание трехлетнего путешествия своего отца.

Как человек весьма любознательный, Павел Алеппский в своих «Записках» касается всего, что видел и слышал во время своего продолжительного путешествия: описывает страну, нравы и обычаи жителей, селения и города, замечательные здания, по преимуществу — церкви и монастыри, торжественные служения, в коих участвовал вместе со своим отцом, приемы и пиры при дворах, политические события, которых был свидетелем, или о которых узнавал по рассказам других, и мимоходом дает яркую характеристику государей и политических и церковных деятелей, с которыми приходил в соприкосновение его отец патриарх. Самая значительная часть сочинения Павла Алеппского занята описанием долговременного пребывания его с отцом в России и рассказами о событиях, происходивших в ней около того времени.

По полноте и разнообразию содержания описание Павла Алеппского — один из самых лучших и ценных письменных памятников о России средины XVII века и во многих отношениях превосходит записки о ней тогдашних западноевропейских путешественников. Последние по большей части являлись в России в качестве послов, к которым московский двор того времени относился крайне недоверчиво: под видом почета, к дому посла приставлялась стража, которая получала тайный приказ следить за действиями чужеземцев и обо всем доносить. Благодаря такому своему положению, послы почти ни с кем не могли вступать в непосредственные сношения, кроме сдержанных скрытных бояр и дьяков посольского приказа, и поэтому почти не знали обыкновенной, будничной жизни московского общества. Не таково было положение Павла Алеппского. Как лицо духовное, он мог всюду свободно ездить и ходить; зная греческий язык, мог слышать многое от греков, постоянно или подолгу живших в России. Вдобавок, как родной сын патриарха Макария, он мог знать не только то, что видели слышал лично, но и многое из того, что было говорено сглазу на глаз между царем, Никоном и Макарием.

Помимо глубокого и чисто научного значения, как единственно полного и подробного исторического документа о России половины XVII века, «Записки» Павла Алеппского не лишены своеобразных красот и в литературном отношении.

Желание соединить приятное с полезным, то есть дать читателям «Русского Паломника» интересный исторический материал в своеобразно привлекательном изложении, и побудило редакцию остановить свой выбор на предлагаемых в настоящей книге «Записках» Павла Алеппского. Мы делаем выборки из той части этих интересных «Записок», которая появилась до этого времени в печати.

При этом редакция не может отказать себе в удовольствии высказать должную глубокую признательность профессору Г. Муркосу, любезно разрешившему ей воспользоваться его переводом «Записок» Павла Алеппского с арабского на русский язык.

* * *

Патриарх Александрийский Паисий стал первым из александрийских предстоятелей, посетивших Россию: в 1666 г. он прибыл в Москву, где в качестве сопредседателя Макария III принял участие в Большом Московском Соборе, осудившем Никона и отлучившего старообрядцев от Церкви.

Патриарх Иерусалимский Досифей II для укрепления своего влияния при российском дворе лично подбирал преподавателей для открывшейся в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии.

Появившееся при Патриархе Иерусалимском Паисии стремление некоторых ближневосточных патриархов к участию в сугубо внешнеполитических делах при Досифее II приобрело наиболее выраженный характер. Однако их влияние как политических агентов России в связи с расширением сети ее консульских представительств на территории Османской империи позже стало уменьшаться[x].

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1)    Путешествие московских купцов Трифона Коробейникова и Юрия Грекова по Святым Местам в 1582 году. — В кн.: Сказания русского народа, собранные И. Сахаровым. Т. 2, кн. 8. СПб., 1849.

2)    Муравьев А. Сношения России с Востоком. В 2-х тт. СПб., 1858.

3)    Николаевский П. Из истории сношений России с Востоком в половине XVII в. СПб., 1882.

4)    Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. В 2-х чч. СПб., 1882–1884.

5)    «Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому Патриарху Иоакиму с купцом Василием Позняковым» и «Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным Святым Местам 1558 года». / С предисл. И.Е. Забелина. М., 1884.

6)    Хожение купца Василия Познякова по Святым Местам Востока. — В кн.: Православный палестинский сборник. Т. 6, вып. 3. СПб., 1887.

7)    Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707). М., 1891.

8)    Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством. В 2-х чч. СПб., 1895–1898.

9)    Лебедев А.П. История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя до настоящего времени. В 2-х тт. Сергиев Посад, 1896–1901.

10)    Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Москву в середине XVII. СПб., 1898.

11)    Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914.

12)    Хождения в Святую Землю и путешествия вообще. — В кн.: Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914.

13)    Адрианова-Перетц В.П. Путешествия. Т. I, гл. VIII. М.—Л., 1941.

14)    Крачковский И.Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского как памятник арабской географической литературы и как источник по истории России в XVII в. — В кн.: Академик И.Ю. Крачковский. Избранный сочинения. Т. I. М.—Л., 1955.

15)    Прокофьев Н.И. «Хождения» как жанр в древнерусской литературе // Ученые записки Московского государственного педагогического института. 228. Вопросы русской литературы. М., 1960.

16)    Путешествие антиохийского патриарха Макария в Москву в середине XVII. СПб., 1898.

17)    Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Выпуск 1 (От Алеппо до земли казаков) // Чтения в обществе истории и древностей российских. Книга 4 (179). 1896.

18)    Русские хождения XII–XV вв. // Ученые записки Московского государственного педагогического института. 362. Литература Древней Руси и XVIII век. М., 1970.

19)    Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2, ч. 1. Л., 1988; вып. 2, ч. 2. Л., 1989.

20)    Иванов Н.А. Система миллетов в Арабских странах XVI–XVII вв. // Восток. 1992, № 6.

21)    Панченко К.А. Османская империя и судьбы православия на Арабском востоке (XVI – начало XIX в.). М., 1998.

22)    Александрийская Православная Церковь. — В кн.: Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000.

23)    Антиохийская Православная Церковь. — В кн.: Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000.

24)    Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи. — В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000.

25)    Кобищанов Т.Ю. Христианские общины в арабо-османском мире. (XVII – первая треть XIX в.). М., 2003.

26)    Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким владычеством в историческом и политическом отношениях. М.—Иерусалим, 2007.

27)    Иерусалимская Православная Церковь. — В кн.: Православная энциклопедия. Т. XXI. М. 2009.

28)    Панченко К.А. Ближневосточное Православие под османским владычеством. Первые три столетия. 1516–1831. М., 2012.

29)    Православные арабы и Московское царство в XVI–XVII вв. — В кн.: Панченко К.А. Православные арабы: Путь через века. М., 2013.



[i] За рамками статьи остались взаимоотношения с Константинопольским Патриархатом, которые целесообразно рассмотреть в отдельном исследовании.

[ii] В 2003 г. Александрийская Православная Церковь причислила Иоакима I к лику святых, и в том же году решением Священного Синода его имя было внесено в диптих святых Русской Православной Церкви (празднование памяти — 17 сентября по юлианскому календарю). http://www.patriarchia.ru/db/text/2025397.html

[iii] Византийская империя прекратила свое существование с взятием турками-османами Константинополя в 1453 г.

[iv] Константинополь. (Прим. П.Г.).

[v] Под Литвой подразумевается огромное Литовско-Русское государство, включавшее, кроме собственно Литвы, территории современной Белоруссии и большей части Украины. (Прим. П.Г.).

[vi] Территория современной Румынии. (Прим. П.Г.).

[vii] Комментарий к запискам «Хождение на Восток гостя Василия Познякова с товарищи» научного сотрудника Института русской литературы РАН О.А. Белобровой. — В кн.: Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000, с. 569.

[viii] Путешествия в Святую Землю. Записки русских паломников и путешественников. М., 1995, с. 50.

[ix] Муркос, Георгий Абрамович (1846–1911) — отечественный востоковед, арабо-сирийский церковный деятель (уроженец Дамаска). Обучался в Стамбуле, Эллинской школе Фанара, Петербургской духовной семинарии, на Факультете восточных языков Петербургского университета. Профессор арабской словесности Лазаревского института восточных языков. Автор работ по арабской литературе, вопросам ислама, переводов.

[x] См.: Густерин П.В. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской империи на территории современных арабских государств. http://arabinform.com/publ/diplomaticheskie_predstavitelstva_i_konsulskie_uchrezhdenija_rossijskoj_imperii_na_territorii_sovremennykh_arabskikh_gosudarstv/14-1-0-1135

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9