Раскол является тяжким грехом, который, по слову святого Иоанна Златоуста, не смывается даже мученической кровью. Раскол влечет за собою отлучение человека от Церкви Христовой с вытекающими из этого гибельными последствиями для его души (Апостольские прав. 45, 46, 65; Лаодикийского Собора прав. 31, 32, 33, 34; Карфагенского Собора прав. 10, 11; Двукр. 13, 14, 15; святителя Василия Великого прав. 1).
Призывая уклонившихся в раскол к покаянию и воссоединению, Церковь желает спасения своих отпадших чад, памятуя, что Сам Господь «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3. 9).
В деле уврачевания расколов важное значение имеет вопрос о порядке принятия в лоно Православной Церкви, обращающихся из тех или иных раскольнических сообществ. Многовековой опыт преодоления расколов со всей определенностью указывает на то, что Церковь Христова, являясь единственным вместилищем освящающей благодати Божией, не признает благодатными и действенными «таинства», совершаемые в схизматических сообществах, включая крещение.
Такое отношение проистекает из ясного указания Символа веры на единство Церкви и единство крещения. В Первом каноническом послании святителя Василия Великого к Амфилохию Иконийскому говорится об «истинном церковном Крещении», чем подчеркивается неразрывная связь между истинной Церковью и истинным Крещением. При отпадении от Церкви, теряя благодатную нить апостольской преемственности, раскольническая «иерархия» теряет возможность совершения благодатных Таинств. «Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа», – гласят Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию (1. 9).
Последовательным воплощением догматического учения о единстве и единственности Церкви Христовой является применение при приеме в Церковь обращающихся из раскольнических сообществ принципа акривии. Следование этому принципу выражается в совершении над обращающимися Таинства Крещения, поскольку, как указывается в 57 (68) правиле Карфагенского Собора, полученное в расколе крещение есть «нечто противное», что «предварившая дерзость еретиков безрассудно стремилась… предати… под именем истины», и, как говорит святитель Василий Великий в Первом каноническом послании к Амфилохию Иконийскому, вследствие своего отторжения от Церкви раскольники, «сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали».
Однако Церковь, как чадолюбивая Мать, имея главнейшей целью спасение человеческого рода, по своему усмотрению может изменять способы чиноприема в Церковь тех, кто с покаянием обращается к ней, осознавая пагубность пребывания в расколе. Святая Православная Церковь может применить в отношении таковых принцип икономии, представляющий смягчение чиноприема возвращающихся из раскола. Принцип икономии не противоречит догматической истине о единстве церковного тела. В основе его применения к приему кающихся лежит уверенность в том, что священнодействия, совершенные в расколе, при воссоединении раскольников с Церковью восполняется освящающей благодатью Божией, которая подается исключительно в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Глава которой – Господь наш Иисус Христос.
Однако необходимо учитывать, что принцип церковной икономии, в отношения воссоединения расколькников, как он сформулирован в настоящем документе, вступают в силу исключительно после соответствующего канонического решения церковной иерархии.
Применение принципа икономии по отношению к признанию хиротоний, совершенных в схизматических сообществах, может иметь место на основании соборных решений, принимаемых с учетом исторических обстоятельства возникновения расколов, а также характера деятельности таковых сообществ. Как показывает история Святой Церкви, единичные случаи применения этого принципа в отношении раскольнического клира без принятия соборного решения, как правило, способствовали не столько уврачеванию раскола, сколько самоутверждению и самоуспокоению расколовождей.
Ставя целью не победу над заблудшими братьями, но их возвращение к полноте благодатной жизни во Христе, Святая Церковь неустанно, терпеливо и с любовью обращается к уклонившимся на распутия раскола со свидетельством о единстве Церкви Христовой и гибельности отпадения от нее, какими бы причинами оно ни оправдывалось.