Север (Или Севир), Патриарх Антиохийский в 512–519 гг. (ок. 465 – 542) [греч] – писатель и проповедник. Противник решений Халкидонского собора, монофизит. Его именем названо то умеренное направление в монофизитстве, которое после него получило преобладание. В юности изучал грамматику, риторику, юриспруденцию. Одновременно С.А. усердно читал сочинения христианских богословов. Приняв крещение, С.А. посвятил себя монашеской жизни. Со своими сторонниками, числом около двухсот, С.А. отправился в Константинополь, где содействовал низложению православного патриарха Македония, при этом сам С.А. претендовал на константинопольскую кафедру, однако избран был Тимофей. По возвращению из Константинополя С.А. был поставлен на антиохийскую кафедру. Начало царствования Юстиниана Великого принесло С.А. неприятные перемены в его жизни, он был лишен кафедры вынужден был удалиться в Александрию. В 535 году он был вновь вызван в Константинополь, на сей раз для переговоров о единении, окончившихся неудачей. Учение С.А. было осуждено на соборе 536 года. С.А. писал и произносил проповеди только по–гречески, однако почти все его литературное наследие сохранилось лишь в сирийских переводах. Главное произведение С.А. – трактат против Иоанна Грамматика.
Евагрий Схоластик. Церковная история. – СПб.: Алетейя, 2002. (Кн. III, 33, 34, 44. Кн. IV, гл. 4, 10, 11. Кн. VI, гл. 22).
Античные писатели: Словарь. – СПб.: Лань, 1999.
Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 406 – 410.
Василик В. В. Севир Антиохийский // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М., 1996.
Давыденков О., иерей. Севир Антиохийский [V в.] // Богословский сборник. Православ. Свято–Тихон. богосл. ин–т. М., 2001. Вып. VII. с.82–93.
Давыденков О. иерей. Традиционная христология нехалкидонитов с точки зрения святых отцов и Вселенских Соборов Православной Церкви. – М.: Православный Свято–Тихоновский Богословский институт, 1998. С.59–104, 175–179.
Заболотский Н.А. Христология древних восточных церквей в богословии Севира Антиохийского // Журнал Московской патриархии. – 1975. – № 11.
Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. – Клин: Христианская жизнь, 2001. С.276.
Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.369–372.
Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.
Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.
Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.309–310.
Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века.
Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.
Север Антиохийский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.
Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.350–355.Против нечестивого грамматика (Книга II глава 4) // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – 2003. – Вып. 12.
Слова 76 и 89 // Любак, Анри де. Католичество: Социальные аспекты догмата. – Милан: Христианская Россия, 1992.