Роман Сладкопевец
Профессиональные интересы: Церковное пение, Практика

Краткая биографическая справка:

Роман Сладкопевец (ок. 490–560) [греч] – преподобный, память 1 октября. Р.С. родился в Сирии, там же получил образование, там же, вероятно, начал писать стихи. Прибыв в Константинополь, стал диаконом (в этом звании Р.С. пребывал до конца жизни). Р.С. – великий греческий поэт, создатель около тысячи поэтических произведений. По преданию, Р.С. в начале своего служения подвергался насмешкам прихожан за неумелое пение; после молитв Р.С. во сне получил дар пения от явившейся ему Матери Божией, и с тех пор каждое воскресенье Р.С. чистейшим голосом пел с амвона каждый раз свою новую поэму.  Жизнь Р.С. в последующем обросла легендами и сама приобрела музыкально–поэтическое звучание, превратилась в "струну преславных слов Духа", как поёт о нём Церковь. Р.С. творил в жанре, который позже стал называться "кондак". Сам Р.С. свои поэмы называл гимнами, молениями, хвалами. Словом "кондак" ("кондакион") в его время называли палочку, на которую наматывался пергаментный свиток, как и сам свиток. Термин "кондак", как обозначение жанра церковной гимнографии, появился в  IX веке. Кондак как жанр позже был вытеснен каноном, достигшим в свою очередь расцвета в творчестве св. Андрея Критского. С умножением числа канонов кондаки Р.С., за некоторыми исключениями, были оставлены без внимания. В настоящее время слово "кондак" имеет другое значение; это – краткое песнопение на тему праздника или святого; обычно оно входит в состав акафиста и канона.

Библиография работ о персоне:

Память преподобного Романа Сладкопевца // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 2. – Месяц октябрь.

Аверинцев С.С. Византийская литература // История всемирной литературы. – М.: Наука, 1984. – Т. 2. С.426–428.

Аверинцев С.С. Литература // Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984. С. 318–327.

Аверинцев С.С. Литература IV–VII вв. // История Византии: В 3–х томах. – М.: Наука, 1967. – Т. 1. С.346–347.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977.  

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской культурной традиции. – М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. С.244–251.

Аверинцев С.С. Роман Сладкопевец // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.

Аверинцев С.С. Роман Сладкопевец // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968.

Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лiтера, 2001.

Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002.  – Т. III.  

Александр Шмеман, прот. Исторический путь православия. –  М.: Паломник, 1993. С.240–241.

Асмус М.В. Творчество Романа Сладкопевца // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – М., 2000. – № 3.

Бахметева А.Н. Рассказы из истории христианской церкви от 1–го до 11 века: Чтение для детей старшего возраста. – Б.м.: Свято–Успенский Псково–Печерский монастырь, 1994. – Ч. с.103.

Брок С. От Ефрема к Роману // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – Вып. 8.

Василик В.В. Жизнь и творчество св. Романа Сладкопевца // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято–Тихоновского Богословского института. – М.,  –  2000.

Василик В.В. Отражение жизни византийского общества 20–50–х годов VI в. в творчестве св. Романа Сладкопевца // Вестник Санкт–Петербургского университета. Сер. 2, История. – 2006. – N 2. – С. 76–83. 

Василик В.В. Проблема творчества в византийской гимнографии // Христианство и культура. – СПб., 2001. – Вып. 1.

Васильев А.А. Время жизни (хронология) Романа Сладкопевца // Византийский временник. –  М.,  1901. – Т. 5.

Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

Васильев А.А. О греческих церковных песнопениях // Византийский временник. –  М.,  1896. – Т. 1.

Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. – М.: Паломник, 1996. С.207–212.

Иларион (Алфеев), игумен. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно–христианской традиции. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). – Ч. 1, гл 3.

Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.58–59, 220–221.

Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. – М.: Наука, 1973. С.125–127.

Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.73–75.

Куломзина С. Рассказы о святых. – М.: Паломник, 1996. 2069. 2070.Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С.366–368.

Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.17–18, 51–54.

Пихолько А.В. Кондак преподобного Романа Сладкопевца на вознесение //  Церковь и время. – М., 2002. – № 4.

Платон, игумен. Кондак преподобного Романа Сладкопевца на Богоявление // Журнал Московской патриархии.  – 1983. – № 12.

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.  

Роман Сладкопевец //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. II.  

Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). С. 406 – 407.

Скабаланович М.Н. Толковый типикон. – М.: Паломник, 1995. – Вып. 1. (Репринт). С. 366 – 368.

Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.

Успенский Н.Д. Св. Роман Сладкопевец и его кондаки // Журнал Московской патриархии.  – 1966. – № 11; 1967. – № 1.

Успенский Н.Д. Кондаки св. Романа Сладкопевца // Богословские труды. – М., 1968. – Т. 4.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С.167–173.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. Т.3. С.117–120.

Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.484–485.
Библиография работ автора:

Гимны. – М., 1903.

На Иуду предателя. Гимн. О жизни монашеской // От берегов Босфора до берегов Евфрата / Перевод, предисл. и  коммен.: С.С.Аверинцев. – М.: Наука, 1987.   То же: Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит / Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лiтера, 2003.

Гимны / Пер.  с греч.: С.С.Аверинцев // Памятники византийской литературы IV–IX веков. – М.: Наука, 1968. 

Кондак на жертвоприношение Авраама / Пер.  с греч.: М.Асмус // Богословский сборник. – М.: Православный Свято–Тихоновский богословский институт, – 2001. – Вып. 8.

Кондак 44 // Иларион (Алфеев), игумен. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно–христианской традиции. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). – Ч. 1, гл 2.

Плач Пресвятой Богородицы при Кресте. – М., 1909.

Другие публикации на портале:

Еще 9