Мольтман Юрген
Профессиональные интересы: Богословие
Конфессии: Протестантизм

Краткая биографическая справка:

Немецкий протестантский богослов, заслуженный профессор систематического богословия Тюбингенского университета.

Мольтман родился в Гамбурге. Он описывал свое воспитание как полностью светское. Его дед был великим мастером франкмасонов. В возрасте 16 лет Мольтман преклонялся перед Альбертом Эйнштейном и желал изучать математику в университете. Физика теории относительности была для него «восхитительным секретом, открывающим знание»; теология вообще не играла никакой роли в его жизни.

         Он сдал вступительный экзамен, чтобы продолжить образование, но в 1944 г. был призван в ряды немецкой армии и отправлен на передовую в бельгийские леса. В 1945 г. попав в окружение британских войск, Мольтман как военнопленный был отправлен в лагерь, где пробыл до 1948 г. Сначала он находился в заключении в Бельгии. В лагере узники теряли всякую надежду на немецкую культуру после Аушвица и Бухенвальда. Мольтманн вспоминал, что его угрызения совести были столь велики, что он желал бы быть мертвым, чем жить с тем, что сделала его нация. Мольтман встретил группу христиан и получил от американского капеллана копию Нового Завета с Псалмами. Постепенно он почувствовал все большую близость к христианской вере. Позднее Мольтман писал: «Не я нашел Христа, он нашел меня». После Бельгии он был переведен в лагерь в Кильмарноке, Шотландия, где работал с другими немцами на восстановлении поврежденных в результате бомбежек зданий. Радушие шотландцев к узникам произвело на него большое впечатление. В июле 1946 г. он был переведен в лагерь Нортон, британскую тюрьму, расположенную неподалеку от Ноттингема. Лагерь действовал под руководством YMCA, и здесь Мольтман встретил многих студентов-теологов. Здесь он прочитал первую богословскую книгу, которой стала работа Райхольда Нибура «Природа и судьба человека». Она произвела на него огромное впечатление. Опыт военнопленного далее ему глубокое понимание того, как страдание и надежда укрепляют друг друга, что впоследствии наложило глубокий отпечаток на его богословие.

         Мольтманн вернулся домой в возрасте 22 лет и нашел свой дом в Гамбурге в руинах. Мольтман пошел работать в стремлении выразить богословие «оставшихся в живых из его поколения». Мольтман надеялся, что пример «исповеднической церкви» во время войны должен быть повторен в новых церковных структурах. Он и многие другие были разочарованы, видя, что идет восстановление довоенных моделей в культурной попытке забыть полностью недавний период.

         В 1947 г. он был приглашен на первый съезд студенческого христианского движения в Швонвик. Это произвело на него глубокое впечатление. Мольтман вернулся в Германию, чтобы продолжить обучение в университете Геттингена, профессора которого были последователями Карла Барта и многие из них были связаны с «исповеднической церковью» Германии.        Под руководством Отто Вебера в 1952 г. он защитил докторскую диссертацию. С 1952 по 1957 Мольтман был пастором Евангелической церкви Бремена-Вассерхорста. В 1958 Мольтманн стал преподавателем богословия в академии в Вуппертале, которая действовала под руководством «исповеднической церкви», а в 1963 г. стал преподавать на богословском факультете университета Бонна. В 1967 г. он был назначен профессором систематического богословия университета Тюбингена и оставался им до своей отставки в 1994 г. С 1963 по 1983 гг. Мольтман был членом Комитета «Вера и устройство» Всемирного совета Церквей. С 1983 по 1993 г. В 1984-1985 гг. он был удостоен чести чтения Гиффордовских лекций в университете Эдинбурга. В 2000 г. Мольтман был удостоен премии Луисвилля Гроумейера в области религии за книгу «Пришествие Бога: христианская эсхатология» (The Coming of God: Christian Eschatology).

         После своего возвращение в Германию в 1948 г. Мольтман начал обучение в университете Геттингена, где находился под сильным влиянием диалектического богословия К. Барта. Мольтман перерос критическое пренебрежение Бартом исторической природы реальности и начал изучать Бонхоффера. Его интересовали проблемы социальной этики и отношения между церковью и обществом. Научный руководитель его докторской диссертации Отто Вебер помог ему развить эсхатологическую перспективу универсальной миссии церкви. Мольтман отчасти находился под влиянием пятидесятнического движения, что также нашло отражение в его работах.

         Трилогия Мольтмана «Теология надежды» (Theology of Hope, 1964), «Распятый Бог» (The Crucified God, 1972), и «Церковь в силе духа» (The Church in the Power of the Spirit, 1975) посвящена рассмотрению ключевых тем христианского богословия. В попытке достичь большего понимания христианской теологии Мольтман ищет поддержку своих идей среди католиков, православных и иудеев, что, как он считал, должно способствовать развитию экуменического движения.

         Одной из ключевых концепций богословия Мольтмана является идея Царства Божия, каким оно существует и в будущем, и в настоящем в Боге. Его богословие построено на эсхатологии и надежде на Христа воскресшего. Этот подход наиболее ярко выражен в работе Мольтмана «Теология надежды». Через веру мы связаны со Христом, и как таковые имеем надежду на воскресшего Христа, и знание о Его возвращении. Для Мольтмана надежда христианской веры есть надежда на воскресение Христа распятого. Надежда и вера зависят друг от друга, чтобы могли оставаться истинными и существенными; и вместе с ними обоими можно найти «не только утешение в страдании, но также выражение божественного обетования против страдания». Однако, вследствие этой надежды, мы никогда не сможем существовать гармонично в обществе, которое основано на грехе. Грех основывает себя на безнадежности, которая принимает две формы: попущение и отчаяние. «Попущение является преждевременным, самовольным ожиданием исполнения того, что мы надеемся получить от Бога. Отчаяние является преждевременным, произвольным ожиданием не исполнения того, что мы надеемся получить от Бога».

         По мнению Мольтмана все должно рассматриваться с эсхатологической перспективы, вглядываясь в дни, когда Христос сотворит все вещи новыми. «Истинная теология должна, следовательно, быть построена в свете ее будущей цели. Эсхатология не должна быть в конце, но в начале ее». Это не означает, как многие боятся, «устранения счастья из настоящего» вследствие фокусирования всего внимания на надежде на возвращение Надежда усиливает веру и нацеливает верующего на жизнь в любви и направляет его к новому творению всех вещей. Для Мольтмана творение и эсхатология являются взаимосвязанными. Существует продолжающийся процесс творения, непрерывного творения, наряду с творением из ничего и завершением творения. Завершение творения будет состоять из эсхатологического преображения этого творения в новое творение. Апокалипсис будет включать очищение нашего конечного мира от греха, так чтобы преображенное человечество смогло участвовать в новом творении.

Библиография работ о персоне:

Moltmann: Messianic Theology in the Making, by Richard Bauckham, Basingstoke, Marshall Pickering, 1987

God, Hope, and History: Jurgen Moltmann and the Christian Concept of History, by A. J. Conyers, 1988

The Creative Suffering of God, by Paul S. Fiddes, Oxford, Clarendon Press, 1988

The Theology of Jurgen Moltmann, by Richard Bauckham, Edinburgh, T & T Clark, 1995

The Future of Theology: Essays in Honour of Jurgen Moltmann, ed. M. Volf, 1996

God Will Be All in All: The Eschatology of Jurgen Moltmann, ed. Richard Bauckham, Edinburgh, T & T Clark, 1999

Disavowing Constantine: Mission, Church and the Social Order in the Theologies of John H. Yoder and Jurgen Moltmann, by Nigel Wright, Carlisle, Paternoster, 2000

The Kingdom and the Power: The Theology of Jurgen Moltmann, by Geiko Muller-Fahrenholz, 2001

Библиография работ автора на языке оригинала:

Theology of Hope: On the Ground and the Implications of a Christian Eschatology, SCM Press, London, 1967

The Gospel of Liberation, Word, Waco, Texas, 1973

The Crucified God: The Cross of Christ As the Foundation and Criticism of Christian Theology, SCM Press, London, 1973

Man: Christian Anthropology in the Conflicts of the Present, SPCK, London, 1974

The Church in the Power of the Spirit: A Contribution to Messianic Ecclesiology, SCM Press, London, 1975

The Experiment Hope, SCM Press, London, 1975

The Open Church, SCM Press, London, 1978

The Future of Creation, SCM Press, London, 1979

The Trinity and the Kingdom: The Doctrine of God, Harper and Row, New York, 1981

History and the Triune God: Contributions to Trinitarian Theology

God in Creation, SCM Press, London, 1985

The Way of Jesus Christ, SCM Press, London, 1990

The Spirit of Life: A Universal Affirmation, SCM Press, London, 1992

The Coming of God: Christian Eschatology, Fortress, Minneapolis, 1996.

The Source of Life, SCM Press, London, 1997

Experiences in Theology: ways and forms of Christian Theology, SCM Press, London, 2000

Science and Wisdom, SCM Press, London, 2003

In the End the Beginning, SCM Press, London, 2004

Is "Pluralistic Theology" Useful for the Dialogue of World Religions?" in D'Costa, Gavin, Christian Uniqueness Reconsidered (Maryknoll, NY: Orbis Books, 1990

Другие публикации на портале:

Еще 9