Торранс Т.Ф.
Профессиональные интересы: Богословие
Конфессии: Реформатские церкви

Краткая биографическая справка: Протестантский богослов, профессор христианской догматики Нью-колледжа Эдинбургского университета. Томас Ф. Торранс родился в Ченьду в провинции Сычуань в западном Китае 30 августа 1913 г. В 1927 г. его родители-миссионеры вернулись в Шотландию. Канадская миссионерская школа в Ченьду, которую он посещал в Китае, была очень слабой по шотландским стандартам, тем не менее, к 1931 г. после нескольких лет интенсивного обучения Торранс поступил в Эдинбургский университет. В университете Торранс изучал классику (латинский и греческий) и философию. Наибольшее влияние в это время на него оказали Норман Кемп Смит, специалист по Канту и Юму, и Э.Тайлор, который был экспертом по философии Платона. Поскольку семья Торрансов не была достаточно обеспеченной, Томас был вынужден учиться более интенсивно, чтобы получить степень магистра не за четыре, а за три года и затем перейти в Нью-Колледж на факультет богословия. В последние два года обучения Торранс сконцентрировался на изучении греческого, еврейского языка и библеистике. Компетентность Торранса во всех фазах греческого языка – классическом, септуагинтальном, новозаветном, патристическом и современном – позволила ему продолжить исследования в Палестине, арабских странах, Турции и Греции. Обучаясь в Нью-колледже, Торранс был особенно увлечен сочинениями Карла Барта. На этой ранней стадии своего богословского развития Торранс стал окончательно убежден в том, что любой строго научный подход к христианскому богословию должен начинаться с действительного познания Бога, достигаемого через самооткровение Бога во Христе и Святом Духе. Задача теологии в том, чтобы проникать в существенные связи, вовлеченные в это знание Бога, каким оно возникает из самооткровения Бога и сообщения Его с нами. Это подразумевает, что «Воплощение конституирует онтологическое основание нашего познания Бога и должно занимать центральное место. Но это также и означает, что если деятельность Святого Духа принимается серьезно, то и божественное Откровение и наше понимание его должны мыслиться динамически, а не статически». Торранс получил грант на три года постдипломной работы и решил продолжить обучение в Базеле у Барта. По прибытии в Базель он «предполагал в качестве своей диссертации «научное рассмотрение христианской догматики исходя из ее христологического и сотериологического центра и в свете ее конститутивной тринитарной структуры». Барт считал это слишком амбициозным. После того, как Торранс рассказал Барту о том, что он видит внутреннюю связь, дающую согласованность всей структуре христианской теологии «в уникальном виде связи, заключенном в Благодати», Барт предложил Торрансу рассмотреть то, как благодать понималась во втором столетии. Результатом этого стала диссертация Торранса «Учение о Благодати у апостольских отцов». (The Doctrine of Grace in the Apostolic Fathers). Два семестра, проведенные у Барта, оказали на Торранса огромное влияние. Он слушал лекции Барта о доктрине Бога, которые позднее стали частью его «Церковной догматики» и увлекся интенсивной богословской дискуссией со своим наставником. Примерно в это время Торранс стал читать лекции о взаимоотношении между христианской теологией и естественными науками. Этот акцент на взаимоотношениях между теологией и наукой является важным, так как он открывает тему, которая проходит через всю карьеру и публикации Торранса: необходимость диалога между теологией и естественными науками и необходимость в методологически строгой научной теологии. Отчасти импульсом к исследованиям в этой области для Торранса стал диалог с родственником ученым сэром Бернаром Лоуэллом. Лоуэлл спрашивал Торранса о научном методе теологии. Это привело Торранса к почти двадцати годам упорных исследований современной науки, в частности физики и философии науки, и сделало его одним из наиболее компетентных богословов в этой области. С началом Второй мировой войны Торранс был должен пойти капелланом на войну, однако поскольку список капелланов был настолько большим, что пришлось дожидаться почти два года, Торранс прибыл в Ориель-колледж в Оксфорде, чтобы продолжить работу над диссертацией. К концу 1940 г. Торранс принял призыв стать приходским священником в небольшой деревне в Пертшире, где он служил до 1943 г. В 1943 г. он прибыл в Эдинбург в надежде стать военным капелланом. В конечном итоге Торрансу удалось присоединиться к Десятому индийскому дивизиону, и он служил в нем в Италии до конца войны. Торранс стремился совершать служение на передовой. Такой опыт привел его к убеждению, что христианское богословие способно стать основой для существования в наиболее острые моменты жизни и смерти. Позднее Торранс назвал богословие без этого вида экзистенциальной глубины «бумажным богословием» - интересным для чтения, но неадекватным для жизни и смерти. В 1944 он был удостоен за свою храбрость ордена Британской империи. После войны Торранс вернулся к деятельности на сельском приходе, где завершил свою диссертацию «Учение о Благодати у апостольских отцов Церкви», которая была опубликована в 1946 г. После защиты диссертации на степень доктора теологии (DTh) он снова вернулся на сельский приход. С 1947 г. в течение трех лет Торранс служил в церкви Бичгроув в Абердине. Здесь он подготовил к публикации книгу «Учение о человеке у Кальвина» (Calvin’s Doctrine of Man, 1949), в которой пытался разрешить спор между Бартом и Бруннером, которые апеллировали к Кальвину при рассмотрении вопроса о природе и благодати. Тогда же он основал Шотландский журнал теологии (Scottish Journal of Theology), который он издавал вместе с Дж.К.С. Райдом на протяжении тридцати лет (1948-1982). В 1945 г. он основал Шотландское церковно-богословское общество (Scottish Church Theological Society). В 1950 г. Торранс был приглашен в Эдинбург, где начал свою карьеру в качестве профессора церковной истории Нью-колледжа. После двух лет преподавания он получил должность заведующего кафедрой христианской догматики, которую возглавлял до своей отставки в 1979 г. Среди преподаваемых Торрансом курсов была не только христианская догматика, но и историческое богословие, богословие экуменизма, семинары по греческому языку и святоотеческим текстам, эпистемология, которую Торранс называл «философией науки теологии». В 1952 г. Торранс организовал команду ученых и начал перевод «Церковной догматики» Карла Барта – проект, который потребовал 25 лет труда. Связь между богословием Торранса и Барта очевидна. Фактически, Торранс говорит, что одно из его величайших огорчений в жизни заключалось в том, что хотя Барт хотел, чтобы Торранс занял его место в Базеле, однако Торранс не принял этого предложения, поскольку не хотел подвергать своих детей разрушительному изменению культуры и языка, которое стало бы неизбежным при переезде из Эдинбурга в Базель. Литературное творчество Торранса с 1952 г. можно назвать феноменальным. Кроме «Церковной догматики» он также редактировал трехтомное издание «Трактатов и сочинений о реформации Жана Кальвина» (Tracts and Treatises on the Reformation by John Calvin, 1958) и 12-томный комментарий Кальвина на Новый Завет. Кроме того в это время он написал работы «Карл Барт: введение в его раннее богословие» (Karl Barth: An Introduction to His Early Theology, 1962) и «Богословие в реконструкции» (Theology in Reconstruction, 1965). Всего между 1946 и 1965 гг. Торранс опубликовал более десятка книг и около 150 статей и обзоров. Одна из его значимых книг «Богословская наука» (Theological Science, 1969) была удостоена первой премии Коллинза в Британии как лучшая работа по богословию, этике и социологии. Она являлась частью трилогии наряду с книгами «Пространство, время и воплощение» (Space, Time and Incarnation, 1969) и «Бог и рациональность» (God and Rationality, 1971), которая была задумана как приготовление к выражению догматики посредством строгого научного контекста. Все три книги являются методологическими по характеру и представляют теологию как отличительную догматическую науку, строго руководствующуюся уникальной природой своего объекта, Богом в Его самооткровении. Торранс также внес вклад в исследования патристики и реформации. Кроме своей книги «Учение о человеке у Кальвина», отмеченной выше, Торранс написал работу по эсхатологии Лютера, Батцера и Кальвина (Kingdom and Church, 1956), книги «Герменевтика Жана Кальвина» (The Hermeneutics of John Calvin, 1988) и «Шотландское богословие от Джона Нокса до Джона Маклеода Кэмпбелла» (Scottish Theology From John Knox to John McLeod Campbell, 1996). Его книга «Тринитарная вера» (The Trinitarian Faith, 1988) посвящена богословию, воплощенному в Никео-Цареградском символе веры. В последние годы жизни Торранс опубликовал собрание эссе «Божественный смысл: исследования по патристической герменевтике» (Divine Meaning: Studies in Patristic Hermeneutics, 1995). Эта работа представляет собой первую часть трехтомной истории герменевтики и эпистемологии, задуманной для того, чтобы преодолеть недостатки современной библейской интерпретации, которую Торранс рассматривал как существенно ошибочную. Хотя последующие тома не были изданы, огромное количество материалов было опубликовано в различных журналах и книгах. В 1969 г. Торранс стал членом Международной академии религиоведения (Acadйmie Internationale des Sciences Religieuses) благодаря Станиславу Доксу, доминиканскому ученому и богослову и Джеральду Филипсу из Левена, бельгийскому догматисту, который написал окончательный текст догматической конституции Второго Ватиканского собора Lumen Gentium, бывшему в то время президентом Академии. Спустя два года после смерти Филипса Торранс был избран президентом Академии и занимал это положение с 1972 по 1981 гг. Это еще более расширило контакты Торранса с континентальными богословами благодаря вовлеченности в международные семинары и дискуссии. Эти контакты привели Торранса в 1976 г. в Международную академию философии наук (Acadйmie Internationale de Philosphie des Sciences). Эта организация состояла главным образом из ученых, математиков и физиков. Здесь Торранс еще более глубоко погрузился в международную научную деятельность и междисциплинарный диалог между богословием и естественными науками. Фактически, признание Торранса со стороны ученых было даже большим, чем со стороны богословов. Он был одним из немногих богословов, которые редактировали научный текст: James Clerk Maxwell, A Dynamical Theory of the Electromagnetic Field. Торранс также был весьма сильно вовлечен в экуменическое движение под руководством Всемирного совета Церквей. Он был участником конференции «Вера и устройство» в Лунде, Швеция, в 1952 г. и с 1952 по 1962 г. был членом одноименной комиссии ВСЦ. С 1950 по 1958 Торранс участвовал в диалоге между Шотландской и Англиканской церквами. В 1954 участвовал в конференции ВСЦ в Эванстоне, комиссии «Вера и устройство» в Чикаго, а также во Всемирном альянсе реформатских церквей в Принстоне. Эссе, написанные Торрансом в контексте участия в экуменическом движении, вошли в двухтомник «Конфликт и согласие в Церкви» (Conflict and Agreement in the Church, Volumes I & II, 1959-1960). Торранс являлся одной из ключевых фигур в диалоге между Всемирным альянсом реформатских церквей и Греческой Православной Церковью, который начался в 1977 г. Это привело к серии консультаций, проходивших с 1979 по 1983 гг. В конечном итоге участниками этого диалога стали 14 Православных Поместных Церквей. Дальнейшие консультации привели к возникновению документа «Общее заявление об официальном диалоге между Православной церковью и Всемирным альянсом реформатских церквей» (Joint Statement of the Official Dialogue between the Orthodox Church and the World Alliance of Reformed Churches), изданном 13 марта 1991 г. в Женеве, в котором констатировалось согласие в отношении учения о Святой Троице. Результаты этих дискуссий были опубликованы в двухтомнике, вышедшем под редакцией Торранса «Богословский диалог между Православной и Реформатскими церквами» (Theological Dialogue Between Orthodox and Reformed Churches, Volumes I & II, 1985, 1993). Эти связи с Православной Церковью были настолько значимыми, что в 1973 г. Торранс был удостоен почетного звания протопресвитера Греческой Православной Церкви Александрийского Патриархата, а в Аддис-Абебе был посвящен во время Литургии в сан пресвитера Мефодием, Архиепископом Аксума. В 1978 г. Торранс был удостоен премии фонда Джона Темплтона за прогресс в религии за вклад в богословие и его отношение к естественным наукам. Он получил почетные степени доктора восьми университетов. В 1982 г. стал членом Британской академии наук и Королевского общества Эдинбурга (1979).
Библиография работ автора на языке оригинала: The Apocalypse Today. Grand Rapids: Eerdmans, 1959. The Christian Doctrine of God, One Being Three Persons. Edinburgh: T & T Clark, 1996. Christian Theology and Scientific Culture. Belfast: Christian Journals, 1980. The Doctrine of Grace in the Apostolic Fathers, Thesis for Basel University. Edinburgh: Oliver and Boyd, 1948 Divine Meaning. Edinburgh: T & T Clark, 1995. God and Rationality. Oxford: Oxford University Press, 1971. The Ground and Grammar of Theology. Charlottesville, VA: The University Press of Virginia, 1981. The Hermeneutics of John Calvin. Edinburgh: Scottish Academic Press, 1988. "Justification: Its Radical Nature and Place in Reformed Doctrine and Life," SJT 13 (1960) 240. Karl Barth: an Introduction to his Early Theology, 1910-1931. New York: Harper, 1962. "Karl Barth and Patristic Theology," in Theology Beyond Christendom: Essays on the Centenary of the Birth of Karl Barth May 10, 1986. ed. John Thompson. Allison Park, PA: Pickwich, 1986, 215-39. "My Interactions with Karl Barth," How Karl Barth Changed My Mind, ed. Donald McKim. Grand Rapids: Eerdmans, 1986. Reality and Evangelical Theology. Philadelphia: Westminster, 1982. Reality and Scientific Theology. Edinburgh: Scottish Academic Press, 1986. "The Relation of the Incarnation to Space in Nicene Theology," The Ecumenical World of Orthodox Civilization: Russia and Orthodoxy. V. 3. (Essays in Honor of Georges Florovsky) ed. Andrew Blane. Paris: Mouton, 1974. The Royal Priesthood. 2nd ed. Edinburgh: T & T Clark, 1955/1993. Space, Time and Incarnation. Oxford: Oxford University Press, 1969. Space, Time and Resurrection. Grand Rapids: Eerdmans, 1976. The Trinitarian Faith: The Evangelical Theology of the Ancient Catholic Church. Edinburgh: T & T Clark, 1988. Ed. Theological Dilaogue Between Orthodox and Reformed Churches, 2 Vols. Edinburgh: Scottish Academic Press, 1985-1993. Theological Science. Oxford: Oxford University Press, 1969. Theology and Reconciliation: Essays Towards Evangelical and Catholic Unity in East and West. London: Chapman, 1975. Theology in Reconstruction. Grand Rapids: Eerdmans, 1965. "Theological Realism." The Philosophical Frontiers of Christian Theology: Essays Presented to D. M. MacKinnon. Cambridge: Cambridge University Press, 1982, 169-96. "Toward Ecumenical Consensus on the Trinity," Theologische Zeitschrift 31 (1975) 337-50. A Dynamical Theory of the Electromagnetic Field, James Clerk Maxwell, edited by Torrance, Scottish Academic Press, February 1983, ISBN 0-7073-0324-9 Paperback reprinted by Publisher: Wipf & Stock Publishers, March 1996), ISBN 1-5791-0015-5 Transformation & Convergence in the Frame of Knowledge. Grand Rapids: Eerdmans, 1984. Trinitarian Perspectives: Toward Doctrinal Agreement. Edinburgh: T & T Clark, 1994. "The Uniqueness of Divine Revelation and the Authority of the Scriptures: The Creed Associations's Statement." Scottish Bulletin of Evangelical Theology 13 (Aut. 1995): 97-101. Theological and Natural Science. Eugene: Wipf & Stock, 2002.

Другие публикации на портале:

Еще 9