Петр Абеляр, или Абелард (1079–1142) [лат] – теолог, философ и поэт, один из известнейших представителей средневековой схоластики, общепризнанный глава диалектиков, имевший множество учеников. Жизнь П.А. как ученого прошла в постоянных переездах из одного монастыря и одной школы в другие, за что он был прозван «Палатинским перипатетиком». П.А. довелось учиться у знаменитых учителей – Иоанна Росцелина и Вильгельма из Шампо. Богословие П.А. постигал также под руководством Ансельма Ланского. Позже П.А.открыл собственную школу, в дальнейшем ставшую основой, на которой возник Парижский университет.
К славе ученого П.А. невольно добавил скандальную известность любовного романа с Элоизой, драматические перипетии которого описаны А. в автобиографической "Истории моих бедствий". П.А. был приглашен в дом одного каноника для ученых занятий с юной дочерь каноника – Элоизой. Учитель и ученица полюбили друг друга и П.А. уговорил Элоизу вступили в тайный брак, после чего Элоиза родила сына. Первоначальная несговорчивость Элоизы на брак объяснялась ее убеждением, что занятия философией с браком несовместимы. Родственники Элоизы полагали все–таки, что П.А. обманул Элоизу, в пользу чего свидетельствует тайный характер брака. Эти люди, мстя за обиду, подвергли П.А. оскоплению. Сохранилась переписка П.А. и Элоизы, состоявшаяся после того, как Элоиза стала настоятельницей женского монастыря.
В своей научной деятельности П.А. важнейшей проблемой считал проблему соотношения веры и разума, чему непосредственно посвящены два его труда –"Христианское богословие" и "Введение в богословие". Как полагают историки, взгляды П.А. изменялись во времени и в зависимости от условий полемики с оппонентами. До осудившего его собора 1121 года П.А. приходилось вести полемику с теми рационалистами, которые решительно заявляли о праве разума вмешиваться в сферу веры, П.А. доказывал законность веры. На его позицию повлияли решения осудивших его соборов, ибо он стал полемизировать теперь против своих судей, богословов направления Бернарда Клервоского, слишком односторонне, как он считал, стоявших за авторитет веры. П.А. считал разум обязательным предварительным условием веры ("понимаю, чтобы верить"); разумом должны быть удостоверены церковное Предание и догмат, лишь Священное писание и церковные таинства не нуждаются в этом удостоверении. Сочинения А. осуждались церковью как еретические на соборах 1121 и 1140 годов. В споре о природе универсалий развивал учение, позже названное концепцептуализмом.Бернард Клервоский. Письма // Абеляр П. История моих бедствий. – М.: Наука, 1959.
Абеляр // Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1983.
Аккерман Д. Любовь в истории; Ларю Дж. Секс в Библии. – М.: Крон–пресс, 1995. С.60–64.
Александр Мень. Библиологический словарь. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. – Т. II. – Т. II.
Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.
Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. – М.: ОЛМА–ПРЕСС, 2001. (Мировая философия).
Антонова Е.В., Овчинников С.О. Абеляр // Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Арсеньев Иоанн. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М.: Вече, 2005. – С. 127 – 148.
Багге С. Автобиография Абеляра и средневековый индивидуализм // Мировое древо. – М., 1994. – Вып. 3.
Баткин Л.М. Письма Элоизы к Абеляру. Личное чувство и его культурное опосредование // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. – М.: Наука, 1990.
Баткин Л.М. Ради чего Абеляр написал свою автобиографию // Мировое древо. 1994. – Вып. 3.
Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.100, 194–196.
Бицилли П.М. Салимбене: (Очерки итальянской культуры XIII в.). – Одесса, 1916. С.119–122.
Блинников Л.В. Великие философы: Словарь–справочник. – М.: Логос, 1998.
Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице // Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С.78–121.
Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству: Историческое исследование. – Харьков, 1888. – Вып. 1. С.93–96.
Виндельбанд В. История философии / Пер. с нем. – Киев: Ника–Центр, 1997. С.251–254.
Воротилин Е.А. Абеляр // Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.
Гайденко П.П. Элементы свободомыслия в средневековой схоластике // История и теория атеизма. – М., 1962.
Гарин И. Пророки и поэты. – М.: "ТЕРРА"–"TERRA", 1994. – Т.5. С.405–442.
Гаусрат А. Средневековые реформаторы / Пер. с нем. – СПб., 1900. – Т. 1. С.1–242.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – Кн. 3 // Гегель Г.В.Ф. Сочинения . – М.; Л., 1935. С.132–133.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.248–250.
Данэм Б. Герои и еретики: Политическая история западной мысли. – М.: Прогресс, 1967. С.191–206.
Джохадзе Д.В., Стяжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. – Тбилиси: Ганатлеба, 1981. С.47–54.
Добиаш–Рождественская О.А. Абеляр // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. I.
Душин О.Э. Исповедь и совесть в западноевропейской культуре XIII – XVI вв. СПб.: СПбГУ, 2005. – С. 81 – 90.
Еврейская энциклопедия. М., 1996. (Репринт).
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Ивановский В. Мистика и схоластика XI–XII веков: (Ансельм Кентерберийский, Абеляр и Бернард Клервоский) // Книга для чтения по истории средних веков, составленная кружком преподавателей. – М., 1910. – Вып. II.
Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003. С.168–169. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. редактор В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1986. С.14–27.
История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.
История эстетической мысли.
Кайдаш С. Абеляр и Элоиза // Наука и религия. – М., 1999. – № 3.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.
Коллинз Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения / Пер.с англ. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. – М.: Наука, 1976.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Круть И.В., Забелин И.М. Очерк истории представлений о взаимоотношениях природы и общества: (Общенаучные и геолого–географические аспекты). – М.: Наука, 1988. С.121–122.
Культура и культурология: Словарь / Редактор–составитель А.И. Кравченко. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проспект, 2003.
Кэмпбелл Д. Маски Бога. Созидательная мифология / Пер. с англ. – М.: Золотой Век, 1997. – Т. 1. С.61–75.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.375–377.
Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр // Историко–философский ежегодник'88. – М.: Наука, 1988.
Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. – СПб.: Алетейя, 1997. С.278–289.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.
Маслов Д.К. Предисловие к апологии Петра Абеляра // Историко–философский ежегодник'2003. – М.: Наука, 2004.
Мейндл Р. Пьер Абеляр // Великие мыслители Запада: Главные идеи и сочинения более 100 выдающихся западных философов, естествоиспытателей и обществоведов, психологов, духовных писателей и богословов. – М.: Крон–пресс, 1997.
Миртов Д.П. Аристотель // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. I .
Миртов Д.П. Схоластика // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.
Михайлов А.Д. Абеляр // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А.Сурков. – М.: Советская энциклопедия, 1962–1978. – Т. 1.
Можейко М.А. Схоластика // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Мудрагей Н.С. Знание и вера: Абеляр и Бернар // Вопросы философии. – М., 1992. – № 3.
Неретина С.С. Абеляр // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. I.
Неретина С.С. Абеляр и Петрарка: пути самопознания личности: (Текстологический анализ) // Вопросы философии. – М., 1992. – № 3.
Неретина С.С. Абеляр и специфика средневекового философствования // Абеляр. Тео–логические трактаты. – М.: Прогресс; Гнозис, 1995.
Неретина С.С. Верующий разум: К истории средневековой философии. – Архангельск: Изд. Поморского международного пед. ун–та, 1995. С.249–281.
Неретина С.С. Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре: Концептуализм Абеляра. М.: Гнозис, 1996.
Неретина С.С. Петр Абеляр // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Неретина С.С. Проблема высказывания у Абеляра // История науки в контексте культуры. – М., 1990.
Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001.
Орлов А.А. Сотериология Петра Абеляра // Богословский вестник. – Сергиев Посад, 1917. – №1.
Перну Р. Элоиза и Абеляр / Пер. с франц. – М.: Молодая гвардия, 2005.
Протопопов В. Абейляр и Элоиза, или драгоценное собрание писем сих любовников. – М., 1816.
Рабинович В.Л. Урок Абеляра: текст – жизнь // Августин А. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий – М., 1990.
Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. – М.: Книга, 1991. С.289–398.
Рабинович В.Л. Текстология Петра Абеляра // Анализ знаковых систем. История логики и методологии науки. – Киев, 1986.
Рабинович В.Л. Урок Абеляра: учить читать // Философия и социология науки и техники. – М., 1987.
Рамм Б.Я. Проблема аутентичности переписки Абеляра с Элоизой // Гуманизм и религия. – Л., 1980.
Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1997. С.408–411.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Ревуненкова Н. В. Абеляр и общественная борьба во Франции в конце XVII — начале XVIII века // Музей в атеистической пропаганде. Л., 1980. С. 104—112.
Реферовская Е.А. "Спор" реалистов и номиналистов // История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985. С.257–268. Рожков Владимир, протоирей. Очерки по истории римско–католической церкви. – М.: Духовная библиотека, 1998. С.124–128.
Рубин А. Абеляр // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 1.
Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. – М., 1953.
Сидорова Н.А. Петр Абеляр – представитель средневекового свободомыслия // Абеляр. История моих бедствий. – М.: АН СССР, 1959.
Словарь античности / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979, с.150–158.
Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. – М., 1957.
Усманова А.Р. История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Усманова А.Р. Петр Абеляр // Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.
Усманова А.Р. Петр Абеляр // История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.
Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. С.150–151.
Фатеев Н.А. Очерки развития индивидуалистического направления в истории философии государства. (Идея политического индивида). – Т.I: Предшественники политического индивидуализма. – Харьков, 1904. С.87–90.
Федотов Г.П. Абеляр // Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12–ти томах. – М.: Мартис, 1996. – Т. 1.
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.
Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.
Фокин А.Р. Абеляр // Православная энциклопедия / Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».
Фрейберг Л.А. Петр Абеляр // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.
Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.
Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1981. С.105–107.
Шишков А.М. Абеляр // Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. – Т. 1.
Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.107–119.
Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.131–142.
Апология. Против Бернарда / Пер. с лат.: Д.К. Маслов // Историко–философский ежегодник'2003. – М.: Наука, 2004.
Введение в теологию: (Предисловие). О чудесах // Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.
Глоссы к «Категориям» Аристотеля / Перев. и прим.: С.С.Неретина // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1.
Диалектика // Вопросы философии. – М., 1992. – № 3.
Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Вопросы философии. – М., 1995. – № 3.
История моих бедствий / Пер. с лат.: В.А.Соколов. – М.: АН СССР, 1959 (Литературные памятники).
История моих бедствий // Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Республика, 1990.
История моих бедствий. – М.: Аттик, 1994.
Тео–логические трактаты. – М.: Прогресс. Гнозис, 1995.
Абеляр П. Этика, или Познай самого себя / Пер. с латин., предисл. и коммент.С.С. Неретиной // Человек. 1995. № 3. С. 52–67; № 4. С. 77–92; № 5. С. 89–107.
Этика, или Познай самого себя: [Фрагменты] // Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв.
Фрагменты сочинений // Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. – Т.1. – Ч. 2.
Фрагменты сочинений // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: РХГИ, 2000. – Т. 1.
Фрагменты сочинений // История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5–ти томах. Т.1: Античность, Средние века, Возрождение. – М.: Искусство, 1962.