Маркелл Анкирский
Профессиональные интересы: Богословие

Краткая биографическая справка:

Маркелл Анкирский (ум.375) [греч] – сподвижник Афанасия Великого в борьбе против арианства. Некоторые историки Церкви разделяют жизнь М.А. на православный  и неправославный периоды. Вместе с тем, как считают другие историки, система воззрений М.А. была сама по себе противоречива, потому и навлекала нередко подозрения в неправославии ее автора. М.А. был среди защитников Никейской веры, признавая однако не вечное рождение Сына Божия от Отца, а только вечное бытие Логоса в Боге. В Никейском символе термин "Логос", как известно, не был употреблен.  Сердикиский собор оценил воззрения М.А. как православные, Афанасий Великий, папа Римский Юлий находили для себя возможным общаться с М.А. как с православным богословом, но его взгляды вызывали неодобрение  Василия Великого. Епифаний Кипрский в своем своде еретических учений "Панарионе", как полагают, затруднился вынести определенное суждение о М.А., предоставляя суд о нем на усмотрение читателей. М.А, встретив такое неоднозначное отношение к своему учению, вынужден был покинуть Восток и поселиться в Риме. 

Библиография работ о персоне:

Иероним. О знаменитых мужах // Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2.  (Гл. 86).  То же: Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.

Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн. I, гл. 36. Кн. II, гл. 15, 18, 29, 42).

Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн. II, гл. 7, 8, 15).

Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. – СПб., 1851. (Кн. II, гл. 33).

Сульпиций Север. Хроника (Гл. XXXVI – XXXVII) // Сульпиций Север. Сочинения . – М: РОССПЭН, 1999. 

Беркхов Л. История христианских доктрин. – СПб.: Библия для всех, 2000. С.93–94.

Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т.  IV,  с.122–131.

Бриллиантов А.И. Лекции по истории древней Церкви / А.И.Бриллиантов; вступ. статья и науч. ред. А.Ю.Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. (Библиотека христианской мысли. Исследования). – С. 154 – 164.

Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 165 –167.

Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви: (Раскрытие православия в их творениях). – М.: МГУ, 1994. С.94–96.

Карташев А.В. Вселенские соборы. – М.: Республика, 1994. С.52–56, 68–69.

Лебедев А.П. Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи направлениями школ Александрийской и Антиохийской.– СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. С. 74 –77. (Библиотека христианской мысли. Исследования).

Маркел Анкирский //  Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II. 

Мелиоранский Б.М. Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви. (I–VIII вв.). – СПб., 1910–1913. – Вып. 1–3. (Единая пагинация). С.178–181.

Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964. С.350.

Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.293–298.

Другие публикации на портале:

Еще 9