Иоанн (Иоганн) Таулер (1300–1361) [лат, нем.] – проповедник. И.Т. считал Майстера Экхарта своим учителем, но в отношении выводов из его учения был гораздо более осмотрительным. И.Т. мало размышлял о философских категориях, его интересовали проявления христианского духа в обычной жизни. Отказавшись от значительного состояния И.Т. вступил в доминиканский орден. И.Т. был не писателем, а проповедником и духовным наставником. Труды под его именем составлены на основе его проповедей. Как и Экхарт, И.Т. проповедовал внутреннюю собранность и отрешенность от окружающих впечатлений, уход в то основание души (Grund), где возможно мистическое созерцание. Разум, познавая Бога должен полностью избавиться от чувственных и рассудочных образов, ибо через эти образы Бог не может быть познан. И.Т. апеллирует к принципу апофатического богословия – Бог есть Ничто, – в том смысле, что невозможно постичь или воспринять Его опытно. Необходимо достичь состояния отрешенности и пассивности, необходимо отречение от собственной воли через полное подчинение Божественной воле, чтобы пережить внутреннее соединение с Богом. Это состояние есть вожделенная нищета духа. Задача, стоящая перед человеком на этой земле – возвратиться в единство с Божественным, что равносильно возврату человека к основанию души, Grund, где обитает Троица. Но с помощью разума и воли это совершить невозможно. Однако двумя дарами Святого Духа – пониманием и премудростью – душа направляется в те неизреченные глубины, где Бог предстает таким, каков Он есть, и познается таким, какой Он есть по Своему существу. В этом состоят мистическое соединение и созерцание. Доктрина И.Т. встречала различные оценки; одно время ее осуждали или запрещали в ряде католических стран, но в XIX веке его богословие в целом признали ортодоксальным.
Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека / Пер. с англ. – Б.М.: София, 2000.
Бросс Ж. Духовные учителя / Пер. с франц. – СПб.: Академический проект, 1998.
Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. – М.: Республика, 1994.
Горфункель А. Таулер // Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. Таулер // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.
Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века / Пер. с франц. – М.: Республика, 2004.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. – М.: Книжная находка, 2003.
Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. – М.: ЭНИГМА, 1997.
Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.
Лейн Т. Христианские мыслители / Пер. с англ. – СПб.: Мирт, 1997.
Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века / Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999.
Михайлов И.А. Таулер // Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. IV.
Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции / Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.197–199.
Прохорова И.М. Иохан Таулер // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.
Прохорова И.М. Иоханн Таулер. Богослов–мистик, проповедник и наставник // Иоханн Таулер. Царство Божие внутри нас: Проповеди. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2: Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли). – СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995.
Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.
Фатеев Н.А. Очерки развития индивидуалистического направления в истории философии государства. (Идея политического индивида). – Т.I: Предшественники политического индивидуализма. – Харьков, 1904. С.117–119.
Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.
Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Пер. с голландского. – М.: Наука, 1988.
Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. С.465–470.
Штайнер (Штейнер) Р. Мистика на заре духовной жизни Нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям. Ереван: Ной, 1993. С.37–49.
Штёкль А. История средневековой философии. – СПб.: Алетейя, 1996. С.300–301.
Царство Божие внутри нас: Проповеди / Пер. и прим.: И.М.Прохорова. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000.
Немецкие проповеди Майстера Экхарта и Иоганна Таулера / Пер. с лат.: В.В. Можаровский // Начало. – СПб., 2001. – № 11.
О правильной медитации / Пер. и прим.: И.М.Прохорова. – Вестник Российского Христианского гуманитарного института . – СПб., 1999. – Вып. 3.
Проповеди / Пер. и прим.: И.М.Прохорова // Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 2.